Музыкальные образы и музыкальные персонажи — 5 класс: рабочая программа по внеурочной деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40 г.Воронежа

Рассмотрена
на заседании ШМО
протокол
№_____от «___»______2016г
Руководитель МО
_____________

Согласована
зам. директора по УВР
___________________
Подпись
«__»______2016г
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №40
_____________А.М. Фактор



Рабочая программа
по внеурочной деятельности 5 класс
«Музыкальные образы и музыкальные персонажи»
на 2016-2017 учебный год


·Составила: Овчарова Светлана Владимировна
учёная степень: кандидат педагогических наук
учёное звание: доцент






г.Воронеж – 2016

Планируемые результаты освоения курса «Музыкальные образы и музыкальные персонажи» в 5 классе (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные результаты:
– уметь действовать в вымышленных обстоятельствах;
– действовать в коллективе; – уметь управлять интонацией голоса; – иметь навыки сольного и хорового пения;
– иметь представление об истории возникновения и развития театра; – знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка; – знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл, клавир; – иметь навыки пения дуэтов, трио, квартетов, речитативом; – уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.

Метапредметные результаты:
– создание условий реализации творческих способностей через связь музыки с литературой;
– развитие памяти, произвольного внимания;
– развитие творческого мышления и воображения на основе синтезированных разными областями искусства образов и их связи с реальностью;
– выявление и развитие способностей, применимых в разных жизненных ситуациях;
– формирование способности самостоятельного освоения общекультурных ценностей;
– формирование умения работать в коллективе слаженно, готовность к сотрудничеству.

Личностные результаты:
– формирование целостного взгляда на мир и его разнообразие: через различные культуры и язык искусства понять и принять окружающий мир;
– принятие себя в этом мире через сценическое искусство путём актуализации внутреннего потенциала;
– готовность к саморазвитию и самообразованию;
– формирование и развитие способности сопереживать: искусство учит понимать окружающих нас людей;
– готовность к осуществлению морального выбора;
– развитие коммуникативной культуры и способности к сотрудничеству как со сверстниками, так и со взрослыми.

Содержание курса внеурочной деятельности
Курс «Музыкальные образы и музыкальные персонажи» создан для формирования и развития представлений о музыкальных театральных постановках. Данный курс предполагает участие школьников в таких постановках. Формы организации включают ознакомительные уроки и практические занятия. Виды деятельности заключаются в изучении школьниками театральных постановок и активном участии в них.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Таким образом для познания искусства недостаточно овладения определенным набором знаний, умений, навыков. Познание искусства становится доступнее с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма внеурочной деятельности. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.



Тематическое планирование по внеурочной деятельности

п/п
Дата
Тема
Форма организации
Вид деятельности
Примечание

1

Волшебной музыки страна. В гостях у сказки
Урок – ознакомление
Активное слушание


2

Азбука театра. Как звучат слова
Урок – ознако
·мление
Практическое занятие
Активное слушание
Работа над сценической речью


3

Элементы сценической грамоты
Урок – ознакомление
Активное слушание


4

Музыкальный театр
Урок – ознакомление
Активное слушание


5

От Древней Греции до наших дней
Урок – ознакомление
Активное слушание


6

Театральный грим и мир музыкально-театральных образов
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Искусство доступного театрального грима


7

История театра. Музыкально-театральные персонажи
Урок – ознакомление
Активное слушание


8

Опера и фрагменты её постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие


9

Оперетта и водевиль, фрагменты постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие


10

Современный мюзикл и рок-опера, фрагменты постановки
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие


11

Краски музыки: музыкальная палитра. Интонация и образы в театре
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и театральное действие


12

Основы сценического движения и одновременного пения
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение


13

Речь в современном мюзикле, основы произнесения текста в театре
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Произнесение текста со сцены


14

Особенности итальянской оперы, знакомство с фрагментами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение


15

Особенности русской оперы, знакомство с фрагментами
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение


16

Музыкальная сказка, подготовка к постановке, распределение ролей
Урок – ознакомление
Практическое занятие
Активное слушание
Пение и сценическое движение


17

Эмоциональная наполненность персонажей выбранной музыкальной сказки, отработка каждого образа
Практическое занятие
Пение и сценическое движение


18

Постановка музыкальной сказки по сценарию
Практическое занятие
Пение и сценическое движение


19

Сказка – лучшая основа для создания разнообразных музыкально-фантазийных персонажей
Урок – ознакомление

Активное слушание



20

Выразительные средства сказочных персонажей
Урок – ознакомление

Активное слушание



21

Фантазийные персонажи в музыкальном театре
Урок – ознакомление

Активное слушание



22

Музыкальные средства выражения фантастических образов
Урок – ознакомление

Активное слушание



23

Влияние музыки на театральный сценарий
Урок – ознакомление

Активное слушание



24

Преобразование сказочных персонажей под воздействием определённой музыки
Урок – ознакомление
Практическое занятие

Активное слушание
Пение и сценическое движение


25

Соответствие визуального образа сценическому персонажу
Урок – ознакомление
Практическое занятие

Активное слушание
Пение и сценическое движение


26

Возможности грима в формировании определённого образа
Урок – ознакомление
Практическое занятие

Активное слушание
Искусство театрального грима


27

Разнообразие воплощения одного сценического образа разными музыкальными средствами
Урок – ознакомление
Практическое занятие

Активное слушание
Пение и сценическое движение


28

Работа над характером сценической интонации
Практическое занятие

Пение и сценическое движение


29

Усиление яркости персонажа музыкальными средствами
Урок – ознакомление
Практическое занятие

Активное слушание
Пение и сценическое движение


30

Лирические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



31

Драматические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



32

Комические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



33

Зловещие образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



34

Добрые и злые сказочные персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



35

Сложные фантастические образы и персонажи в музыкальном спектакле
Урок – ознакомление

Активное слушание



36

Постановка музыкально-фантастического спектакля
Практическое занятие

Пение и сценическое движение



При составлении рабочей программы использованы следующие источники:
13 LINK "http://nsportal.ru/vasina-natalya" \o "Васина Наталья Валентиновна Учитель начальных классов Владимирская область" 14Васина Н.В.15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Гусева Е.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14615




15