«Новые педагогические технологии, как фактор повышения качества образования»












Доклад

«Новые педагогические технологии, как фактор повышения качества образования»







Подготовила: Кудрявцева Н.А.. учитель географии
МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»













Изменение целей общего среднего образования, включение новых вопросов содержания в школьные курсы, переход от унифицированного образования к вариативному – все это требует перестройки процесса обучения.
В настоящее время искусство работы с детьми, умение воплотить задуманное на практике стало предметом отдельного направления технологии обучения.
Педагогическая технология – это совокупность методов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленные на достижение четко заданных результатов.
Основная цель педагогических технологий – организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов.
Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.
Главными признаками технологий обучения являются:
четкая постановка перед учащимися учебных целей и задач, чтобы каждый из них осознал значимость изучаемого материала;
построение последовательной поэлементной процедуры достижения поставленных целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;
обучение по образцам, выполнение учениками указаний учителя;
организация самостоятельной работы учащихся, направленной на решение проблем, учебных задач;
широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.
Основные факторы, влияющие на технологию обучения. – это прежде всего возрастающий объем учебной информации, информатизация всех сфер жизни общества, прогресс в области техники и технологии в науке и производстве, изменение интеллектуального уровня подрастающего поколения, обострение взаимодействия природы и общества, четкое выделение глобальных проблем человечества и попытка найти пути оптимального решения этих проблем.
В методике обучения географии существуют десятилетиями наработанные технологии, позволяющие более успешно усваивать учебный материал. Например, применяется технология логических опорных конспектов, логических опорных сигналов. Общие положения этой технологии были разработаны В.Ф. Шаталовым, в области географии – М.М. Винокуровой и А.В. Шатных. Решается проблема технологии дифференцированного обучения. Существуют разноуровневые учебники, специально разработанные системы учебных задач. Активно используемые в практике такие формы обучения, как деловые и ролевые игры, диспуты и дискуссия. «круглые столы» и конференции специалистов, - это не что иное , как технология коммуникативно- диалоговой деятельности.
Сравнительно новыми направлениями технологии обучения географии на современном этапе являются модульная технология и технология проектной деятельности. И, наконец, технология личностно ориентированного обучения, суть которой - в признании самоценности ученика как носителя субъективного опыта, в обязательном обращении к эмоционально – ценностной сфере каждого ребенка, принятие в качестве основного результата обучения развитие познавательных способностей и качеств личности школьника.
Использование технологического подхода к обучению позволяет не только определить результат, но и наметить перспективу на будущее, гарантировать объективную оценку деятельности каждого ученика. Что обеспечивает гуманизацию процессов обучения.
Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса


Традиционный процесс обучения географии
Новая технология обучения географии


Цели
- формулируются для каждого типа урока, исходя из особенностей содержания
- определяются через конечный результат деятельности учащихся, осознаются каждым учеником


Содержание
- факты;
- теоретические законно- мерности;
- умения;
- факты;
- закономерности;
- умения;
- оценочные, методологические знания;


Формы организации обучения
- урок (чаще всего комбинированный)
- урок, урок в природе;
- практикум;
- семинар, лекция;
- сдвоенный урок;
- межпредметный урок;
- день географии;


Контроль
- знаний и умений
(преобладает текущий, реже итоговый)
- за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы ( зачет, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.),
Самоконтроль, самооценка


Как видно из таблицы, новизна подходов заключается в формулировке целей через результат деятельности, включении в содержание методологических и оценочных знаний, использовании разнообразных форм организации обучения; выделении обязательных результатов обучения при контроле; во внимании к познавательной самостоятельной деятельности школьников, к самоконтролю учащихся. Такой подход к контролю знаний и умений позволяет получить более объективный результат. И самое важное -появляется возможность внести коррективы и в цели, и в содержание, и в формы организации процесса обучения.



1.Современные образовательные технологии
Технология дистанционного обучения
Система инновационной оценки «портфолио»
Здоровьесберегающие технологии
Информационно- коммуникационные
Технология использования в обучении игровых методов
Обучение в сотрудничестве
Технология развития «критического мышления»
Технология модульного и блочно- модульного обучения
Лекционно-семинарско- зачетная система
Технология «дебаты»
Исследовательские методы
Проектные методы
Технология решения изобретательских задач
Коллективная система обучения
Разноуровневое обучение
Проблемное обучение
Развивающее обучение

Суть новых информационных педагогических технологий - обеспечение доступа преподавателя и учащихся к современным электронным источникам информации, создания условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы, направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по разным предметам.


1.1. Метод проектов
Важное место в обучении географии занимает метод проектов, который составляет основу технологии проектного обучения. Этот метод известен в педагогике с 20-х гг. прошлого века. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Основная цель применения метода проектов - самостоятельное постижение школьниками жизненно важных географических проблем. Выбор тем проектов осуществляет учитель. Критерии выбора тем могут быть следующие:
- социальная значимость проекта воспитательный потенциал проекта, и значимость данной информации для учащихся;
- воспитательный потенциал проекта;
- связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации внутри - и межпредметных связей;
- наличие у школьников необходимых знаний и личного опыта.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная. Результатом работы могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, описания объектов и конкретная деятельность по их благоустройству. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Классификация типов проектов
1.Типы проектов по преобладающему способу деятельности
* проблемные
* исследовательские
* практико-ориентированные
* познавательные
* игровые
2. Типы проектов по содержанию
* экологические
* комплексные
* краеведческие
* социально-экономико-географические
* историко-географические
* физико-географические
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
В работе над проектом выделяют несколько этапов.
1. Ценностно – ориентированный.
2. Конструктивный.
3. Оценочно – рефлексивный.
4. Презентативный.
В курсе «География России» наиболее приемлемы следующие типы проектов по содержанию:
1. Природа России – источник творческого вдохновения.
2. Памятники Всемирного культурного и природного наследия на территории России.
3. Население России: прогнозирование изменения его численности и географии.
4.Оценка природно-ресурсного потенциала одного из регионов России.
5. Экологическое состояние и проблемы России.
Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения, выводы.

1.2 Исследовательские методы в обучении
В последнее время в школьных условиях особое внимание обращается на организацию исследовательской деятельности учащихся. В целом она реализуется в рамках технологии развивающего обучения, что означает, формирование у школьников мыслительных действий, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи.
В литературе, под научным исследованием, понимается процесс выработки ранее неизвестных знаний. Исследования школьников отличаются тем, что не всегда открываются новые знания, но это не означает, что исследование школьника не связываются с получением новых знаний .
В теории научного исследования есть основные компоненты:
1. тема исследования;
2. постановка целей и задач;
3. анализ информации;
4. формулирование исходной гипотезы;
5. планирование и организация эксперимента;
6. проведение эксперимента;
7. анализ и обобщение полученных результатов;
8. проверка гипотезы;
9. окончательное формулирование нового знания;
10. определение нового направления будущих исследований.
Исследования могут быть: фундаментальные, прикладные, разработки. Основные результаты исследования могут быть выражены в виде: реферата, научной статьи, научного отчёта, и доклада, проекта, методического пособия, монографии, тезисов, докладов, выступлений, презентаций.
Проблема исследования возникает из потребностей социально-педагогической деятельности. По сути научная проблема – вопрос, ответ на который не содержится в научном знании. Как правило, проблема возникает из противоречий. Проблема находит свое отражение в теме исследования. При её формулировании нужен подбор ключевых понятий, терминов, слов. Требования к формулировке темы : понятность , конкретность, проблемность, лаконичность, прозрачность. Важным аспектом в исследовании является обоснование актуальности темы. при этом важно отметить : 1. почему выбрана данная тема ? 2. почему эта тема интересна для педагогической теории и практики ? 3. каково новое научное знание, которое предполагается получить ? 4. каков замысел исследования в целом ? 5. что сделано предшественниками и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать вам ?
На основе формулировок проблемы и темы возникает возможность для обозначения цели: это то, что в общем виде должны или намерены достичь в итоге работы.
При выражении цели исследователь отвечает на вопрос: что он хочет создать в результате исследования.
Объект – это то, что выделяется в целом для исследования;
Это часть педагогической теории и практики, с которой исследователь имеет дело во время исследования. Для каждой науки объекты в целом определены. Для педагогики в качестве объектов –образование , процессы обучения и воспитания .
Объект является независимым явлением от человека.
Предмет субъективен – он в объекте, это конкретная часть объекта или процесса в нём. Предмет напрямую связан с темой.
Следующим элементом аппарата исследования является гипотеза. Это развёрнутое, неочевидное предположение, в котором подробно изложена модель будущего научного знания. Она выступает как рабочий инструмент, как способ добычи истины, поэтому полезно показать её в работе.
Важно, чтобы гипотеза подтверждалась, но не всегда это так. Гипотеза выступает в двоякой роли:
либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями.
либо как предположение о связи между явлениями и внутренней производящей их основой.
В исследованиях школьников часто гипотезы формулируются в описательном ключе.
Для педагогических исследований в таком качестве выступают общеобразовательные учреждения, профильные классы. Для учащихся базами могут служить архивы, лаборатории, биостанции .

1.3. Технология использования в обучении игровых методов
Знания, полученные на уроках, должны быть осознаны учеником. Должны стать частью его личного опыта, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика, обучение теряет свою развивающую функцию и не способствует последующей адаптации учащихся к жизни.
Внедрение в методику преподавания географии элементов игровых технологий позволяет сделать обучение более эффективным и придать знаниям учащихся личностный смысл, осуществить принципы индивидуализации и дифференциации обучения.
Дидактические цели применения игр на уроках географии могут быть различными:
отработка ранее полученных знаний и умений;
применение знаний и умений в новой ситуации;
углубление и расширение знаний;
воспитание таких личностных качеств, как умение отстаивать свою точку зрения; чувство ответственности за природные богатства страны; чувство любви к Родине и своему родному краю.

Ситуации, которых можно успешно использовать игры

Ситуации
Итоговый результат


1. Обусловленные содержанием учебного материала
Теоретический и объективно сложный материал имеет практическую направленность, его желательно «отработать в действии», т.е. в игровой ситуации, краеведческий материал.


2. Обусловленные дидактическими задачами
Необходимо уметь обобщать новый материал, углублять и отрабатывать полученные ранее знания, применять их в новой учебной ситуации.

3. Связанные с усиленным вниманием к воспитательным задачам.
Воспитание ответственного отношения к природе, воспитание бережливого, разумного отношения к природным ресурсам, умение отстаивать свое мнение.



Методика проведения игр
Проведение игры – длительный процесс, включающий следующие этапы:
1. Подготовительный ; 2. Организация игры; 3. Проведение игры;
4. Анализ результатов игры.
Важными методическими условиями успешного применения дидактических игр на уроках географии являются следующие:
1.Наличие проблемной ситуации в содержании учебного материала, позволяющей определить место проведения дидактических игр при изучении той или иной темы;
2.Этапность в подготовке и проведении игр с обязательным подготовительным этапом, где происходит разработка правил игры, знакомство с ними учащихся, мотивация деятельности школьников и т.д.
3.Учет возрастных особенностей школьников при выборе вида игры, при организации игры, особенно при распределении ролей, при делении класса на группы.
4.Обязательный анализ результатов игры для определения всего положительного и отрицательного в организации игры, для выявления особенностей и возможностей данного класса при проведении следующих игр.
Психологи и педагоги справедливо отмечают, что применение игр на уроках существенно активизирует деятельность школьников, поскольку во время игры учебный материал усваивается через различные органы приема информации.
В ходе игры более полно раскрываются творческие способности школьников, формируются навыки работы в коллективе, закрепляются и приобретаются новые практические умения.
По дидактическим целям игры могут быть обучающими, систематизирующими и обобщающими, контролирующими.
Формы игр на уроке – самые разнообразные: викторины, соревнования, инсценировки, ролевые и деловые игры, пресс-конференции, «почта», «третий лишний» и другие.

1.4 Развивающее обучение
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных педагогов. Подлинно научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова и других.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребности во владении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действий. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действий, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа и разработок оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития. Развивающее обучение отличается от объяснительно – сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи.
Основой учения в структуре развивающего обучения является связь: цель – средство – контроль, а центральным технологическим звеном –самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребёнка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения, навыки, но и овладевает способами действий.

1.5.Технологии проблемного обучения
Проблемное обучение занимает особое место в школьном образовании в связи с тем, что оно реализуется, и в проблемном изложении, и в частично-поисковом и в исследовательском методах обучения.
Проблемное обучение рассматривается методистами с разных позиций:
- в качестве метода обучения (Л.М.Панчешникова, В. Конь);
- как новый тип обучения (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер);
- в качестве подхода или принципа обучения (Г.А.Понурова, Т.В. Кузнецова);
- как новая дидактическая технология (Г.Ю.Ксензова).
Вместе с тем, общим для проблемного обучения является использование проблемных заданий или вопросов, создание проблемных ситуаций и решений учебных проблем.
Сущность метода проблемного изложения состоит в том, что в ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использования полученных ранее знаний. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы её решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем. Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
Создание проблемной ситуации и осознание проблемы;
Формулирование гипотезы;
Поиск решения и доказательство гипотезы;
Решение проблемы.
Проблемную ситуацию обычно создает учитель. В обучении географии выделяются три типа создания проблемных ситуаций:
1 тип- ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда условия задачи содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях. Например, при изучении темы «Почвы, растительный и животный мир России» в 8 классе, из пройденного ранее материала учащимся известно, что природные зоны на Земле расположены широтно соответственно климатическим поясам.
Между тем на карте России учащиеся видят, что в России на одинаковых широтах разные природные зоны. Здесь появляются противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами. Для обострения протииворечия учитель намеренно исключает из повторения вопрос о климатических поясах, т.е. умышленно уменьшает информацию. Возникает проблемная ситуация.
2 тип – выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи. Например, объяснить причины расширения зоны тундры на территории России к северу.
3 тип – возникает, когда учащиеся сталкиваются с новыми условиями применения знаний. При изучении высотной поясности в 7 классе, учащиеся знают причины изменения климата с высотой и высотной поясность в Альпах. Теперь они должны определить высотные пояса Апеннин или других гор. Необходимо объяснить отличия высотной поясности в различных горах.
При формулировке проблемного задания и решения учебной проблемы учитель может использовать различные методические приёмы (устное изложение, беседа и т. д.)

Российская система образования в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения. Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия:
- между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность;
- между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;
- между настоятельной необходимостью развития творческого потенциала личности и отсутствием условий для индивидуальной работы с каждым учеником.
Поиск решения данных проблем заставляет педагогов пересматривать некоторые методические аспекты преподавания географии и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения.
Ведущей педагогической идеей сегодня является формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося, развитие навыков общения через интерактивные методы преподавания.