Выступление на конференции. Использование коррекционных упражнений при развитии орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

ГБСКОУ школа–интернат «Перспектива» г.о.Новокуйбышевск






Использование коррекционных упражнений при развитии
орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка






Автор работы:
Кольчугина Л.Г.,
учитель русского языка
и литературы.








г.о.Новокуйбышевск, 2013



Содержание
I. Теоретические основы орфографии.

Термин “орфография” создан на базе корней греческих слов orthos "правильный" и grapho "пишу"; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин “правописание”;
В современном понимании орфография это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Основными частями орфографии являются следующие:
1) Буквенное обозначение звукового состава слов. Эта часть орфографии является непосредственным продолжением графики (и алфавита), поэтому общая задача буквенного обозначения звукового состава слов решается графикой и орфографией совместно, например (орфографическая часть выделена): город, поддержка, возьми и т. п. Все другие части орфографии с графикой несопоставимы.
2) Раздельные, слитные и полуслитные (через дефис черточку написания: никто, ни к кому, кое-кто; сделано по-твоему и т. п.
3) Употребление прописных (больших, заглавных) и строчных (малых), букв: орел птица, Орел город и т. п.
4) Правила переносаправила, позволяющие одну часть слова написать в конце одной строки, а другую часть в начале следующей строки: пи-сьмо или пись-мо, но не “п-исьмо”, “пис-ьмо”, “письм-о”.
5) Графические (буквенные) сокращения слов: сокращение слов на письме: сознание. с., созн., но не “со.”, “соз.”, “созна.” и т. п.

II. Актуальность опыта.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования.
Проблема повышения грамотности учащихся волновала учителей - словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями,
полученными на уроках русского языка, и уровнем
орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;
- между необходимостью формирования прочных орфографических
умений и навыков и большим объемом теоретических сведений,
которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора
орфограммы и знаков препинания;

- между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9
классах и необходимостью правильного решения вопросов
преемственности между начальным и средним звеном.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.
Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;
статистика фиксирует в последние годы существенное снижение
у школьников читательского интереса. Если высокую культуру
чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение –
одна из причин неблагополучия в правописании;
- несомненное понижение уровня познавательного интереса
учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко
предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало
связанных между собой, не имеющих единого обоснования и
поэтому трудных.
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью.

III. Сущность орфографической зоркости.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.






IV. Мотивация орфографической работы.
Овладение школьниками умениями и навыками в области правописания, в этом состоит практическая направленность обучения. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия человека. Оно формируется на основе какого-либо знания: на основе правила, инструкции, указания, образца, а также по принципу «делай, как я».
Умение - это готовность к действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано, следовательно, 1 этап рассмотрения темы - это вопрос о мотивации орфографической работы.
Чем взрослее школьник, тем в большей степени он руководствуется в своей учебной деятельности далекими целями, например, изучение орфографии старший школьник связывает с перспективой успешного окончания школы, быть образованным, культурным человеком.
В совместной методике орфографии мотивация учитывается недостаточно. Причина состоит в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто отметка по русскому языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку, школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет русского языка, а иногда - и на всю школу.
Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
а) возбуждения познавательных интересов;
б) поиск занимательных форм и методов работы;
в) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому структу- рированию дидактического материала и разнообразие методических приемов;
г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических знаний, умений.
Сформировать орфографическую зоркость - значить научить детей видеть орфограммы.



Таким образом, на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправ- ленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классифика- ции;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самокон- троля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста, упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звуко-буквенного и орфографического разбора.
Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е, я;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.
Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Система орфографических коррекционных упражнений.
С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие коррекционные упражнения:
списывание с правильного текста (приложение 1.); чтение;
письмо заученного наизусть связного текста;
предупредительные диктанты;
объяснительные диктанты;
творческие, свободные диктанты;
выборочные, немые, зрительные диктанты;
пользование орфографическими словарями;
проверочные диктанты;
работа над ошибками.

Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя.
Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
Диктант (но не контрольный) с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
Контрольный диктант.
Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют (приложение 7,8).



Творческий диктант.
Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение (приложение 6).
Списывание с правильного текста.
С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложненными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике. Это может быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором (приложение 1).
Предупредительный диктант.
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше в начале урока и сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время такой работы - 10 минут (приложение 3).
Выборочный диктант.
Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило. Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный во времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.(приложение 6).
Зрительный диктант.
Слуховые восприятия наличествуют при написании диктантов.
Что касается зрительных восприятий, то здесь дело обстоит сложнее. Чаще всего, выполняя упражнения типа списывания, учащиеся имеют дело с текстом, в котором буквы в словах пропущены, служебные слова заключены в скобки и т. п. В этих случаях нельзя говорить о зрительном восприятии слов с изучаемыми орфограммами. Слова с изучаемыми орфограммами зрительно воспринимаются в том случае, если учащийся, выполнив упражнение типа списывания, напишет их правильно. То же самое нужно сказать и о диктантах. Если же интересующие нас слова и при списывании, и во время диктанта написаны неправильно, то зрительное восприятие не играет своей положительной роли. А между тем при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память учащихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед учащимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой. Поэтому на дом задается списывание текста без пропуска букв с запоминанием правописания слов, а в классе проводится подготовленный диктант по тексту без пропуска букв.
Таким образом, при создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических упражнений обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения (приложение 10) .
Карточки с индивидуальными заданиями
Индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.
Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабо успевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка (приложение 9,11).
Работа со словарями.
Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.
Проверочные диктанты.
Краеугольным камнем повышения орфографической грамотности является проверочный диктант (15-20 минут среднего ученического письма). Текст составляется из простых предложений, содержащих слова с орфограммами, известными учащимся. Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от проверочного диктанта может быть получена при соблюдении двух условий:
первое – учащиеся сдают работы учителю, не проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и уверенность);
второе – оценки учитель за диктанты не выставляет (это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся). Исправлять ошибки в проверочном диктанте (по методике А.Д.Алферова) необходимо следующим способом: зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то, что нужно. Это гарантирует повышение внимания учащихся во время анализа работы, способствует запоминанию правильного написания того или иного слова. Можно использовать различные цвета для выделения ошибок и правильного написания орфограммы (приложение 12).
Работа над ошибками.
Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем.
Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку.














Приложение 1.
Коррекционные упражнения по развитию орфографической зоркости и высших психических функций.
Списывание текста с пропущенными буквами.
Так при выполнении упражнения важно не просто списать, но и вставить буквы, объяснить свои действия. Выделить окончания имён прилагательных. ( В своей работе я предлагаю такие коррекционные упражнения для 5 класса).
В глубочайш озеро, по лёгк плащу, на син юбку, без видим эффекта, в дремуч лесу, с жёлт цветка, о железн ящике, с сыпуч крупой, о громк смехе, в дальн поездку, о колюч еже, на красн шапке.
Приложение 2.
Письмо по памяти.
Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. В своей работе я стараюсь давать детям для запоминания небольшие прозаические тексты, а также четверостишия русских поэтов.
Природа украшает нашу жизнь. Она несёт человеку много радостных минут.
С большим удовольствием слушаешь удивительное пение птиц, ласковое журчание лесного ручья. Любуешься простором полей, зеркальной гладью широких рек.
Хороша наша русская природа!
Приложение 3.
Предупредительные диктанты.
Это такой вид коррекционных упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).
Объяснительные диктанты.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.
Как хорошо посидеть в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя!
Хохлатый рябчик залетит в середину густой ёлки. Под веточкой ели устроится весёлый зяблик. Мимо гигантской сосны пробежит заяц. Колючий ёжик покажет свою мордочку из-за высокого пня.
Пройдёт дождик, и яркое солнце заглянет под густые ветви ели. (По М.М. Пришвину)
Подготовленные диктанты.
Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.
Вкуный, чуденый, сторока, струка, ватрука, грусный, радосный, скоросной, ужасный, чесный, нока, подрука.




Комментированные диктанты.
Учитель читает предложение, все слушают. Предложение учителем читается повторно (по частям). Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень.
На опушке лесов ещё растут грибы. На старых пнях жмутся друг к другу тонконогие опёнки. В моховых болотах рассыпалась румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Многие птицы готовятся к отлёту в тёплые края.

Приложение 4.
Графические диктанты.
Графические диктанты помогают повысить пунктуационную грамотность учащихся. При выполнении этого задания ученики вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.

Игра.
Солдатики - это была наша любимая игра.
Мы играли в неё летом. За два года в больших коробках у нас лежали разные солдатики: пехотинцы, конники, разведчики. Мы рисовали их на картоне и вырезали потом ножницами.
Виталька настоящий художник. Он придумывал разноцветные мундиры, шлемы с перьями, барабаны, знамёна. Тётя Валя отдавала нам катушки от ниток, и они сразу превращались в орудийные стволы и колёса. Стреляли пушки горохом, сухой рябиной и шариками от старых бус.
За окном шёл дождь, и мы устраивали на полу поле сражения.

Приложение 5.

Цифровые диктанты.
Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая согласная, найдите эти слова (указываются только цифры).
Ненастная
Опасный
Горестный
Ясный
Доблестный
Прекрасный
Интересный
Вестник
Радостный
Ответ: 1,3, 5,8,9.
Приложение 6.

Творческие.
Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.
У лесного озера.
Широко раскинулось (лесное) озеро. Восходит над озером и лесом солнце. На (яркий) ковёр похожи берега (пустынного) озера. Над (редкими болотными) кочками стоят (гигантские) сосны.
Тихо утром в (тёмном густом) лесу. Редко пролетает синичка. А на дерево садится дятел.
На рассвете вылетает глухарь на берег озера клевать (береговую) гальку. Ищет (круглые) камешки и бьёт по ним своим (крепким) клювом. Галька нужна ему, чтобы перемалывать в зобах (грубую зимнюю) пищу. Всю долгую зиму глухарь питается (колючей сосновой) хвоей.
Свободные диктанты.
Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Словарный диктант.
Укреплять сердце, разбивать палаточный лагерь, напишешь пером, расположиться в палатке у речки, в сборной команде по баскетболу, развивать силу и выносливость, не испугаться трудностей в путешествии, не бояться соперников в спортивных состязаниях, негодовать на несправедливость судьи, опереться на друга в трудную минуту, достичь хорошей формы на тренировке, ненавидел ложь и обман, всякая работа мастера хвалит.
Приложение 7.

Контрольный диктант.
Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.
Ежи.
Есть удивительные повадки у ежей. Люди рассказывают, что ежи воруют яблоки. Наколют их на иглы и уносят в своё жилище. Зачем ежам яблоки? Ведь ежи - насекомоядные животные.
Отгадка вот в чём. Учёные заметили любовь к этим животным к разным пахучим веществам и выбирают именно их. Ежи любят разложить на свои иглы зёрна кофе и сигареты. Им особенно приятны табачные и кофейные запахи. В атмосфере этих запахов ежи как будто дезинфицируют себя и отпугивают паразитов. А их у ежей на коже много: блохи, клещи, кожееды. Все они очень мучают ежей и заставляют искать ароматы.
Яблоки и привлекают ежей своим ароматом!
Приложение 8.

Контрольный тест.
Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.
1. В каком ряду во всех словах надо вставить букву О ?
1. отлжить, располгаться,замлчать
2. предполжение, вырсла, отклоть
3.улжить, закнчить, вырщеннный
2.В каком ряду во всех словах надо вставить букву ё ?
1. щтка, рештка, шрох
2.щлканье, шрстка, жлудь
3.шв, чтный, крыжвник
3.В каком ряду во всех словах надо вставить букву с ?
1. бечувственный, ижога, впорхнуть
2. дать, дание, десь
3. бешумный, востание, втряхнуть
4. В каком ряду во всех словах надо вставить букву и ?
1. инструкця, цклон, мотоцкл
2. цплята, птенц, станця
3. лекця, цпочки, сестрицн
5. В какой группе слов после шипящих надо писать ь?
1. рощ. много туч, дрож
2. молодёж, помощ, роскош
3.решение задач,сургуч, реч
6. В какой группе все существительные имеют окончание е?
1. на собрании, на тренировк, у Марь
2. на берёз, по улиц, на порог
К Мааш, к Лиди, к Софь
Ответ: 2, 2,3, 1, 2
Приложение 9.

Проверочная работа с использованием перфокарт, сигнальных карточек.
В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.
Разделительные Ь и Ъ
несъедобный объёмный серьёзный
предъюбилейный ружьё необъятный
добьётся подъём предъявить
съёжится муравьи вьюга
подъезд льём взъерошить
листья съездил объединил
подъехал прольёт собьются
вьётся объявление необъятный
объединить разъяснить барьер

Приложение №10.
№ 1
1. Записать слова в 2 колонки: 1) с о и 2) с е, ё после щипящих и ц.
Побереж...шь, больш...й, жж...т, печ...шь, увлеч...т, ш...фер, ш...колад, испеч...м, сеч...т,
Туч...й, птиц...й, лиц...м, хорош...го, ш...лковый, ч...рный, ш...рох, ш...рстка, рыж...му, границ...й.
2. Подчеркнуть глаголы, графически обозначив в них орфограммы.


№ 2
1. Написать под диктовку в две колонки слова: 1) с мягким знаком после шипящих, 2) без мягкого знака.
Чувствуешь, дрожь, молодежь, горяч, беречь, похож, грач, развлечь, шипуч, помощь, матч, свеж, печь, семь задач, пожалеешь, (нет) пожарищ, хорош, трубач, сделаешь, живуч, рожь, линюч, дичь, помочь, лечь, луч, училищ, дочь, роскошь, сжечь, жгуч, блестящ, царевич, отрежь.
2. Найти среди них слово, которое может быть либо существительным, либо глаголом.
Записать с ним 23 словосочетания или предложения.

№ 3.
Записать слова под диктовку.
Бе...цветный, ра...порядок, бе...вкусный, ...делать, и...лагать, бе... шума, ра...цвет, ...бегать, и...бить, ...доровье, ни...ший, ра...чесать, ко...ба, бе...шумный, бе... цели, ...беречь, ра...ширить, ни...кий, сколь...кий, пол...ти, про...ба, и... печи, ...дешний, всколь...ь.
2. Графически обозначить смешиваемые орфограммы.

№ 4
Из продиктованных предложений выписать глаголы, графически обозначить в них орфограммы.

Летом.
«Приятно летом пойти в лес за грибами или за земляникой. Отправляешься ранним утром. Идешь по росистому лугу, а за тобой тянется темный след. По телу пробегает легкая дрожь. Но вот поднимается заря. Сейчас теплый свет хлынет на поля. Заискрятся росинки, застрекочут кузнечики, запахнет кашкой. В безоблачном небе зальется веселый жаворонок.
В лесу тихо, только щебечут птицы. Ты не пропустишь старых берез на поляне и елок на опушке леса. Здесь всегда прячутся белые грибы. Увидишь один смотришь и другой просится в корзину. Все зависит от твоей зоркости. Вот в густой траве под березками толпятся коричневые подберезовики па высоких ножках, а дальше целая цепочка оранжевых лисичек».


Приложение№11.
№ 1
1. Написать 610 приставочных глаголов в форме 2-го и 3-го лица ед. числа с безударными личными окончаниями.
2. Обозначить орфограммы в записанных глаголах.

№ 2
1. Записать слова, состоящие из следующих морфем: «приставка + корень + окончание» (и т. д.). Какая это часть речи?
2. От чего зависит написание з с в приставках?


№3
1. Вставьте пропущенные буквы:
Объед..ниться в сою.., тихий ш..пот, редкое р..стение, ровная ч..лка, ш..лковое платье, легкое пр..к..сновение, леное предл..жение, уд..виться ч..ду, ш..коладный заг..р, летняя з..рька, опас..ный поворот, ог..рок свечи, кривой ш..в, дог..ревший костер, алая з..ря.
2. От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием кас-кос, гар-гор, зар-зор, лаг-лож?

№4
1. Обозначьте орфограммы в следующих словах:
Душистая акация, желтый цыпленок, красивые улицы, красны девицы, сложная операция, Московский цирк, цыганские песни, куцый хвост, полезные цитрусовые, черствый хлеб, гигантский водопад, детский праздник, клубничное варенье, забавная собачонка.
2.Рассказать о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

№ 5
Выписать из текста глаголы, обозначив в них морфемы. Обосновать написание безударных личных окончаний.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре
Выучи русский язык!

№ 6
1. Объяснить, какое написание глагола "верно". Почему?
Мама будет завтракать.
Мама будит завтракать.
2. Почему слова сушить и сохнуть, слышать и слушать имеют разные личные окончания?
Выписать из текста глаголы и обосновать правописание их личных окончаний.



Приложение №12.
Приведенные работы это работы первого уровня трудности. Они проверяют глубину и точность понимания изучаемого материала (для сильных учеников).
№ 1
1. Выписать глаголы в таком порядке:
1) глаголы движения; 2) глаголы «говорения»; 3) глаголы проявления чувств.
Сказать, идти, ехать, говорить, радоваться, объяснять, плыть, лететь, пролепетать.
2. Почему слова звон и звонить разные части речи?

№2
1. Выписать глаголы в таком порядке:
1) глаголы, обозначающие трудовые процессы;
2) глаголы, обозначающие состояние человека;
3) глаголы движения. Какие из них синонимы? Почему?
Колоть, учиться, тлеть, строить, спать, бежал, мчался, брел, шел, ползти.
2. Сравнить слова говор и говорить.

Первые задания проверочных работ № 1 и 2 предусматривают группировку глаголов. Оперируя признаками глагола как части речи, учитывая их лексическую общность, учащиеся группируют слова внутри грамматического класса.
При выполнении проверочной работы № 2 учащиеся должны соотнести понятия «часть речи» и «синоним» (какие из данных глаголов синонимы?). Это способствует лучшему усвоению знаний, их дифференцировке и систематизации.
Вторые вопросы проверочных работ (Почему слова звон и звонить разные части речи? Сравнить слова говор и говорить.) требуют определить данную часть речи, отличить ее от другой части речи.

№ 3
1. Из текста выписать глаголы, обозначив орфограммы в корне.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И отчизной дорожить.
2. Образовать глаголы совершенного и несовершенного вида с корнями лет- (лететь), да-(дать).
Проверочная работа № 3 помогает отработать умение узнавать глагол в связном тексте. К тому же в качестве дальнейшего расширения знаний о признаках частей речи предусматривается самостоятельное образование глаголов совершенного и несовершенного вида от заданных корней.

№ 4
1. Чем отличаются слова в первой строчке, от слов, записанных в столбик.
а) Луналуны, луне, луну. луной, о луне...
Прилунение, прилуниться, лунник, луноход, лунный.
б) Земля земли, земле, землю, землею, о земле... Земляк, земляной, земляника, землистый, приземлиться.
2. Выписать глагол, обозначить в нем морфемы и записать некоторые формы этого глагола.

Приложение №13.
Решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, ШАФТЛАНД- ландшафт, РГСТРТРЕИАУА - регистратура, ШЕВЯ - швея и т. д.

Другой вид упражнений предусматривает работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют развивать абстрактное мышление, внимание, память, орфографическую зоркость.
Нужно назвать два слова, которые зашифрованы с помощью чисел. Каждому числу соответствует определённая буква

Первое слово: 5, 1,7, 9, 2, 6, 3, 6, 4.
Второе слово: 11, 3, 10, 8, 12, 2, 4, 1, 5.

Каждому числу соответствует определённая буква:
123456789 10 11 12
АРНМГОСВТ И У Е
Искомые слова: гастроном, универмаг.

В другом задании предлагаю детям шифр и ключ к нему

Приложение №14.


Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.
Например, при закреплении материала о глухих и звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке



При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание: правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.

мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).









Приложение №15.
Для развития логического мышления в работе над словарными словами использую и другие коррекционные приёмы и упражнения:

Слова с «зашумлением»
Приём на использование геометрических знаний. Дети должны запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. (Время для запоминания - от 30 с. до 1 мин.), после чего фигуры с буквами убираю и показываю те же фигуры без букв в нужной последовательности. Дети должны вспомнить буквы каждой фигуры и составить слово (развитие памяти, внимания, орфографической зоркости).



Приём на использование знаний по рисованию. Расположить квадраты с буквами по цветам радуги.

Приём «недописанных слов».

Ребусы.

Приложение №16.

В своей работе использую коррекционные приёмы и при закреплении знания словарных слов: упражнения-схемы, работа с «разрезанными словами» (развитие внимания, орфографической зоркости, памяти).








- Ориентируясь на графическое изображение, форму и цвет фигур,
соберите слова и запишите их в три столбика по родам.
- Прочитайте слова на полосках.

Приложение №17.

Немаловажное значение имеют коррекционные приёмы и при закреплении изученного материала на любом другом этапе урока.
Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать 8М8 -сообщение:
Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаон
подарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.
Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.
При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например:
Образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона



При закреплении знаний об именах существительных использую следующие упражнения:
Запиши части одушевленных предметов.
В скобках поставь вопросы к существительным.





Рак - ( ?)
Обезьяна - ( ?)
Кошка - ( ?)


Приём «Слова в разных направлениях»


- Определите род существительных и запишите их в три столбика

Приложение №18.

Приём «клякса» можно использовать при изучении любой темы. Например, «Род имён существительных» (клякса упала на слова, остались только окончания). Приложение №19.

Упражнение «Расшифруй» при изучении темы «Предложение». Прочитать пословицу, вычеркнув буквы х и ф. Записать. Расставить знаки препинания в сложном предложении. Разобратьпо членам предложения.
Тфрхудф хчфефлохвфехкаф фкохрфмихт хлфенхь фпхорфтихт.
При работе над существительным можно использовать приём «Два в одном».
Вставить пропущенную букву, которая служила бы одновременно окончанием первого слова и началом второго слова. Записать существительные, обозначить склонение. Найти и подчеркнуть «лишнее» слово.

мя(.)ай ко(.)орт
мух(.)рбуз пе(.)ыр
сло(.)ос са(.)ом
Приложение №20.

Приём «Четвёртый лишний».
В каждой строчке найди и вычеркни «лишнее» существительное. Определи склонение оставшихся слов.
Степь, поле, кисть, площадь.
Снегирь, календарь, олень, сирень.
Зерно, луна, солнце, полотенце.
Книга, храбрость, звезда, отвага.
Приложение №21.

Приём «Зашифрованное слово».
Этот вид упражнений закрепляет умение учащихся делить слова на слоги и составлять из них новые слова. Из каждого слова нужно брать заданные слоги, например,
1) Из каждого слова взять только первые составить новое слово:
а) берег, серебро, дама бе -се - да
б) богатство, лото, топор бо - ло - то
в) костюм, мостик кос - мос
и т.д.
2) Из каждого слова взять второй слог, составить новое слово:
а) консервы, девиз сер - виз
б) беседа, дерево, родина, тина се - ре - ди - на
в) поворот, пороша, канава во - ро - на
и т.д.
3) Из каждого слова взять последний слог, составить новое слово:
а) лиса, письмо, билет са - мо - лет
б) север, пальто, жилет вер - то лет
в) карман, вода, сахарин ман - да рин
и т.д.
4) Задание можно усложнить. Например, из первого слова взять первый слога, из второго - второй, из третьего - третий и др.
а) факел, синева, пещера_ фа -не -ра
б) семена, березовый, проходила, балерина се-ре-ди-на и т. д.
Эти задания развивают основные свойства внимания и позволяют формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез (мысленно разбивать целое на части и составные части снова соединять в одно целое).
Приём «Кодирование».
- Расшифруйте и прочитайте пословицу:


Приложение №22.

Кроссворды, загадки, пословицы - благодатный материал, который можно использовать на любом уроке.




























Список литературы
Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный ученик»). -С-П., «Тритон», 1997.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 1966.– с.250.
Бучкина Б.З. “Правила русской орфографии и пунктуации”, 1956 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 1974 т. 33 №1
Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа//-1993.-№3.-с.55 (статья из журнала)
Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
Кузьмина С.М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации”// “Русская словесность” №2, 1995 г.
Петрова Е.Н. Система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54, 58.
Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., “Просвещение”, 1980. – с.266.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: "Ось-89", 1997. – 271с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 159 с.
Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: МГУ, 1974. – 99 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М., Гном-Пресс, 1997.
Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т.А., М., Педагогика, 1984.
Коррекционно-развивающее обучение школьников. Сборник нормативных документов, под ред. Курнешова Л.С. центр инноваций в педагогике, 1997.
Обучение детей с задержкой психического развития. Под ред. Мачихиной В.Ф., М.: “Просвещение”, 1987.
Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения школьников с ЗПР, под ред. Шевченко С.Г., М., Ника-Пресс, 1998.
Масюк В.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Москва, 2004.
Гордеюк Т.Н. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах. Волгоград, 2009.
Капустина Г.М. Обучение детей с задержкой психического развития. Москва, 1991.
Журнал «Коррекционная педагогика» №1/2009.
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М, «Владос», 2005 г.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль, «Академия развития», 2001 г.











Рисунок 1Рисунок 13Рисунок 16Рисунок 19Рисунок 10Рисунок 22Рисунок 77Рисунок 82Рисунок 3115