Методическая разработка урока профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 7 классе Обработка шаговых срезов пижамных брюк.


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
пгт Опарино Кировской области
Методическая разработка
урока по швейному делу в 7 классе
Обработка шаговых срезов пижамных брюк
Учитель швейного дела:
Воронина Наталья Александровна
Опарино 2015
Технологическая карта
Школа: МБС(К) ОУ школа-интернат VIII вида пгт Опарино
Класс: 7 класс
Учитель: Воронина Наталья Александровна
Предмет: Швейное дело
Тема раздела: Соединение основных деталей в изделии поясного белья. Пижама детская.
Тема урока:  Обработка шаговых срезов пижамных брюк.
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: Создать условия для закрепления знаний , умений и навыков учащихся по технологии выполнения запошивочного шва с соблюдением безопасности труда и требований к качеству в процессе пошива пижамных брюк
Задачи:
Коррекционно-воспитательная: Воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
Коррекционно-образовательная: Повторить и закрепить знания по теме “Пижама ”.
Научить учащихся выполнять обработку шаговых срезов пижамных брюк запошивочным швом.
Формировать терминологическую лексику;
Коррекционно-развивающая:
Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер, умение работать по инструкции. Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера. Развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности и деятельности других учащихся группы.
Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный , проблемно-поисковый, практический.
Форма организации познавательной деятельности:
Индивидуальная, групповаяСредства обучения:
Образец пижамных брюк, образцы тканей, рисунки моделей, выкройки, технологические карты, инструкционные карты, инструменты для ручных работ, швейные машины, карты проверки качества работы, детали кроя пижамных брюк, компьютер, презентация к уроку с коррекционными упражнениями и рисунками поэтапной обработки, раздаточный материал.
Структура урока:
I. Организационный момент
(Цель – подготовка учащихся к работе на уроке)
- взаимное приветствие;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
II. Мотивация и целеполагание(Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи урока, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы).III. Актуализация знаний
(Цель – выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях)
1. Фронтальный опрос группы
2. Работа с образцами тканей
3. Повторение свойств хлопчатобумажной ткани
4. Работа с чертежом пижамных брюк
III. Изучение нового материала
(Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе в виде рассказа, сообщая материал научным, доступным, в меру эмоциональным, последовательным способом, с выводами, с опорой на наглядность и применением ТСО)
1. Работа с планом пошива пижамы
2. Работа с учебником: последовательность выполнения практической работы
3. Работа с инструкционной картой по выполнению запошивочного шва
IV. Закрепление
(Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу.)
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа.
(Цель - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умение работать самостоятельно по технологической карте и по инструкции, развитие навыков самоконтроля, мыслительных процессов, речи.)
1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности
2. Выполнение практической работы
- Дифференцирование задания.
- Контроль за выполнением работы и соблюдением ТБ
- Проверка правильности и качества выполнения работы
- Оказание индивидуальной помощи.
- Внесение вопросов учащимися по ходу работы, о том какую операцию они выполняют, с целью закрепления знаний по терминологии.
VII. Рефлексия деятельности
(Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке, оценка работы учащихся)
1. Анализ выполнения практической работы.
2. Взаимопроверка
3. Уборка рабочих мест

Ход урока
I. Организационный момент.
- взаимное приветствие;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
III. Мотивация и целеполагание- Какое изделие вы изучаете? (Пижама)
- Что же такое пижама?   Для чего используют пижаму? (Пижама – домашний или спальный костюм – сорочка и брюки - свободного покроя. Используют как нательное белье для сна)- Давайте подумаем вместе – так ли нужна пижама? А вдруг она совсем не нужна? 
Ведь дома можно ходить в халате, и это даже лучше, чем пижама, потому что именно в халате вы сможете открыть дверь соседям или даже пойти к ним за солью. А спать можно в майке, футболке.
- Именно так думает множество современных людей, но они ошибаются. Конечно, носить её дома вместо халата или другой домашней одежды нельзя. Но и в халате к гостям выходить не стоит – подберите себе симпатичное платьице для дома или носите леггинсы с туникой.
- Треть нашей жизни - жизнь нашего тела во сне. Как вы думаете, а зачем человеку нужен сон? (ответы учащихся)
- Сон - одно из главных средств восстановления работоспособности. После напряженного труда появляется усталость, и только крепкий, глубокий сон поможет от нее избавиться.Каждую ночь наш организм проводит генеральную уборку, заглядывая в каждую складочку и щелочку наших тканей, «выметая» оттуда мертвые клети и образуя на их месте новые. Если же помешать организму наводить порядок, он станет барахлить в или вовсе откажется от очистки на каком-то участке. Например, перестанет удалять токсины из подкожного жира, и наши бедра покроются целлюлитом. А если человек не досыпает, появляются круги под глазами, нездоровая бледность, снижение иммунитета, раздражительность, рассеянность, истощение организма. В общем, все то, что ведет к преждевременному старению.
  Чтобы кожа тела дышала, человеку было тепло и комфортно, а в организм поступал самый здоровый для восстанавливающего сна воздух, на ночь лучше надевать пижаму из натуральных тканей.
Итак, мы решили, пижама нам нужна
- Сегодня мы научимся выполнять операции по пошиву пижамных брюк.
- Тема урока «Обработка шаговых срезов пижамных брюк запошивочным швом»
(тема урока на доске)
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос группы:
-Какие бывают пижамы? (мужские, женские. детские)
- Какие предметы входят в комплект пижамы? (пижамная сорочка, пижамные брюки)
- К каким изделиям по способу носки относится пижамная сорочка ? (плечевое изделие)
- К каким изделиям по способу носки относятся пижамные брюки ? (поясное изделие)
- Какие еще поясные изделия вы знаете? (Трусы, юбки, плавки, брюки )- Почему их называют поясными? (Поясные изделия держатся на фигуре человека на линии талии с помощью резинки или пояса)
Коррекционное упражнение: Составьте комплект пижамы для сна (работа с картинками)
2. Работа с образцами тканей
- Какие ткани применяют при пошиве пижамы?
Коррекционное упражнение: Расшифруйте название хлопчатобумажных тканей, слоги которых написаны в разброс на лепестках цветка, изображенного на доске, и расположите эти названия на доске

(ситец, сатин, бязь, фланель)
Коррекционное упражнение: У каждого учащегося на рабочем месте образцы х/б тканей. Расположите их в той же последовательности, как на доске
3. Повторение свойств хлопчатобумажной ткани:
- Сейчас я вам прочту стихотворение о пижаме, а вы, прослушав его, ответите, из какой ткани может быть сшита эта пижама.
Плохо греют батареи,Ну, так это не беда!Я в своей пижаме новой,Не замерзну никогда!
(Пижама сшита из фланели, у которой более высокая теплозащитность)
- А какие ёще положительные свойства хлопчатобумажных тканей необходимые для бельевых изделий вы знаете. Ответите, выполнив упражнение по карточкам
Коррекционное упражнение: отметить положительные свойства хлопчатобумажных тканей.
хорошо пропускают воздух;
легко стираются;
быстро сохнут;
дают большую усадку при стирке;
мягкие;сильно сминаются;
прочные;легко утюжатся;
не электризуются
Все эти свойства положительно влияют на здоровье человека.
4. Работа с чертежом пижамных брюк
- Швея должна не только уметь подобрать нужную ткань для изделия, но и знать названия деталей и их контурных срезов.
- Вспомните и назовите срезы выкройки пижамных брюк:
Коррекционное упражнение: На доске изображен чертеж пижамных брюк, каждый срез отмечен цифрой, я называю название среза, а вы поднимаете карточку с соответствующей срезу цифрой. (Верхний срез, нижний срез, срез сидения, средний срез, шаговый срез).
- А сейчас назовите отсутствующие срезы на чертеже пижамных брюк.

III. Изучение нового материала
1. Работа с планом пижамы
- Вспомните план пошива пижамных брюк.
Ваша задача – разложить операции пошива брюк в правильной последовательности
(проверка – на обратной стороне доски: еще раз читают и анализируют готовый образец брюк)
План пошива пижамных брюк
1. Обработать шаговые срезы запошивочным швом.
2. Соединить правую и левую детали брюк по среднему срезу и срезу сиденья запошивочным швом
3.  Обработать верхний срез швом вподгибку с закрытым срезом.
4.  Обработать нижние срезы брюк швом вподгибку с закрытым срезом.
5. Окончательная отделка изделия
2. Работа с учебником: последовательность выполнения практической работы
- Сегодня на уроке мы выполним первую операцию: обработаем шаговые срезы пижамных брюк
- Открываем учебник на стр.79. Практическая работа №1
- Какие инструменты и приспособления нам будут необходимы? Найдите в тексте.
- Назовите материалы для работы.
- Прочитайте последовательность выполнения практической работы
- Каким швом будем обрабатывать шаговые срезы?
3. Работа с инструкционной картой по выполнению запошивочного шва
- Давайте вспомним, как выполняется запошивочный шов?
(на доске - план последовательности выполнения запошивочного шва, читает каждый ученик по одному пункту, показывая на образцах).
1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь. Срез нижней детали должен выступать на 7-9 мм
2. Обогнуть нижней деталью срез верхней детали. Стачать. Ширина шва = 5мм
3. Расправить шов. Отогнуть шов в сторону среза. Приутюжить.
4. Проложить отделочную строчку. Ширина шва = 1-2 мм от сгиба
IV. Закрепление
- Прежде, чем приступить к практической работе, еще раз повторим:
- Какую операцию по пошиву пижамных брюк мы сегодня выполним?
(обработаем шаговые срезы пижамных брюк)
- Каким швом будем обрабатывать шаговые срезы? (запошивочным)
- Повторим последовательность выполнения запошивочного шва с использованием инструкционно-технологической карты. (Рассказ хода работы учащимися по цепочке)
Инструкционно-технологическая карта
«Обработка шаговых срезов пижамных брюк запошивочным швом»
Название операций Технология выполнения
Стачивание шаговых срезов запошивочным швом 1. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь. Срез нижней детали должен выступать на 7-9 мм
2. Обогнуть нижней деталью срез верхней детали. Стачать. Ширина шва = 5мм
3. Расправить шов. Отогнуть шов в сторону среза. Приутюжить.
4. Проложить отделочную строчку. Ширина шва = 1-2 мм от сгиба
- Вспомним требования к качеству выполнения запошивочного шва:
проведем блиц – опрос (вопросы задаются каждому учащемуся по очереди)
Продолжить предложение:
машинная строчка –……. ровная, аккуратная;
ширина шва стачивания -……..5-7 мм
ширина отделочного шва -……..1-2 мм
на концах строчек должны быть …..машинные закрепки
ВТО должна быть выполнена ………. качественно
при выполнении шва соблюдать ……..правила техники безопасности.
V. Физкультминутка
- Теперь пора немножко отдохнуть. Проведем физ. минутку.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
1упр. Руки согнули в локтях, положили на плечи и начали круговые движения
вперед, назад (3 раза).
2упр. Руки на пояс. Повороты туловища направо, налево (3 раза)
3 упр. Гимнастика для глаз выполняется без напряжения, медленно:
Движение глазами вверх - вниз, вправо - влево, по часовой стрелке – против часовой стрелки. ( 3 раза).
VI. Практическая работа
1. Инструктаж по технике безопасности:
- Можем ли мы приступить к выполнению практической работы? Почему?
(не повторили правила ОТ и ТБ)
Работа по карточкам:
- Я буду называть правило: если вы согласны, показываете красную карточку «ДА», если не согласны – синюю карточку «НЕТ». Будьте внимательны:
- сидеть надо, склонившись к машине пониже (нет),
- в ходе урока буду следить за соблюдением посадки и правил (да);
- выполняя ВТО, работать стоя на резиновом коврике (да),
- включать и выключать утюг сухими руками (да),
- берясь за шнур (нет);
- следить за правильным положением рук во время работы на швейной машине(да);
- сломанную иглу бросать в урну (нет)
Продолжите предложения: 
-во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться ….;
- ставить утюг на ….;
-во время работы утюгом следить за тем, чтобы шнур не касался …;
-передавать ножницы…
2. Выполнение практической работы.
- Дифференцирование задания.
- Контроль за выполнением работы и соблюдением ТБ
- Проверка правильности и качества выполнения работы
- Оказание индивидуальной помощи.
- Внесение вопросов учащимися по ходу работы, о том какую операцию они выполняют, с целью закрепления знаний по терминологии.
VII. Рефлексия деятельности
1. Анализ выполнения практической работы
2. Взаимопроверка.
- Какое изделие вы шили?
- Что нового узнали на уроке?
- Какой шов использовали?
- Какие срезы обрабатывают в пижамных брюках этими швом?
- Давайте посмотрим ваши работы, сегодня у вас особенно хорошо и аккуратно выполнена работа. Все дети работали хорошо, старались. Технологические операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие и отличные оценки
3. Уборка рабочих мест