Проект комбинированного урока по музыке и изобразительного искусства в 8 классе по теме: «Дизайн и архитектура моего сада» (Коллаж. Творческая работа.)


Проект комбинированного урока по музыке и изобразительного искусства
в 8 классе по теме:
«Дизайн и архитектура моего сада»
(Коллаж. Творческая работа.)
Тема четверти: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры».

Цель:
Формировать навыки создания ландшафтной композиции с использованием архитектуры малых форм (в технике коллажа).
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
умение отражать впечатления в творческой работе;
развитие композиционного мышления и воображения;
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
умение решать творческие задачи на уровне импровизации;
умение прогнозировать результат творческой деятельности;
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
умение использовать различные художественные материалы;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности, распределять виды и формы работы, договариваться о разнообразии образов;
Оборудование:
Зрительный ряд: репродукция картины Борисова – Мусатова; образы выполнения аппликационного изображения деревьев, кустарников разных пород; изображение различных элементов оформления сада; презентация «Дизайн сада. Коллекция идей».
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке», строки И. Бунина, стихотворение Н. Языкова; отрывок из стихотворения Жана Де лиля (18 век)
Музыкальный ряд: вариации русских народных песен в исполнении ансамбля русских народных инструментов П. Чайковский «Времена года. Апрель».
ТСО: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
Материалы и инструменты: цветная бумага, клей, ножницы, гуашь, акварель, бумага, кисти; веточки, сухие соцветия, природный материал, вырезки из журналов.


План урока.
Организационный момент.
Фронтальный опрос (повторение пройденного).
Сообщение темы урока.
Изучение нового материала. Просмотр презентации.
Динамическая пауза.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение коллективной работы.
Составление общей композиции.
Подведение итогов, выставка, анализ коллективной работы.
Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Фронтальный опрос (повторение пройденного)

Учитель. Что такое дизайн? Дайте определение.
Ученик. Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы.
Учитель. Расскажите о художественно- выразительных средствах дизайна.
Ученик. Изобразительно-выразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство. Элементы комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма и движения.
Учитель. В чем заключаются особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей?
Ученик. Каждый дизайнер должен найти собственный путь решения поставлен ной перед ним проблемы на основании своего художественного видения, таланта и накопленного опыта. В силу этого обстоятельства, даже при одинаковых исходных задачах и материалах, два дизайнера по-разному подойдут к решению одного и того же проекта.
Вспомним известный пример. Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их в маленьком городке. Вскоре все желающие приобрели ножи, и спрос на них упал. Старик попросил художника помочь ему. Художник расписал нож, сделал его ярким и нарядным. Несколько ножей удалось продать, но затем опять торговля встала. Тогда старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож понравился покупателям. Торговля значительным образом возросла, и не только потому, что нож был более совершенным, а еще и потому, что многие случайно выбрасывали его вместе с очистками. Замысел дизайнера удался: через изменение формы и цвета была достигнута экономическая выгода. Этот пример уже стал притчей.
Учитель. Какие виды дизайна вы знаете?
Ученик. Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Ученик. Графический дизайн - это промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты и др.), различные оформительские изобразительные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции и др.
Ученик. Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека.
Ученик. Дизайн одежды включает моделирование и конструирование. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер в то же время создает неповторимый и запоминающийся образ.
Ученик. Фитодизайн представляет собой как составление отдельных объёмных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями и т.п.

3. Сообщение темы урока.
Учитель. Одним из видов дизайна является дизайн архитектурной среды – проектирование интерьеров общественных и частных зданий, создание благоустроенного пространства городов. Одна из составляющих этого направления – Ландшафтный дизайн – проектирование пространства под открытым небом; «вторая природа», создаваемая человеком. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством парков, садов, усадеб, их оформлением различными декоративными элементами, скульптурами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями.
Впервые назвал себя ландшафтным архитектором Фредерик Олмстед, выигравший в 1858 году конкурс на проект центрального парка в Нью –Йорке, идеей которого было сохранить кусок нетронутой природы в центре городского района. Однако искусство ландшафтного дизайна насчитывает ни одно столетие:
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
(Жан Делиль 18 век)
Учитель. Сегодня мы побываем в роли ландшафтных дизайнеров, создадим свой неповторимый сад. Тема нашего урока: «Дизайн и архитектура моего сада».
4. Изучение нового материала.

Учитель. Послушайте отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого
«Вечер на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей...

Легко ли написать картину такую, чтобы она менялась не только в зависимости от точки обзора, но и от времени суток, времени года? Чтобы она каждый час, каждый миг наполнялась новым содержанием и смыслом, чтобы радовала каждую секунду и, как положено истинному творению, была неповторима? Конечно, нелегко, но возможно. И мы видим это, посещая сады наших земляков, творящих свои неповторимые полотна. Созидая свои картины, они берут немного земли, кусочек неба, пару-тройку облаков. На этом фоне строят журчащий ручей и тихое озеро, населяют их нимфеями, лягушками, усаживают на берегу. японских старцев или сказочных гномиков, в темном таинственно-зеленом углу зажигают старый фонарь... Мир преображается.
Не верилось, что такую неземную красоту можно создать своими руками. Откуда берутся силы переворачивать тонны земли, искать, сажать невиданные цветы, похожие на застывших бабочек? Как получается выращивать то, что по определению, по природным условиям у нас расти не должно? В результате долгого и изумленного изучения вопроса приходишь к выводу - ими движет страсть созидания и любовь к красоте, любовь, в конце концов, к людям, которым они показывают с замиранием сердца свои полотна и получают в ответ благодарность и восхищение. А ещё они заражают своей благородной «болезнью» окружающих, которые незаметно для себя начинают по-другому смотреть на деревья, цветы, кусты, начинают придумывать, как посадить петрушку, чтобы она украшала мир не меньше розы, как утащить, а потом положить в саду камень, чтобы у него хотелось бы остановиться и подумать. Подумать о Мире, Любви и Красоте.
Демонстрация презентации «Дизайн сада. Коллекция идей»
(в программе Power Point,см. файл «Приложение»)

Динамическая пауза.
Выполнение упражнений:
1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.



Постановка художественной задачи
Задание: Создание ландшафтной композиции с использованием архитектуры малых форм: беседка, мостик, скамья, скульптура, ваза, фонтан. (Коллаж).
1 группа - будет разрабатывать отдельные элементы оформления сада (беседку, арку, мостик, садовую мебель, декоративные вазы и контейнеры и др.).
2-я группа – изображение деревьев и кустарников (различных форм)
3-я группа – выполняет воздушное пространство (небо, облака, работая сразу на большом листе).
4-я группа – водная гладь пруда, пригорки, газон и т.д.
Учитель даёт консультации по выполнению заданий в каждой из этих групп.
В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство, а каждый предмет, каждое дерево должно быть представлено своими характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева - ствол, ветви, характер кроны, листвы и группировки листьев.
Кроме того, нужно стремится передать не только силуэт, но и объем дерева. Надо найти такое решение для изображения листвы, которое сразу бы позволило понять, какое дерево перед нами.
При рисовании земли надо следить, чтобы она воспринималась зрителем, как горизонтальная и уходящая вдаль от зрителя. Овладению пейзажем поможет рисование «микро пейзажей», то есть малых природных форм - камней, кусков дерна, веток, травы. Такие детали на первом плане делают пейзаж живым.
Большое значение в пейзаже имеет вода. Обратим внимание на взволнованную воду. Под напором ветра вода как бы превращается в ряд выпуклых и вогнутых зеркал. Поэтому целостное отражение нарушается, прерывается, сохранившись лишь на горбинках волн и в ложбинках между ними. Скаты волн, обращенные к нам, будут отражать небо, прерывая основное отражение.
Вблизи от наблюдателя, где волны воспринимаются почти сверху, эти разрывы будут минимальными; вдали же они будут преобладать, а основное отражение почти исчезнет.
Надо разобраться в форме и природе облаков. Облака не приклеены на вертикальную плоскость, они как бы подвешены в пространстве параллельно шаровой поверхности земли. Поэтому самые большие облака - это верхние (то есть ближайшие к нам), а самые маленькие - это нижние (то есть наиболее удаленные от нас в пространстве).

Практическое выполнение коллективной работы (звучит музыка П. Чайковский «Времена года»)

Составление общей композиции.
За 10 минут до конца урока начинается составление композиции в следующей последовательности: две большие плоскости – небо и земля, затем озеро и изображения деревьев второго плана и чуть ниже деревья первого плана, дополнить элементами архитектуры малых форм.
9. Итог урока, выставка, анализ коллективной работы.
Заключительное слово.
Учитель. У нас получился чудный уголок русской природы.
О красоте родного края написал замечательное стихотворение Николай Языков:

Мой друг, что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы,
Там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее.
10. Домашнее задание
Разработка индивидуального творческого проекта «Сад моей мечты»
(1-2 недели)

Литература
1. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» (рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн), Издательский центр «Академия» 2006 год;
2. Н. Дубровская «Дизайн сада. Коллекция идей» 2006 год;
3. В.И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» Москва, «Владос», 2004 год;
4. О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 5 класс, Поурочные планы Волгоград, «Учитель» 2007 год








13PAGE 15


13PAGE 14515