Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.



Васильева Татьяна Николаевна,
заместитель заведующего по ВМР
МДОУДС № 14

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
в контексте ФГОС дошкольного образования.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты, которые включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе (предметно-пространственной среде) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Если раньше главным действующим лицом в ДОУ был воспитатель, то сегодня на первое место выходит воспитанник. Раньше все строилось на указании ребѐнку на то, что он должен сделать, сегодня этот выбор за ребенком, задача педагога - помочь ему достичь желаемой цели, подсказать, как поступить в том или ином случае с пользой для себя и для общества.
В мировой практике это названо личностно-ориентированным образованием, которое направлено на оказание ребенку помощи в достижении желаемых результатов.
Одним из условий реализации ФГОС является предметно - пространственная среда ДОУ.
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Поэтому для решения поставленной задачи необходимо создание такой предметно-развивающей среды, которая бы учитывала, что: формами построения педагогического процесса выступает сотрудничество взрослого с ребенком как равноправных партнеров, основанное на игровом взаимодействии, речевом общении, совместной продуктивной деятельности. При организации процесса воспитания и обучения важное место отводится мотивации ребенка на совместную деятельность; жизнедеятельность воспитанников ДОУ должна быть яркой, разнообразной, включающей в себя интересные виды деятельности: игру, творчество, общение, труд…
Способы овладения видами деятельности, культурой и культурными традициями представлены воспитанникам, при этом педагог выступает не как источник информации, а как главный посредник между культурой и ребенком, а окружающее пространство – как источник приобретения реального жизненного культурного опыта; при организации образовательного процесса необходимо учитывать принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; возрастная адекватность - один из главных критериев выбора форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилами). В играх реализуется большая часть содержания образовательных областей.
381031178500 Самостоятельными и самоценными видами детской деятельности являются общение, продуктивная деятельность, музыкальная и художественная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, труд; формами работы - экспериментирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций, наблюдение; предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий; решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов, предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В нашем МДОУ мы попытались разработать алгоритм построения предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС. В основу алгоритма положен вид ведущей деятельности возраста ребѐнка, определено зонирование групп, зоны разделены на предполагаемые центры в соответствии с интегративным подходом к организации развивающих центров активности детей, сформулированы основные задачи возраста, условия предметно - пространственной среды, в соответствии с задачами осуществлѐн подбор содержания ПРС, продумано распределение и смена игрового материала в течение года. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержатся материалов для игры.
ПРС в младшей группе. Ведущая деятельность в данном возрасте – предметная. Соответственно цель предметно-развивающей среды: побуждение ребѐнка к активным действиям с дидактическими игрушками, предметами заместителями, подготовка к игре.
419108572500 Модель группы среднего возраста. Ведущая деятельность – игра (сюжетно-ролевая). Сопутствующая деятельность – продуктивная, трудовая, экспериментальная. Цель создания ПРС: побуждение к игровой деятельности, обогащение жизненного опыта.
333375084391500 И последняя модель ПРС в группах старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Ведущая деятельность в этом возрасте игра (самодеятельная сюжетно-ролевая, режиссѐрская игра, игра с правилами). Сопутствующая деятельность - продуктивная, трудовая, экспериментальная, учебная.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Цель ПРС: побуждение к игровой деятельности, с целью обогащения опыта, воплощения замысла, формирования предпосылок учебной деятельности.
-4381541719500При формировании предметно-развивающей среды групп нет жесткого стандарта, педагоги (по возможности) учитывают особенности образовательного учреждения в холлах МДОУ оформлены центры по ПДД,
4333875381000 безопасности, патриотического воспитания.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Чтобы не отставать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.