Занимательные задания по русскому языку Проверка безударных гласных

Занимательные задания по русскому языку в начальной школе.



Предисловие.

С самых первых дней обучения учеников в школе необходимо пробуждать у них интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку. Выполнению этой задачи помогает, наряду с учебником, различный дополнительный занимательный материал по русскому языку. Привлекая такой материал, учитель может оживить любой урок или факультатив. Моя задача помочь учителям в подборе занимательных упражнений к занятиям факультатива по русскому языку. Я использовала занимательные виды упражнений: загадки, «хитрые» вопросы, игры, головоломки, задания по картинкам, словарик «Словознайкина». Эти задания помогали ученикам делать выводы, прочно усваивать правописание слов, грамматические понятия. Выполняя под руководством учителя задания, ученики в то же время развивают мышление, пополняют словарный запас, закрепляют пройденный учебный материал. У учителя появляется возможность познакомить учащихся с интересными наблюдениями над языком, углубить и расширить знания школьников (конечно в пределах учебной программы), закрепить навыки самостоятельной работы.

Первое занятие я начала с детьми со знакомства с интересной сказкой «Верные друзья». Вот её содержание:
«Жила-была девочка. Когда пришла пора идти в школу, мама купила ей три книжки. Книжки были не простые.
Одна – невеличка, почти с рукавичку. Так и просится в карман фартука: «Носи меня с собой, да, чаще заглядывай, читай меня. Я тебя многому научу».
Другая книжка – ни большая - ни маленькая. Она в портфель просится. И как бы говорит: «Изучай меня и дома, и в школе. Я тебе много нового расскажу».
Третья – толстая, с картинками. Смотрит на неё девочка, а книга будто шепчет: «Прочитай меня. Я тебе о многом поведаю».
Но девочка этого не заметила. Вскоре она забыла про книжки. Но вот случилась с девочкой беда. Сидит она, слезами обливается. И вдруг слышит: «Кто тебя обидел?»
Смотрит девочка, а это книжка-невеличка её спрашивает.
-Как мне не плакать,- отвечает девочка. – Что не скажу, всё не так. Все поправляют меня: «Разве так говорят? Нужно произносить слова правильно». Поправляют меня часто, за ошибки ругают.
И заплакала девочка.
- Не плачь! – говорит книжка – невеличка. Я тебе помогу. Заглядывай в меня чаще, слушай внимательно учителя, слушай радио и всё будет хорошо. Дружи со мной, ведь я твой школьный словарь.
Обрадовалась девочка, положила книжку – невеличку в карман. А потом вспомнила что-то и опять заплакала. Вдруг слышит, кто-то говорит:
- Что ты плачешь?
Смотрит девочка, а это ни большая – ни маленькая книжка встала со своего места. Отвечает ей девочка:
- Как же мне не плакать. Все меня стыдят, замечания на каждом шагу делают: «Нужно говорить: много дел; в обе двери; хочешь; бережёт»
- Я тебе помогу. Слушай меня. Я учебник русского языка. Изучай меня, не ленись – и будешь грамотной.
Обрадовалась девочка. Обняла она книжку и затанцевала по комнате. Но тут, вспомнила о чём- то, и слёзы снова брызнули из глаз.
- Кто тебя обидел?
Смотрит девочка, а это большая толстая книга с картинками с полки спускается и просит:
- Расскажи мне о своём горе. Может быть, я помогу.
- Горе у меня большое, - говорит девочка. – Начну что-нибудь рассказывать, а у меня слов не хватает, повторяю одни и те же слова, и говорят мне тогда: «Какой, девочка, у тебя язык бедный».
- Подружись со мной, будешь хорошо рассказывать.
Зашелестели страницы, и видит девочка, что идут к ней Пушкин, Некрасов, Толстой, Маршак и много других писателей. Подошёл к ней дедушка Лев Толстой и говорит: «Читай наши рои
Стала девочка дружить со Словарём, Грамматикой и Книжкой с картинками. Жить ей стало легко и весело. Она не плакала больше. Хорошие друзья – хорошие помощники.
Недаром люди говорят: «Книга – это богатый сад, в котором есть и полезное и приятное».

Пословицы.

Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга - окно в мир, чаще заглядывай в него.

Дети внимательно слушали сказку. Активно участвовали в обсуждении её содержания. Делали очень умные выводы. Соотнесли пословицы с содержанием сказки. Это первое вводное занятие вдохновило детей. Всем захотелось посещать занятия по курсу «Весёлая грамматика».

А следующие занятия я строила соответственно разделам учебной программы.

I раздел
«Звуки и буквы».

Мы читаем.
На доске иллюстрация, на которой изображён мальчик, готовящийся перейти на противоположную сторону улицы.

На экране титры:
Мы по улице гуляем,
Сами вывески читаем.
Вот блестит, белее снега,
Слово горькое «аптека».
Рядом сладкие слова:
«Фрукты», «пряники», «халва».
А вон там игрушек много.
Поглядеть бы по пути!
Где бы нам через дорогу
К магазину перейти.

Задания:
- Сколько звуков в словах аптека, фрукты?
- А сколько их в слове халва?

Хитрые вопросы.
Что нужно сделать , чтобы из слова дом получить дым?
Как слово стул превратить в стол?

3. Букву в клетку.

Б

К

Б

К

Б

К

Б

К

Впишите в пустые клетки буквы.
Если правильно вы это сделаете,
то у вас получится четыре разные слова.
Лёгкая головоломка.

ом, ом, мм.
Какие буквы надо вставить вместо точек? Скажите, чем отличаются написанные вами слова?

II раздел.
«Слоги».

Стали грамотными (титры на экране, картинка белки).

Давно ль читали мы с трудом:
«До-мик. Дом.
Ми-ша мил.
Ми- ша дом сломал».
Прошёл декабрь, январь, февраль-
И одолели мы букварь.
Поздравил нас десятый класс.
Вот нам какая честь!
Гостям решили мы рассказ
Про белочку прочесть.
Но от волненья я прочла,
Что в клетке «булочка» жила!»

Вопросы:
Найди ошибку девочки. Какое слово надо было прочитать?
Какие слова разделены на слоги?
Правильно ли эти слова разделены на слоги?

2. Игра «По слогам».

Один ученик произносит первый слог какого-нибудь слова, другой – второй слог И так до тех пор, пока получится слово.
Слоги следует записывать. Например, Коля пишет слог «ма-». Дима дописывает слог «-ши-», а Нина приписывает слог «-на». Получилось слово «машина».

Алёшины слова.

Алёша правильно и красиво написал слова на доске. Захотелось ему, чтоб ребята посмотрели как он написал. Пока он ходил за друзьями, дежурная по классу стёрла второй слог в Алёшиных словах:

ре- ре-
ре- ре-
ре- ре-

и говорит:
- Ребята, а вы допишите второй слог и узнаете Алёшины слова.

Какие слоги дописали ученики?
Какие слова написал Алёша?
Игра «Думай быстро».

Ребята уселись в круг. Учитель объяснил:
- Мы будем бросать друг другу мяч. Бросишь мяч, скажи слог, например, бук- , тот, к кому прилетит мяч, должен назвать второй слог, например, -ва и бросить мяч товарищу. Последний называет слово, новый слог и бросает мяч дальше. Далее по кругу.

6. Словарик Словознайкина.

Словознайкин – это ученик. Он есть в нашем классе. Каждого кто знает много слов и пишет их без ошибок, можно назвать Словознайкиным.
Словознайкин написал слова барабан, девочка завод, карандаш, корова, пенал и спросил ребят:
- Правильно ли я написал слова?
Ребята проверили и ответили

-Что они ответили?
Разделите эти слова на слоги, обменяйтесь записями с товарищем, проверьте друг друга.

III раздел.
«Гласные и согласные».

Игра «Кто больше?»

-Ребята,- сказала учительница, - вы знаете, что в нашем языке 10 гласных букв. Запишем их в столбик. Пишем буквы правильно, как в «Прописях».
А теперь мы напишем слова, которые начинаются с гласных букв. Кто напишет больше слов и без ошибок, тот и побеждает.
Возникает вопрос: «А как быть с гласной «ы»? Эта буква должна быть в нашей игре в середине слова.

2. Каких слов больше?

-В русском языке больше тех слов, которые начинаются с согласных. Почему? Докажите это.
И первоклассники доказали, что действительно слов, которые начинаются с согласных букв, больше.
- А вы сумеете доказать? – обращение к детям.
Вам помогут вопросы:
Сколько гласных букв в русском языке?
Сколько согласных букв в русском языке?

Хитрый вопрос.

- Сколько согласных букв подряд может быть в начале слова?

IV раздел.
«Перенос слов».

1. «Как Зоя слова перенесла».

Зоя разделила слова для переноса: шко-ла, сан-ки, ма-ши-на, кол-хоз, за-вод, учи- тель, чай-ник, ко-фей- ник, зай-ка.

Правильно ли Зоя разделила слова для переноса?


2. А как ещё можно?

Миша разделил слова для переноса вот так: затей-ник, школь-ник, ба-рабан, со-рока, чер-нильница.

А как ещё можно разделить слова для переноса?

V раздел.
«Слово и предложение».

1. Письмо.

Сидит маленькая Маша за столом и пишет.
-Что делаешь, маша?
-Пишу письмо моей кукле Марийке.
-Но ты же не умеешь писать.
-Ну и что же? Ведь и Марийка не умеет читать.

-Сколько предложений в своём письме написала Маша?




2. Словарик Словознайкина.

предложение звук
точка буква
слово гласная
слог согласная

-Придумайте с этими словами предложения.

3. Завтрак.

Вова написал слова: я, за, масло, пью, чай, ем, колбасу, руки, хлеб. сажусь, стол. С этими словами Вова написал рассказ о том, как он завтракает. Словознайкин проверил и сказал: «Хороший рассказ. Молодец, Вова».
А вы сумеете написать рассказ с этими словами.

Аналогично я подбирала материал и к разделам «Слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?», «Большая буква в именах и фамилиях», «Слова с буквой «й», «Слова с буквой «э», «Мягкий знак в конце слова», «Мягкий знак в середине слова», «Слова с буквами:е,я,ё,ю», «Сочетания «жи-ши», «ча-ща»,»чущу». Мы успевали закрепить учебный материал по всему курсу русского языка. Дети все упражнения воспринимали с большим интересом. Сейчас на прилавках много литературы интересной, занимательной. Но, я хочу надеяться, что мой скромный опыт пригодится коллегам.