Урок на тему Словообразование как способ обогащения словарного запаса


Тема: «Словообразование как способ обогащения словарного запаса» 6 класс
Цели:
1. Повторить морфемы русского языка, расширить знания учащихся по разделу «Словообразование», систематизировать, закрепить.
2. Развивать языковое чутье, творческие способности, умение анализировать семантику приставок и суффиксов.
3. Воспитывать познавательный интерес, любовь к родному языку, наблюдательность. Совершенствовать умение работать в команде, планировать и распределять работу.

Слово делится на части, Ах, какое это счастье, Может каждый грамотей Делать слово из частей

Ход урока.
1.Организационный момент.
Работа с группами
Вы разделились на 4 группы. Я раздаю каждой группе оценочные листы с критериями, по которым лидеры будут оценивать каждого члена своей группы и выставлять баллы. В конце урока по листам оценивания подведем итоги и выставим оценки.
Оценочный лист деятельности каждого члена группы №
ФИ учащихся
Знание учебного материала
Активность на уроке
Умение приводить аргументы
Поведение на уроке
Итого
баллов











































2. Целеполагание
Учитель
1)Определение темы.
Ребята, вспомним, какой раздел русского языка мы изучали на предыдущих уроках
( Морфемика. Словообразование)
А теперь прочитайте эпиграф и попробуйте определить тему нашего урока .
Тема: «Словообразование как способ обогащения словарного запаса».
Задание 1
2)Определение цели.
Сейчас каждая группа получит лист, где записано только начало предложения. Закончите предложения
Группа № 1: Мы будем повторять ( морфемы русского языка)
Группа № 2: Сегодня мы расширим знания по разделу..( «Словообразование»)
Группа № 3: Сегодня мы будем анализировать семантику( смысловое значение) ( приставок и суффиксов)
Группа № 4: Работая в группе, мы научимся.(помогать друг другу, уважать и оценивать)
Аутотренинг.  
Приготовимся к работе. Говорим хором.
Мы дружные, мы – смелые,
Мы – умные, умелые,
Работаем успешно,
Овладеем знаниями, конечно.
Актуализация изученного.
Слово учителя
Русское слово удивительно изгибисто. Оно чутко к настроению говорящего, послушно любому оттенку мысли и чувства. Послушайте: парень, парнище, паренёчек, парнишечка
Чуть тронь окончание, чуть измени суффикс – и слово как бы меняет выражение лица: становится то гордым, то уничижительным, то ласковым, то грустным, то насмешливым.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование. Будем учиться ориентироваться на местности в этой  лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
1 задание –Блиц-опрос
1)Что такое словообразование? ( это образование новых слов от однокоренных) – 1 балл
2)Что такое морфема? (Это значимая часть слова.) – 1 балл
3)Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.) – 1 балл
4)Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова?
(Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание) – 1 балл
5)Назовите способы русского словообразования.
 (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной) – 1 балл
6)Какие морфемы почти одинаковы, за исключением местоположения? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню) – 1 балл
7) Что такое словообразовательная модель? (схема морфемного состава слова без указания корня) – 1 балл
8) Чем отличается корень от других морфем? ( содержит основное лексическое значение) – 1 балл
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь на остров Морфемы.
2 задание- сказка « Душа слова»
Предлагаю вам послушать сказку «Душа слова» и угадать, о какой части слова идет речь. Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
Встретились части речи и стали рассказывать о себе:
1 часть слова сказала:
«Слово в моем представлении – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие и зависть»
Вопрос: Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова и почему? Ответ: (корень, в корне заключено лексическое значение слова) – 2 балла
2 часть слова сказала:
«Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел Вот что значит слово «с головой»!».
Вопрос: Какая часть слова может считаться головой слова и почему?
Ответ: ( приставка, стоит пред корнем) – 2 балла
3 часть слова сказала:
« А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите? Школа – школьник. Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Я маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова.
Вопрос: Что это за часть слова и где она находится?
Ответ: ( суффикс, стоит после корня) – 2 балла
4 часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».« Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», - продолжила часть слова.
Вопрос: Какую часть слова можно считать «одеждой» слова и почему?
Ответ: ( окончание , при изменении окончания меняется только слово) – 2 балла
3 задание: Шарады
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
За шараду каждая команда получает по 2 балла
Командам раздаются карточки
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)

Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)

Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

Учитель. Находясь на острове Морфемы, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке Вот домишко. Это домик. Где-то здесь гуляет гномик. Вот домище великана, Великана Истукана Побежали от него, чтоб не тронул никого!!!
ходьба на месте 3-4 сек. руки перед грудью, рывки руками наклониться, разогнуться повороты головы подняться на носочки, руки вверх, потянуться бег на месте 2-3 сек.

Задание 4 Выписать в тетради те слова, которые являются однокоренными
Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский)
Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. (Л. Яхин)

– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – гусеница.

Корень есть у дерева, Есть и у цветов. И конечно корень Есть у разных слов. Сыпят соль в солонку. солят огурцы. Любят все соленья А не только мы.

Проверка
Молодцы! С заданием справились легко.
Задание 5
Продолжим наше путешествие. Мы прибыли в местечко Словомодель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово без корня.)
На словообразовательную модель придумать как можно больше слов – сколько слов-столько баллов
- Образуйте слова по данной модели: ПОД.НИК, СО.НИК, .ТЕЛЬ, БЕЗЦА подоконник- ПОДсвечНИК- – подстаканник; -  подорожник - подснежник
собеседник – сокурсник- сотрудник, 
учитель – строитель -
безделица –безвкусица
прескучный- презабавный-преумный -превеселый
Задание 6 Ну а сейчас, наоборот, вам будет дан один корень, и вы с помощью морфологического способа образования слов создадите новые слова.
Итак, корень –УЧ-
 учитель, изучать, выучить, поучать, обучать, переучивать, заучивать, приучить, научить, учение, ученость, ученик, ученичество, ученый, учитель, учебный, научный и др.
Молодцы!
А знаете, что по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова, словообразовательное гнездо с этим корнем включает более 300 слов.
Задание 7
К доске выходят представители от каждой группы и сделают словообразовательный разбор слов -словообразовательную цепочку (Безумный, пришкольный, прабабушка, преинтересный)
Задание 8
Все успешно справились с заданием.. Путь открыт.
Продолжим путешествие по лингвистической стране
Мы немного забыли о жителях острова Морфемы. А они очень вежливые. Знаете ли вы, что они называют друг друга ласково, а для этого применяют уменьшительно-ласкательными суффиксы
Давайте поучимся у них быть ласковыми со своими близкими и друзьями. Образуйте названия с уменьшительными, ласкательными суффиксами:
-оньк- Пишется, если корень оканчивается на  твердый согласный: Лиз-оньк(а)
-еньк- Пишется, если корень оканчивается на  мягкий согласный или шипящий: Саш-еньк(а)
-ечк- -очк- в именах  собственных: Кол-ечк(а), Юл-ечк(а).Димочка  Задание 9 Словообразовательная работа
А сейчас охарактеризуйте жителей острова с помощью прилагательных, которые вы образуете сами с помощью суффиксами -чив-, -лив от глаголов .
Вдумываться
Отзываться
Влюбиться
Заботиться
Доверять
Запасаться
Разговаривать
Придираться
Задание 10
«Кроссворд» (правописание приставок 2-й группы – на -з(-с)).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1) Кощей...
2) Отсутствие сна.
3) Отсутствие страха.
4) Суп с солеными огурцами.
5) Бунт.
6) Отсутствие силы.
7) Восход солнца.
8) Ростки помидоров или огурцов, предназначенные для пересадки из теплицы в открытый грунт.
9) Большое количество жемчуга или других драгоценных камней.
10) Небольшое повествование.
Ключ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились.
Наше путешествие подходит к концу.
Подведение итогов в командах. Самооценка и оценка учителя.
Вывод: значит, морфемы способны влиять на лексическое значение слова?
Рефлексия
Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?
Встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА (легко)
Станьтесь на местах те, кому - С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (кое-как, с большим трудом)
Оценочный лист деятельности групп
Задания
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа

1 Блиц-опрос 1 балл





2 Сказка « Душа слова» 2 балла





3 Шарады 2 балла





4 Однокоренные слова 1 балла





5. Словообразовательная модель 5 баллов





6. Образование новых слов





7. Словообразовательная цепочка





8 Уменьшительно-ласкательные суффиксы





9 Образуете слова с помощью суффиксами -чив-, -лив от глаголов .





10. Кроссворд.





Итого






Заголовок 315