Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды группы раннего возраста.



Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды группы раннего возраста.

Современная образовательная среда неотделима от инновационных форм и методов работы и требует от педагогов профессиональной компетентности, поскольку она играет важную роль в развитии ребёнка, его психическом и физическом здоровье. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда).
Среда должна быть целесообразной, удобной, информационной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром.
Выполнение этих требований позволяет нам:
способствовать познанию ребёнком ценности своего «Я» (физического, эмоционального, когнитивного, идеального, реального, возможного, будущего);
заниматься физической культурой и сохранять здоровье;
создать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребёнка в социуме взрослых и сверстников;
развивать творческие проявления ребёнка.
Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. С этой целью создан «центр двигательной активности и релаксации». Широкий спектр различного оборудования: воротца, тоннели, мячи, обручи, мягкие кирпичики, сухой бассейн, массажные дорожки и коврики др., способствует проявлению положительных эмоций и самостоятельной двигательной активности.
«Сенсорно-игровой центр» наполнен разнообразным материалом и оборудованием: игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель и наборы игрушечной посуды и т. п. Они доставляют радость и удовольствие детям, побуждают к активной игровой деятельности. Для развития сенсорных способностей дошкольников имеются игрушки и пособиям, различные по цвету, форме и материалу. Разнообразие свойств, форм и фактур предметов способствует развитию образного восприятия ребенка.
В «центре конструирования» кроме традиционного материала для строительных игр, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Нетрадиционный строительный материал привлекает детей свободой выбора, непринуждённостью, возможностью самостоятельного проявлению конструктивных способностей.
В центре «природы и экспериментирования» дети овладевают способами использования предметов для решения практических задач: ухаживают за комнатными цветами, наблюдают за ростом и развитием различных овощных и садовых культур и пр. Рядом расположены и игрушки-забавы, так любимые детьми. Стоит малышу похлопать в ладоши и игрушка-птичка «споет» ему песенку, стоит нажать на кнопочку и петушок «запоет» песенку. Эти игрушки вызывают положительные эмоции, привлекают и радуют детей. Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, заводные игрушки и др.
В «художественно-эстетическом» центре имеется материал для продуктивно-творческой деятельности младших дошкольников (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши и пр.). Гармоничным дополнением являются репродукции картин известных художников, образцы игрушек народных мастеров, произведения детских писателей, иллюстрационный материал по сюжетам народного фольклора, которые меняются в зависимости от времени года и соответствуют возрастным особенностям детей.
Центр «социально-эмоционального развития» оборудованный разными видами театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный, театр игрушек и др.); наборами музыкальных инструментов (металлофон, бубен, барабан); аудиовизуальные средства (видеомагнитофон, музыкальный центр, телевизор). Используется звуковой «дизайн» во время совместной деятельности с детьми, а также перед сном, во время приема пищи: записи звуков природы, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Элементы ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Также представлены семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии, что помогает формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге.
Таким образом, вариативный подход к организации предметно-развивающей среды группы раннего возраста на мой взгляд является наиболее рациональным. Так как учитывает основные направления развития ребенка третьего года жизни, дает ему чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, овладению разными способами деятельности, способствует благоприятной адаптации ребенка в новом коллективе.