Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»










Консультация для воспитателей:

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ»




Выполнила: Хасанова Р.А.











Казань - 2016
Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.
Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи экологического воспитания у дошкольников: формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой, воспитывать эстетические и патриотические чувства;
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Инновационные процессы на современном  этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как уровень общего образования раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Разработка и реализация экологических программ сопровождается:
- Р.I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Р.I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
- Относительно новые формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ: - электронные рассылки материалов - онлайн конференции, семинары - вебинары; скайп-консультации - мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб - виртуальные методические выставки образовательных ресурсов - Интернет – мастерские.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
-Реализация личностно-деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ -Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода. - Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий. - Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. - Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности. - Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: - проектные методы, - экологическая тропинка, - социально-игровые методы, - мультимедийная презентация, - использование компьютерных технологий
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции.
К таким формам относятся совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Однако, все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
Развивающая предметно – пространственная среда это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.
 
Элементы предметно – пространственной среды
Элементы РППС
Функциональная роль
Формы и методы работы

Экологический кабинет
Обучающая, релаксационная
Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы

Лаборатория
Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие
Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения

Живой уголок
Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам
Наблюдение, уход за растениями, животными

Зимний сад
Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами
Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения

Библиотека
Познавательная, формирование интереса к чтению
Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов

Экологическая тропинка
Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой
Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа

Огород, сад
Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения
Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности

Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты)
Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы
Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников

Музей, картинная галерея
Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая
Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ

Изостудия (художественная студия), дизайн-студия
Эколого-эстетическая, эмоциональная
Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам

Театральная студия
Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках
Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала

Музыкальный зал
Эколого-эстетическая
Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы

Физкультурный зал
Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие
Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки

Бассейн
Оздоровительная, игровая, познавательная
Занятия (преимущественно по блоку "Вода", "Животные"), экологические праздники

Коридоры, холлы
Познавательная, развивающая, эстетическая
Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п.

Компьютерный класс (или отдельные компьютеры)
Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач
Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные)
ћ°Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы
Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ

Фитобар
Оздоровительная, познавательная, релаксационная
Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах (например в МБДОУ д/с №70 «Центр развития ребенка «Светлячок» г. Белгорода)
В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.
В МБДОУ детский сад № 70 «Центр развития «Светлячок» г.Белгорода деятельность по экологическому воспитанию осуществляется по программе «Познавательное развитие» педагога дополнительного образования (эколога), которая разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и примерной образовательной программы «Истоки».
Работа проводится по следующим направлениям:
организация музыкальной деятельности, усиливающая эмоциональное восприятие ребенком природы; 
подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе), в том числе для сопровождения экологических игр.
использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки,  живопись, глиняные игрушки).
закрепление материалов экологического воспитания в процессе рисования, аппликации, лепки;
изготовление  наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам.
подбор художественных произведений к экологической тематике;
изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала.
изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту через поручения, совместные действия и задания, как в группах, так и на территории
реализация проектов для формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
знакомство с миром профессий, связанных с экологией (наблюдение, рассматривание альбомов, иллюстраций).
подготовка и проведение образовательной деятельности с детьми в центре природы   группы, мини-лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке.
участие в подготовке и проведении  экологических праздников детского сада, инсценировок, спектаклей по сказкам, разыгрывание народных песен, потешек, имитация повадок животных.
дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр на закрепление экологических  понятий.
чтение с обсуждением  произведения.
экологические акции и десант.
наблюдения и работа на экологической тропе на территории ДОУ
подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов),
включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать  у детей познавательные способности.
Успешная реализация рабочей программы «Познавательное развитие» невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.
Целью взаимодействия с родителями по экологическому воспитанию является повышение экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей в данном направлении.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
В своей работе с родителями дошкольников в рамках рабочей программы использую традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
- Проведение развлекательных мероприятий, викторин экологической тематики
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей формирует у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достижение более высокого уровня их воспитанности.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, проводится анкетирование.
Пример анкеты:
  Что такое экология?
  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
  Посадили ли Вы дерево?
  Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
  Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
  Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
  Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
  Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.
Также хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой» В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо с раннего возраста прививать нашим детям любовь к окружающей нас природе и всему живому в ней.
Все выше сказанное позволяет сформулировать ряд рекомендаций воспитателям по вопросам экологического воспитания в современной образовательной среде ДОУ:
- Создание рациональной предметно – пространственной среды для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей
- Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. - Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.
- Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.
Таким образом, путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды с интеграцией образовательных областей в условиях ФГОС достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.














Использованные источники.
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 1.10.2015).
2. Ахунзянова В. Моделирование предметно – развивающей среды в ДОУ в условиях переходного периода к ФГОС [Электронный ресурс] / Ахунзянова В. // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 3.10.2015).
3.Боршевецкая Л.А. Особенности проектирования развития воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.А. Боршевецкая // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 5.10.2015).
4.Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС [Электронный ресурс] / И.Г.Дорошина //Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 5.10.2015).
5.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и Природа» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: «Карапуз-дидактика», 2005. – 192 с. – ISBN 5-9715-0004-Х.
6.Сахаутдинова М.Ф. Проектная деятельность в ДОУ. Экологический проект «Деревья нашего участка» [Электронный ресурс] / М.Ф. Сахаутдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 5.10.2015).
7.Тимофеева И.В. Развивающая среда для экологического образования: экологические комплексы в ДОУ [Электронный ресурс] / И.В.Тимофеева // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения 4.10.2015).
8.Удовика А. В. Инновационный подход к организации работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. В. Удовика // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения –4.10.2015).
9.Чердымова Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е. И.Чердымова // Научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка». – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 4.10.2015).
10. Шевякова Л. Г. Инновационный опыт по экологическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс] / Л. Г. Шевякова // Международный образовательный портал Maam.ru. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения – 4.10.2015).


Заголовок 115