Статья Использование пословиц и поговорок в учебном процессе


СтатьяИспользование пословиц и поговорок в учебном процессе
Как древо пьёт корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая,
Так ищет человек исток,
Своей истории не зная.
Но древо корни бережёт
И знает: в них судьбы основа,
И только с ними ствол растёт,
И семя жизнь кидает снова.
Е.Майорова Есть в мире ценности, которые никогда не утратят свою значимость. Знание своих корней, истоков, обычаев, обрядов создаёт прочную основу для воспитания человека, любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений.
Использование в учебном процессе пословиц и поговорок позволяет рассматривать устное народное творчество как богатейший духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского национального характера.
Пословицы и поговорки начали использоваться в процессе воспитания детей очень давно. Л.Н.Толстой отмечал, что детям больше понятны сочинения народные, особенно в период изучения грамоте. «Единственные книги, понятные для народа и по его вкусу, суть книги, писанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, загадки, пословицы…Дети имеют более охоты к ним, чем взрослые; они перечитывают их по несколько раз, заучивают наизусть, с наслаждением уносят на дом и в играх и разговорах употребляют их». Л.Н.Толстой в своей педагогической практике развил работу с пословицами дальше. Вместе с учениками он составлял повести, рассказы по пословицам. «На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний, мне всегда представляется ряд не то повестей, не то картин, написанных по пословице. Открылась пословица «Ложкой кормит, стеблем глаз колет» … Вот, вообрази себе, сказал я: что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за своё добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что «ложкой кормит, стеблем глаз колет». Работу с пословицами и поговорками продолжил К.Д.Ушинский. В своем труде «Родное слово» в упражнении для наставников он отводит им третье место по значимости в изучении родного языка. «Русские пословицы имеют значение при первоначальном ученьи отечественному языку, во-первых, по своей форме, и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа. Эти пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка… По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями… В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значения всех явлений жизни… Пословица тем именно хороша. Что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». Произведения этих русских педагогов, писателей до сих пор входят в круг детского чтения.
Работа с пословицами и поговорками может быть включена в любой этап урока. Так, в литературном чтении в речевую разминку (отработка навыка выразительного чтения, пополнение словарного запаса), в этап подготовки к первичному восприятию текста (постановка вопроса: «Как вы думаете, о чем пойдёт речь в произведении, если его главную мысль можно выразить пословицей «Сам погибай, а товарища выручай»), в анализ произведения (выберите из предложенных (или подберите) пословиц те, которые характеризуют героя произведения), на этапе обобщения (сопоставьте главную мысль произведения с пословицами), в самостоятельной работе при выполнении домашнего задания творческого характера (определите скрытый смысл пословицы или поговорки, её мораль; напишите сочинение-миниатюру, рассказ по сюжету пословицы; составьте диалог, употребив в нем данную пословицу; подберите пословицы и поговорки о труде и т.д.). Также пословицам и поговоркам можно посвятить весь урок или часть урока при обобщении работы над пройденным разделом. При этом формы работы разнообразны: КВН, викторины, тесты, конкурсы. Задания можно предложить такие: закончи пословицу или поговорку (например: «Корень учения горек, ( а плод сладок)»; «Что есть в печи ... (все на стол мечи)»; «Труд кормит, (а лень портит»)); вставь пропущенное слово (например: «На родной (стороне) и камушек знаком»; «В семье и каша . (гуще)»); исправь ошибку (например: «Смелого пуля обходит стороной (боится)»); составь правильно (две части разных пословиц объединены в одну, например: «Без дела жить, так и душа на месте (...только небо коптить/ Вся семья вместе.)»); разгадай поговорку или пословицу (зашифровано в виде пиктограммы); изобрази пословицу (нужно передать содержание пословицы при помощи мимики и пантомимы).
В.И. Даль писал: «Пословица - коротенькая притча; это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности. Полная пословица состоит из двух частей: из обиняка, картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко, однако же, вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки», которая есть «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это - одна первая половина пословицы». Так, например, поговорка «Валить с больной головы» произошла от пословицы «валить с больной головы на здоровую не накладно». Пословица иносказательна, в ней заложено два смысла: внешний – прямой и внутренний - переносный. Иногда ребёнка, в силу возрастных особенностей, достаточно познакомить только с прямым значением пословицы, например, «Куй железо, пока горячо».
Цель поговорки - только описать какое-нибудь действие, оживить речь, например: явился – как с луны свалился; а цель пословицы - предостеречь или научить нас чему-либо. «От учтивых слов язык не отсохнет»; «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»; «Не стыдно молчать, когда нечего сказать», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» - учат правилам поведения в обществе. «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил» - учат почитать близких людей. Метко примененные пословицы и поговорки помогают исправлению недостатков, они обличают зло и возвышают нравственные качества человека.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, память, словарный запас учащихся, прививает любовь к родному языку, придаёт ему выразительность, точность, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев… и он все забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала». В.О. Ключевский.
Используемая литература:
1.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - СПб., 1862. - С. 21, 23.
2.Поштарева Т.В. Использование пословиц в учебновоспитательном процессе/Учительская кухня   school2100.com.
3.Толстой. Л.Н.Педагогические сочинения/изд.1948. Академия педагогических наук РСФСР, М-Лен., в статье «Ясно-Полянская школа», с.141., с.274.
4.Ушинский К.Д. «Родное слово», Первая книга после азбуки./ 1971г., с.288 http://nashaucheba.ru/v54917/%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA.%D0%B4._%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F