Конспект урока: «Карбоновые кислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства». 10 класс.


Конспект урока: «Карбоновые кислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства». 10 класс.Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) Шитикова Т.А.
Предмет химия
Класс, профиль класса/группа, количество человек 10 класс. 21 человек
Продолжительность урока (занятия) 40 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Карбоновые кислоты: состав, строение, номенклатура, изомерия, физические свойства.
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) учебник «Химия, 10», О.С.Габриелян, М., Дрофа 2014г.
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) Урок усвоения новых знаний.Урок является продолжением в серии уроков по кислородосодержащие соединения. Поэтому его цель такова: ученики должны понять, чем отличаютсякислородосодержащее соединения друг от друга, и научиться различать их. В связи с этим главным ориентиром для оценивания на данном уроке является деятельность, освоение способов действия, необходимых для того, чтобы отнести
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). В10 классе обучается 16 человек, из них 9девочек и 7 мальчиков, из них 3 человека их хуторов, школу добираются на автобусе. Урок апробирован в 10 классе в прошлом учебном году. Класс слабый, разнородный по видам репрезентативной системы и способностям осуществлять умственные операции, требуется продумывание мотивации и адекватные методы обучения, позволяющие добиться успеха при слабом интеллектуальном развитии. Большинство учеников имеет средний или низкий уровень развития всех видов памяти (зрительную, слуховую, моторную, смешанную).плохо владеют способами запоминания материала. Лишь двух учеников в классе можно считать имеющей высокий уровень общих и специальных способностей. Ребята не научены полностью преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное и свободное время, проявлять усидчивость по выполнению домашнего задания. Многие учащиеся не полностью используют свой умственный потенциал, недостаточно времени отводят на самообразование, поэтому имеют удовлетворительные оценки. Недостаточно развита критика и самокритика.
Некоторыеучащиеся проявляют невысокий уровень культуры, неумение выслушать и порученное дело довести до конца. Поэтому, считаю данную форму проведения образовательного мероприятия актуальной в плане создания ситуации успешности для слабоуспевающих и формирования базовых предметных знаний.
Цели урока/ занятия
Ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.
Задачи урока/ занятия
Образовательные: сформировать представление учащихся об карбоновых кислотах, содействовать в ходе урока усвоению основных видов изомерии и номенклатуры, показать строение карбоксильной группы, познакомить с применением карбоновых кислот, нахождении в природе, влиянием их на человека;
Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли; актуализировать умения в составлении структурных формул, изомеров и гомологов; продолжить формирование практических умений при работе с химическим оборудованием и навыков исследовательской деятельности; развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры; развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
Воспитательные:Воспитать у детей чувство коллективизма и ответственности перед товарищами за результаты собственной деятельности. Воспитать чувство патриотизма в ходже изучения ценности сортов яблок, выведенных И. В. Мичуриным. Воспитать активную жизненную позицию каждого обучающегося, осуществляя индивидуальный подход к каждому члену коллектива.
УДД:
-Личностные: связь изучаемого материала с жизнью позволяет сделать учение осмысленным, осознать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ситуациями.
- Регулятивные: целеполагание, планирование путей достижение целей, построение логического рассуждения, установление причинно-следственных связей, сопоставление результатов.
- Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, коррекция своей деятельности, оценка действий партнера, общение в монологической и диалогической формах.
- Познавательные: осуществление информационного поиска, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах, структурирование знаний, использование знаково-символических средств для решения поставленных задач.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Предметные:
- Знать химическую символику;
- Уметь называть уксусную и другие кислоты по международной и тривиальной номенклатуре; характеризовать связь между составом, строением и свойствами кислоты; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные: развитие личности ученика в процессе формирования предметных знаний и умений
Метапредметные: овладение учащимися способами деятельности: наблюдение, исследование, формулировка деятельности
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Карбоксильная группа, гомологи, систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура карбоновых кислот; структурная формула; виды изомерии.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока растворы уксусной, муравьиной кислоты, пробиркодержатель, индикаторная бумага, стеклянная палочка, штатив с пробирками, хим. стаканчик с водой, презентация, раздаточный материал.
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
Образовательное мероприятие должно содержать все три фазы и каждая его фаза должна содержать минимум 1 этап, включающий АМО
Фаза урока Этап урока Продолжительность
этапа (минуты) Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» - инициация, определение объекта изучения
- вхождение или погружение
в тему (целеполагание),
- формирование ожиданий обучающихся
АМО «Комплимент Химули».
Собственный. 4 мин.
Цели задачи использования метода
создание позитивной и комфортной атмосферы.
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
наборы силуэтов химической посуды ( колбы разной формы, пробирка)
Предварительная подготовка (если требуется)Заготовка карточек – трафарет
Подробная технология проведения:
В начале урока учитель предлагает поприветствовать класс, но сделать это необычным способом. На  цветном силуэте химической посуды написать пожелание на успех при изучении химии в нескольких словах соседу по парте. В начале урока учитель предлагает поприветствовать класс, но сделать это необычным способом. На  цветном силуэте химической посуды написать пожелание на успех при изучении химии в нескольких словах соседу по парте.
Название метод «остановка »
Количество участников: все учащиеся, Группы: 4 человека.
Цели задачи использования метода:
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения: наметить план будущего высказывания в виде списка ключевых слов.
Продолжительность проведения: 2 мин
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: рабочая тетрадь.
Подробная технология проведения:
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят к обсуждению и добавлению своих записей в течение 2 минут. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Так происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания смысла деятельности учащихся, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает учитель. Учащиеся сами формируют задачи урока Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:
“Что? Почему? Зачем и где?Живут в земле, в огне, в воде.Вот в первый раз огонь добыт.(а почему огонь горит?)Дым - лёгкий, а скала твердаЧто значит “лёд”, а что “вода”?Что? Почему? Зачем и где? Мы все узнать хотим.Соль растворяется в водеА мел не растворим.…Открытий путь – не лёгкий путь.Но человеку не свернуть.Что? Почему? За ним следят,Чтоб шёл вперёд, а не назад.Вот почему из года в годНаука движется вперёд.”
Постановка целей урока. Продолжим движения вперёд и мы. Давайте вспомним, какие классы кислородосодержащих производных углеводородов вы знаете? (Ученики дают определение спиртов, альдегидов, простых эфиров) (слайд 4,5). Я вас приглашаю пробежать по лабиринту:
С Я Д Ц К В Л И
Н А Л И И С А Д
У С М А Л Л О Т
У К А Р Я П Я А
Что прочитали? Как вы думаете какое это имеет отношение к уроку? Постановка целей урока.
Это тема нашего урока. Я предлагаю для девиза урока притчу: « Когда у одного мудреца спросили, как он достиг таких высоких знаний в разных областях наук, он ответил, что никогда не стеснялся спрашивать о том чего не знал….»
3 этап. Определение ожиданий и опасений.
Название метода Хранилище забот
Количество участниковВсе учащиеся
Цели задачи использования метода
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
Продолжительность проведения 2 мин
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода письменные принадлежности
Предварительная подготовка (если требуется): нет
Подробная технология проведения
Проведение: Каждый участник в течение нескольких минут письменно изложить свои интересы и ожидания от урока. Важно указать, что эти записи являются личными и не будут публично зачитываться или вывешиваться для общего сведения.
Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка.
По истечении отведенного времени - в зависимости от того, много ли времени потребовалось, чтобы установилась тишина, - все собираются для общего обсуждения.
Каждый участник получает задание: выбрать из сделанных записей одну наиболее важную, по его мнению, которую он хотел бы сообщить остальным участникам.
Все по очереди называют наиболее важное, то есть свои интересы.
Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап/ы (в зависимости от типа урока) – нужное выбрать:
- интерактивнаялекция (инпут),
«Заседание химической думы»
18 мин.
Цель: оживление внимания; структурирование материала.Группы: все участники. Численность 4 человека. Время: 15 мин.
Материал: карты с заданием для групп.Учитель обращается к детям:
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым классом кислородсодержащих органических соединений – карбоновыми кислотами. Предлагаю вам обсудить основные вопросы по теме коллективно в малых группах, а затем выступить с результатами своей работы перед всем классом. При обсуждении вопросов, вы можете воспользоваться моими консультациями. В вашем распоряжении 10 минут. Проведение: Преподаватель называет тему: « Карбоновые кислоты » (на экране презентация указано название темы.)Инструкция учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ.Изучить содержание карточки, работая самостоятельно. Обсудить изученный материал в группе. Выполнить задание самостоятельно. Сравнить результаты своей работы с результатами работы членов группы. Если есть расхождения, выяснить причину. Добиться, чтобы каждый член группы мог рассказать по данному заданию. Перед вами конверт. В конверте карточки- задания с инструкциями. Вам необходимо изучить и обсудить основные вопросы согласно плана:
Карбоновые кислоты
Общая формула Номенклатура Изомерия Физические свойства - агрегатное состояние - возможность образования водородных связей - растворимость в воде Команда, которая выполнит задание первым и правильно получит 1 балл
Карточки – задания:
1:.“Определение и классификация”
Задания:
1) Дайте определение карбоновым кислотам.
2) Охарактеризуйте строение карбоксильной группы (с записью в тетради).
3) Приведите классификацию карбоновых кислот: а)по основности, б) по строению углеводородного радикала.
4) Запишите общую формулу монокарбоновых кислот.
5) Составьте гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.(С1 – С5)
2“Номенклатура и изомерия”
Задания:
1) Объясните как осуществляется название карбоновых кислот по международной заместительной номенклатуре. Объяснение произведите на примере карбоновой кислоты следующая:
CH3 – CH2 – CH(СН3) – CH(СН3) –CH2 - CООН
2) Каким образом можно назвать карбоновую кислоту по тривиальной номенклатуре? В качестве примера приведите кислоту следующего строения:
CH3 – C(СН3)2 – CH(СН3) – CООН
3) Рассмотрите “Некоторые представители гомологического ряда насыщенных карбоновых кислот”
4) Какие виды изомерии характерны для предельных монокарбоновых кислот? Объясните на примерах состава CH3COOH и C4H7OОН .Все изомерные вещества назовите.
3 группа: “Физические свойства карбоновых кислот ”
Задания: Изучите физические свойства по плану:
агрегатное состояние вещества при н. у.
цвет вещества и его прозрачность
наличие запаха
растворимость кислоты в воде
Формы группового общения- Все малые группы в ходе работы должны дать ответы на одни и те же вопросы. На общем собрании каждая группа дает свой ответ на один из вопросов. Другие группы высказывают свое мнение о нем, только если их ответ совершенно противоположен данному.- Каждая группа составляет свое коммюнике о результатах работы, объемом не более трех предложений, которые вырабатываются совместно и ни у кого в группе не вызывают возражений. Этим удается избежать излишне пространных сообщений.- Сообщения малых групп составляются в форме газетных информации, которые зачитываются вслух. Потом участники могут сохранить у себя эти "публикации" как своеобразный протокол « заседания химической думы».
3 мин. Метод “Японские поклоны”:
Цель – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала,повысить уровень энергии в классе.Численность – весь класс.Время – 3 минутыПроведение:
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
   После выполнения наклонов, по команде учитель, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, сложив руки перед грудью, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклониться нужно как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.
Фаза 2 «Работа над темой»
проработка содержания темы
«экспертиза» 10 мин. Название метода ««экспертиза»
Количество участников: весь класс
Цель этапа: первичная корректировка знаний, формирование
ответственного отношения к научному знанию, активизация аналитических
умений и навыков работы в команде.
Продолжительность проведения 10 мин
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: презентация , карточки с инструкциями поведения лабораторного опыта; карточки с заданиями теста.
Предварительная подготовка (если требуется) подготовить презентацию, карточки с инструкциями поведения лабораторного опыта; карточки с заданиями теста.
Подробная технология проведения. Учитель предлагает сверить содержание конспектов в рабочей тетради с информацией презентации, в результате чего ученики вносят дополнения в свой конспект. Затем предлагаю провести экспертизу физических свойств карбоновых кислот.
Лабораторная работа: «Изучение физических свойств карбоновых кислот»
Цель: Изучить физические свойства карбоновых кислот. Выявить закономерность между строением и физическими свойствами веществ данного класса.
Оборудование и реактивы: уксусная кислота, муравьиная кислота, индикаторы; пробирки, химические стаканы с водой
Вспомните технику безопасности!
Не забывайте, при работе с кислотами необходимо быть предельно осторожными, при попадании веществ на кожу немедленно промойте водой
Задание
Определите агрегатное состояние кислот при н. у.
Изучите цвет веществ и их прозрачность
Определите наличие запаха
Вспомните, как правильно определять запах!
Проверьте растворимость кислот в воде и отношение к индикаторам
Проблема: Что влияет на физические свойства кислот?
Карбоновые кислоты Агрегатное состояние Запах Отношение к воде Отношение к индикатору
Низшие кислоты - муравьиная Низшие кислоты - уксусная Первичная корректировка знаний : выполнить
Тест «Пятерочка» по теме: «Карбоновые кислоты»
Из четырёх возможных вариантов ответов выберите один правильный ответ
1.Общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот: а)R(ОН)m; б) R-СООН; в) Сn(Н2О)m; г) R-СОН
2.Сколько карбоксильных групп содержится в молекулах монокарбоновых кислот? а) одна; б) две; в) три; г) четыре.
3. Как называется карбоновая кислота следующего строения:
СН3-СН2-СН2-СН-СООН
СН3
а) 4-метилпентановая; б) 2-метилбутановая;
в) 2-метилпентановая; г) 4-метилбутановая
4. Какое из следующих веществ является предельной одноосновной кислотой?
а) Н2С=СН-СООН; б) СН3-СН2-СООН;
в) Н2С=СН-СН2-СООН; г) СООН-СН2-СООН
5. Пентановая кислота имеет: а) пять; б) четыре; в) шесть; г) два изомера?
В группе сверяют ответы, а затем с экраном.
Сверяем ответы:1-б. 2-а , 3 –в, 4- б , 5 б.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Этап/ы (в зависимости от типа урока)
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока), «Четыре Я»
4 мин. нацелен на выявление общего эмоционально восприятия хода урока.
Технология проведения:
Учитель предлагает обучающимся кратко в форме одного слова или словосочетания высказать своё впечатление об уроке: Я узнал…
Я научился…
Я проявил себя …
Я смогу применить….
Дети формулируют при помощи краткой фразы, слова или словосочетания своё ощущение.
Далее в совместном обсуждении подводятся итоги деятельности каждой группы. Учитель сравнивает свою оценку работы детей на уроке и их самооценку.
Отметки за урок предпочтительно выставлять не столько за освоение знаниевого компонента темы, сколько за деятельность по приобретению этих знаний. Более того, несмотря на то, что в начале урока было объявлена накопительная система оценивания работы на уроке, в зависимости от ситуации, отметки можно выставлять только успешным ученикам, остальным предложить доработать свои умения и навыки на последующих уроках, чтобы выйти на желаемый уровень освоения учебного материала.
Фаза 4 Домашнее задание Домашнее задание 1 мин. Домашнее задание: § 12, упр 1, выучить тривиальные названия кислот , творческий (по желанию) составить кроссворд: "Карбоновые кислоты», подготовить информацию на тему: «Что? Где? Как?» используют карбоновые кислоты.