Урок Подготовка в выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей имени Героя России Веры Волошиной
д.ГоловковоНаро-Фоминский район
Московская область
Фрагмент урока с тестами по русскому языку
в формате проведения ОГЭ-2017
Выполнила Лисютина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2016 год
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1)В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. (2)Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился, наконец, вернуться к себе домой. (3)Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. (4)У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.(5) Я остановился в недоумении, оглянулся... (6)«Эге! — подумал я, — да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. (7)Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.(8) Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. (9)Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. (10)«Вот как только я выйду на тот угол, — думал я про себя, — тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!» (11)Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далёко-далёко, виднелось пустынное поле.(12) Я опять остановился. (13)«Что за притча?.. Да где же я(14) Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня... (15)«Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! (16)Вон это, должно быть, Синдеевская роща... (17)Да как же это я сюда зашел?(18) Так далеко?.. (19)Странно! (20)Теперь опять нужно вправо взять».(21) Я пошел вправо, через кусты. (22)Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. (23)Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. (24)Всё кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали.(25) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (26)Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. (27) я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. (28)Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. (29) небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи. (30)Звездочки замелькали, зашевелились на нем. (31)Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром.(32) «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. (33)Но умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета. (34)Мне стало совестно перед ней, и я отчаянно устремился вперед, словно вдруг догадался, куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. (35)Странное чувство тотчас овладело мной. (36)Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания, — и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. (37)Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. (38)Я поспешил выбраться назад на бугор. (39)До сих пор я всё еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места, почти совсем потонувшие во мгле, пошел себе прямо, по звездам — наудалую... (40)Около получаса шел я так, с трудом переставляя ноги. (41)Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. (42)Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. (43)Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.
(По И.С.Тургеневу).
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос Что оказалось темным и круглым бугром?
1. Э! да это Парахинские кусты.
2. Вон это, должно быть, Синдеевская роща.
3. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора?
1) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
2) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота.
3) Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука
4) Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.
4. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.  
5.  Из предложений 26-28 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.
6.  Замените слово сыскать из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом.
7. Замените словосочетание с дубовым леском  (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 38.
9. Среди предложений 37-40 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Странное чувство тотчас овладело мной. Лощина эта имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней(1), казалось(2), они сползлись туда для тайного совещания(3), и до того в ней было немо и глухо(4), так плоско(5), так уныло висело над нею небо(6), что сердце у меня сжалось. Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней. Я поспешил выбраться назад на бугор.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все         запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями         сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Звездочки замелькали, зашевелились на нем. Что я было принял за рощу(1), оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух(2), остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую желто-пегую собаку Дианку(3), решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей.
13. Среди предложений 24-26 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(24)Всё кругом быстро чернело и утихало, — одни перепела изредка кричали.(25) Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (26)Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой.
14. Среди предложений 10-12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной         (сочинительной) связью. Напишите номер этого  предложения.