Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский техникум строительных технологий»
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
методические указания к практическим занятиям
по учебной дисциплине
«Русский язык»
Ангарск, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Фонетика
Основные сведения
План фонетического разбора
Пример фонетического разбора
Задание для самостоятельной работы
4. Орфоэпия
4.1. . Основные сведения об орфоэпии
4.2. Составление устных высказываний
4.3. Практикум
5. Графика
5.1. Основные сведения « Графика»
5.2 План составления письменного высказывания
5.3. Практикум
6. Орфография
6.1. Основные сведения « Орфография»
7. Словарь терминов
8. Список используемой литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык», федеральными государственными стандартами для обучающихся СПО. Целью пособия является усвоение методов и приемов в выполнении фонетического разбора, создание устных и письменных высказываний (работа с использованием, орфоэпического словаря),выполнение упражнений
Умение выполнять задания является основным показателем творческого уровня усвоения учебной дисциплины.
Для удобства работы с пособием все задания снабжены указанием и наглядным выполнением. Методическое пособие поможет обучающимся усвоить теоретические знания по русскому языку и их практическое приложение.
Уровень качества усвоения знаний обучающихся оценивается в рамках итогового тестирования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 выполнение фонетического разбора
2 создание устных и письменных высказываний (работа с использованием орфоэпического словаря)
3 выполнение упражнений
4 выполнение работы над ошибками диктанта
3. Фонетика
3.1. Основные сведения:
запишите слово,
поставьте ударение, разделите его на слоги.
запишите в столбик все буквы слова, рядом в квадратных скобках укажите звуки, которые обозначают буквы при произношении. # я [й][а], м [м], к [к], а [а]
дайте характеристику каждому звуку. У гласных укажите ударность-безударность. У согласных звуков напишите звонкий - глухой, парный - непарный (по звонкости - глухости), твердый - мягкий, сонорный (если звук является таковым).я [й]- согласный, звонкий непарный, мягкий, сонорный,
[а]- гласный, ударный.
м [м]- согласный, звонкий непарный, твердый.
к [к]- согласный, глухой парный, твердый.а [а]- гласный, безударный.
посчитайте и запишите на следующей строке количество букв и звуков в слове.
объясните несоответствие между буквами и звуками.
Обратите внимание
Буквы Ъ и Ь при произношении звуков не обозначают, в квадратных скобках ставится прочерк, характеристика звуку не дается.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в начале слова, после Ъ и Ь знаков, после гласных, обозначают согласный звук [й] и гласный звук [э, о, у, а] соответственно.
3.2. План фонетического разбора
Запишите слово
Поставьте ударение
Запишите справа транскрипцию слова, разделяем его на слоги
Охарактеризуйте все звуки , записывая сверху вниз
Ударный / безударный, для гласных
Звонкий – глухой ( пара), твердый – мягкий ( пара ), для согласных
Укажите какой буквой обозначен каждый звук
Подсчитаем количество звуков и букв
Объясним несоответствия между звуками и буквами.
3.3. Пример разбора:
О[о]-гласный, ударный
С[с]-соглавный,глухой,мякий, парный
Е[и]-гласный, безударный
Н[н]-согдасный, звонкий, мягкий, непарный
Ь[ь]
5 букв, 4 звука
3.4. Задание для самостоятельной работы:
Выполнить фонетический разбор следующих слов: мрачный, подол, неестественный, обвиняемый, эффективный, противовоспалительный, университет, радио, объявление, дедушка, семейный, изъян, обезьяна. 4. Орфоэпия
4.1. Основные сведения об орфоэпии
Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
1. В некоторых заимствованных словах на месте буквы о в безударном положении произносится [о]. Например: трио – три´[о], кредо – кре´д[о].
2. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Например: вёз – вё[с], друг – дру[к], рад – ра[т], дуб – ду[п] .
Если слово имеет два звонких согласных на конце, то они заменяются соответствующими глухими. Например: лязг – ля[ск], дрозд – дро[ст].
3. Звонкие согласные, стоящие перед глухими, заменяются соответствующими глухими. Например: отвезти – отве[с’т’]и, робкий – ро[пк’]ий, вход – [фхот], обклеить – о[пк]леить, намажьте – нама[шт’]е.
4. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, заменяются соответствующими звонкими. Например: косьба – ко[з’б]а, женитьба – жени[д’б]а, также – та[гж]е, экзамен – э[гз]амен.
5. Твёрдые согласные перед мягкими могут смягчаться. Ср.: шероховатость – шероховато[с’т’], кандидат – ка[н’д’]идат; требовать – [тр’]ебовать, бритва – [бр’]итва.
В некоторых случаях допускаются варианты. Например: звезда – [зв’]езда и допуст. устар. [з’в’]езда, мысль – мы[сл’] и допуст. мы[с’л’].
6. На месте буквы г в абсолютном большинстве слов произносится звук [г]. Например: голова – [г]олова, гранат – [г]ранат. В отдельных словах буква г обозначает звук [h]. Например: ага – а[h]а, ого – о[h]о.
7. В окончаниях -ого, -его на месте буквы г произносится [в].
Например: моего – мое[в]о, умного – умно[в]о, синего – сине[в]о, второго – второ[в]о.
8. Буквы ж и ш обозначают твёрдые согласные звуки [ж] и [ш]. Например: шар – [ш]ар, жалоба – [ж]алоба, брошюра – бро[ш]юра, парашют – пара[ш]ют, шина – [ш]ина, жир – [ж]ир.
Звук [ш’] произносится только в слове пшют и его производных.
О произношении слова жюри. Ср.: «жю´ри, нескл. с. не рек. [жу]ри»; «ЖЮРИ´, ср., нескл. (не рекомендуется произношение [жури´]); «жюри´ [жу и допуст. устар. жю]…»
9. В заимствованных словах согласный перед е может произноситься двояко:
а) мягко, например: архитектор – архи[т’э´]ктор, музей – му[з’э´]й, крем – к[р’э]м, шинель – ши[н’э´]ль, термин – [т’э´]рмин, пресса – п[р’э´]сса и др.;
б) твёрдо, например: адекватный – а[дэ]кватный, бизнес – биз[нэ]с, компьютер – компью[тэ]р, тест – [тэ]ст и др.
В некоторых словах допускаются варианты. Например: декан – [дэ]кан и [д’э]кан, терапевт – [т’э]рапевт и допуст. [тэ]рапевт.
10. Буква щ обозначает звук [ш] в слове помощник и его производных.
О произношении слова всенощная. Ср.: «все´нощная, -ой [шн]»; «все´нощная. Произносится [все´ношная]»; «все´нощная [допуст. шн]…»
11. Сочетание гк произносится как [хк].
Например: легко – ле[хк]о, мягкий – мя[х’к’]ий.
12. Сочетание чт в слове что и производных от него произносится как [шт].
Например: что-то – [шт]о-то, кое-что – кое-[шт]о, ничто – ни[шт]о.
В слове нечто сочетание чт произносится как [чт].
13. Сочетания сш и зш на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносятся как [шш].
Например: сшитый – [шш]итый, бесшумный – бес[шш]умный, без шапки – бе[шш]апки.
14. Сочетание сж на стыке морфем или на стыке предлога и следующего слова произносится как [жж].
Например: сжёг – [жж]ёг, с жадностью – [жж]адностью.
15. Сочетания сч и зч на стыке корня и суффикса, а также двух суффиксов произносится как [ш’ш’].
Например: разносчик – разно[ш’ш’]ик, грузчик – гру[ш’ш’]ик, заносчивый –
зано[ш’ш’]ивый, песчаный – пе[ш’ш’]аный, веснушчатый – весну[ш’ш’]атый.
16. Сочетание сч в корне слова произносится как [ш’ш’].
Например: счастье – [ш’ш’]астье, считать – [ш’ш’]итать.
17. Сочетание сч на стыке приставки и корня произносится как [ш’ч’].
Например: расчертить – ра[ш’ч’]ертить, исчерченный – и[ш’ч’]ерченный, бесчисленный – бе[ш’ч’]исленный.
18. Сочетание сщ произносится как [ш’ш’].
Например: расщепить – ра[ш’ш’]епить, исщипать – и[ш’ш’]ипать.
19. Сочетание жч произносится как [ш’ш’]. Например: мужчина – му[ш’ш’]ина, перебежчик – перебе[ш’ш’]ик.
20. Сочетания зж и жж произносятся как [ж’ж’] и как [жж]. Например: визжать – ви[ж’ж’]ать и ви[жж]ать, езжу – е[ж’ж’]у и е[жж]у, позже – по[ж’ж’]е и по[жж]е, сожжённый – со[жж]ённый и допуст. со[ж’ж’]ённый, дрожжи – дро[ж’ж’]и и допуст. дро[жж]и.
Наибольшее распространение в настоящее время получает произношение [жж].
21. Сочетания льон и ньон произносится как [л’jон] и [н’jон]. Например: бульон – бу[л’jо´н], каньон – ка[н’jо´н].
22. Сочетания -ться и -тся произносится как [цъ]. Например: умывается – умывае[цъ], улыбаться – улыба[цъ].
23. Сочетание чн может произноситься двояко:
а) [чн] – речной – ре[чн]ой, ночной – но[чн]ой, дачник – да[чн]ик, личность –
ли[чн]ость и др.;
б) [шн] – яичница – яи[шн]ица, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, скворечник – скворе[шн]ик, Ильинична – Ильини[шн]а.
Наиболее распространённым в настоящее время является произношение [чн].
В некоторых словах допускаются варианты. Например: булочная – було[чн]ая и було[шн]ая; порядочный – порядо[чн]ый и порядо[шн]ый.
24. В сочетаниях стн, здн, стл, ндс, нтс, рдц, стл средний согласный, как правило, не произносится. Например: честный – че[сн]ый, шестнадцать – ше[сн]адцать, поздно – по[зн]о, звёздный – звё[зн]ый, счастливый – сча[сл’]ивый, завистливый – зави[сл’]ивый, гигантский – гиган[ск’]ий <вариант – гига[нцcк’]ий>, голландский – гола[нс]кий, сердце – се[рц]е. Ср.: бездна – бе[здн]а, аспирантка – аспира[нтк]а и др.
25. В сочетаниях вств и лнц не произносится первый звук. Например: здравствуй – здра[ств]уй, солнце – со[нц]е.
4.2. Составление устных высказываний:
Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным, т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.
Устное высказывание: основные принципы чтобы сделать речь эффективной, необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами.
необходимо держать зрительный контакт. Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора.
ведите себя естественно. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него. Сделайте
свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора.
держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным: активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др.
следите за тем, чтобы Ваша речь была ясной и интересной. Избегайте слов-паразитов и неоправданных пауз. Наполненная нежелательными элементами речь подрывает Ваш статус исследователя и оратора.
следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайтеструктуру своего выступления: заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.
Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.
4.3. Практикум
Составьте устное высказывание на следующие темы: здоровье нации; молодежь XXI века; репетитор или самообразование?
5. Графика.
5.1.Основные сведения « Графика»
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
5.2. План составления письменного высказывания:
Вступление.
Проблема, над которой размышляет автор.
Комментарий.
Авторская позиция
Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!
5.3. Практикум:
Составьте письменное высказывание на следующие темы: ветераны ВОВ; украшают украшения или поступки; все взрослые - дети.
6. Орфография
6.1. Основные сведения « Орфография»
Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слова при письме.
Принципы построения орфографии:
Так как орфография непосредственно связана с письменностью, то появление письменности оказывает основное влияние при формировании принципа построения орфографии языка, который не диктуется языком. Для языков, где письменность древняя, можно говорить о том, что письмо отражает старое состояние языка и отстало от жизни (напр., английский язык).
-Морфологический
Характерен для русского языка
Морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений: головА, гОловЫ, голОвка — везде одинаковое написание через «голов», но разное произношение.
-Фонетический
Особенности произношения передаются на письме
Характерен для белорусского (не абсолютно), грузинского, татарского языков (абсолютно)
Кириллическая орфография была введена примерно в 1907 году, до этого единой принятой кириллической орфографии не было.
На письме отражается именно звучание, включая позиционные изменения, независимо от принадлежности звуков морфемам: галавА, галОвы, галоўка (белор. ) — разное написание, произношение такое же как написание. Новые правила белорусской орфографии и пунктуации (от 23 июля 2008 года) рекомендуют переходить на такое, напр., написание: маёр, маярат, маянэз, раён, Нью-Ёрк.
Белорусская орфография не абсолютно фонетическая (в отличие от грузинской или татарской).
Отражает ослабление безударных гласных (вместо О и Е пишется А и Я), некоторые явления, связанные с согласными (пишется ЦЦА вместо ТСЯ/ТЬСЯ). Не отражает явлений, связанных с согласными (напр., звонкие согласные в конце слова оглушаются, но пишутся всё равно буквы, соответствующие звонким).
-Семантический
Характерен для китайского языка
Написание никак не связано со звучанием, а отражает только семантику.
Во вьетнамском языке такой принцип был вначале, затем сменился на фонетический и латиницу (принцип орфографии был заменён в пределах того же языка)
-Есть также идеографический принцип (по Щербе)
в русском языке мы пишем, скажем, мяч без мягкого знака, ночь с мягким знаком. Это не имеет никакого значения фонетического, но имеет значение смысловое. Так и формулируется правило: "Если слово мужского рода - нет мягкого знака, женского рода - есть мягкий знак". Так что это просто отражение некоторого смысла. Суть идеографического принципа состоит в том, что знаки ассоциируются непосредственно со смыслом, минуя звук. В известной мере сюда можно отнести такие случаи из французского языка, как множественное число.
5. словарь терминов:
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Фонетический разбор слова — учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. Является распространённым в школах бывшего СССР. Предполагает элементы графического анализа.
Орфоэпия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» и греч. ἔπος — «речь») — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую) - совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков.
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описа­нии природы, а также непосредственно в оценках повествователя.
Аргуме́нт (до́вод) — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса. Чтобы тезис можно было считать истинным, все аргументы должны содержать в себе истинную информацию, достаточную для доказательства тезиса с помощью верных логических умозаключений.
Вывод (лат. conclusio) — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений (предпосылок) к новым суждениям — заключениям.
Список используемой литературы:
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987. – С. 84
Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987. – С. 148.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003. – С. 61.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005. – С. 90.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003. – С. 108.
Любичева Е.В. Русский язык, методические материалы – 9-е изд., М.: Эксмо, 2007.
ФИПИ Экзамен в новой форме, русский язык, Изд. « Астр5ель», 2011.
Розенталь Д.Э. Русский язык – 8-е изд., М.: Дрофа 2010.
Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вызов, обучающихся по педагогическим специальностям/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004