Статья на тему Смысловое чтение на уроках литературы как способ обогащения словарного запаса обучающихся с ОВЗ


Смысловое чтение на уроках литературы как способ обогащения словарного запаса обучающихся с ОВЗ
Девянина Мария Сергеевна
учитель русского языка и литературы
КГБОУСУВУ «Уральское подворье», г. Пермь
По словам Б.Г. Ананьева, чтение есть «сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Если же у человека не взаимодействуют эти анализаторы, ему очень нелегко овладеть способностью чтения. Это происходит по причине низкого темпа мыслительных процессов или же по причине слабого самоконтроля.
Наиболее актуальна такая проблема у детей с ОВЗ. Для таких учащихся характерны слабая память, рассеянное внимание, замедленный темп и подвижность психических процессов, неустойчивая эмоциональность, а также несформированность самоконтроля. В следствие этого у многих учащихся с ОВЗ отсутствует интерес к чтению, мотивация, представления об окружающем мире упрощены до низшего уровня, а потому малый жизненный опыт не позволяет им осознавать прочитанное в полной мере. В связи с этим у ребят нет интереса к чтению.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям в полной мере овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку. Таким образом, главной проблемой при обучении учащихся с ОВЗ является повышение интереса, мотивации, а также пробуждения желания научиться осмысленно читать.
Одним из способов развития и повышения мотивации к чтению является метод смыслового чтения. Смысловое чтение – вид чтения, нацеленный на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для того, чтобы осмыслить текст недостаточно его прочесть, необходимо также оценить полученную информацию, откликнуться на содержание, постараться «пропустить через себя» то, что передал автор.
Как известно, чтение является метапредметным навыком и его составляющие части входят в структуру всех универсальных учебных действий. Главная задача учителя – помочь ребенку овладеть этой компетенцией.
Процесс смыслового чтения можно разделить на три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. Все три этапа работы включают в себя работу с текстом. Рассмотрим каждый этап.
Работа с текстом до чтения.
Первый этап работы включает в себя определение смысловой, эмоциональной направленности текста, предугадывание сюжета по названию произведения или иллюстрации к нему, а также попытку угадывания его героев.
На этом этапе происходит постановка целей урока, проверка готовности учащихся к дальнейшей работе.
Следующий этап - работа с текстом во время чтения. В этом этапе можно выделить несколько ступеней:
-первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное прочтение в классе или прослушивание в зависимости от подготовленности учеников;
-следующая ступень этапа заключается в том, что ученикам необходимо медленно и вдумчиво перечитать текст или его отдельные фрагменты;
-следующий момент – один из самых главных. Это анализ текста. На этом этапе могут быть выбраны разные приемы. Учитель может предложить выделить ключевые слова текста, провести беседу с автором через текст, читать текст, комментируя его или же провести беседу по прочитанному и т.д.
-Далее необходимо провести беседу с учащимися, которая поможет обобщить прочитанное. На этом этапе можно попросить учащихся составить вопросы к тексту. Если это необходимо, направить учащихся к отдельным фрагментам прочитанного текста.
-После того, как сделаны выводы о прочитанном необходимо применить такой прием, как выразительное чтение. На данном этапе такой прием сработает лучше всего, ведь ученики уже знают, как ведут себя герои, какой у них характер, с какой интонацией они говорят.
Последний этап - работа с текстом после того, как он был прочитан.
В зависимости от индивидуальных и личностных особенностей учеников можно выделить несколько видов работы после прочтения текста.
Смысловая беседа. На данном этапе предполагается соотнесение интерпретации читателей с интерпретацией автора, выявление и формулировка основной идеи текста или совокупности главных его смыслов.
Важным этапом работы с текстом является знакомство с автором. Читателям необходимо знать основные факты биографии писателя, а также особенности его личности.
Кроме того, для полного осмысления прочитанного произведения необходимо провести беседу о заглавии, поработать с иллюстрациями к произведению, а также соотнести видение читателей с представлениями художника.
На этом этапе можно попросить учащихся нарисовать собственную иллюстрацию к прочитанному тексту для того, чтобы выявить, насколько правильно они интерпретируют текст.
Список литературы
1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336с.
2. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.- Известия АПН РСФСР, вып. 70, с. 106