Доклад Метапредметные результаты и пути их достижения на уроках истории


«Метапредметные результаты и пути их достижения на уроках истории»
Трофимова Татьяна Викторовна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. История и обществознание, как никакие другие предметы призваны решать перечисленные задачи. Метапредметный подход и метапредметные результаты в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий: компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации, составляют фундамент образования. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать.
На своих уроках я использую групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Например, на уроках истории ребята делятся на группы по 3-4 человека, и каждая группа выполняет задание, ребята в группах обсуждают ответы на вопросы по теме. Заслушиваются варианты ответов каждого участника группы, и осуществляется совместный выбор лучшего варианта, затем группа выполняет работу и представляет её всему творческому объединению, все вместе обсуждаем, выявляем «+» и «-» каждого проекта. Или класс делится на 3 группы: первая группа высказывается «за» предоставленную ситуацию приводя аргументы в защиту, вторая «против», третья группа – «Эксперты», дает объективную оценку группам, делает вывод. Данный вид работы позволяет ученикам высказывать свое мнение, развивает умение отстаивать свою точку зрения, которое позволит использовать его и вне урока, школы.
Технология проблемного обучения ученик самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от меня в готовом виде. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Это выполнение воспитанниками самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. Например, написание мини-сочинения «Один день из жизни крестьянина средневековья», ученики представляют и анализируют заданную ситуацию, развивают ее, используя свои творческие способности.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагает материал, а размышляет, рассматривает возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяется, когда материал совсем новый и слишком сложный.
При изучении нового материала учащимся предлагаются разные точки зрения историков по изучаемому вопросу, на которые учащиеся высказывают свою точку зрения, а затем делается общий вывод. Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Например, в начале обобщающего урока в 6-м классе по теме «Правление Владимир Красное Солнышко» ставится проблемная ситуация: «Князь Владимир Святославович начал свое правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован» ” даю задания проблемного характера: “Почему правление Владимира запомнилось по последним его деяниям? ”
Так же использую знания по другим предметам, например из обществознания, географии в урочной деятельности, например при изучении географического положения страны, климатических условий для развития сельского хозяйства. Урочная деятельность готовит основу для применения знаний во внеурочной, в дальнейшем и внешкольной деятельности.
Технологии  проектирования.  Современные  структура  и  содержание  метода  проектов  ориентированы  на  активное  применение  средств  вычислительной  техники  и  сетевых  технологий.  Кроме  того,  особенностью  метода  проектов  является  его  интеграционный  характер,  что  позволяет  усилить  межпредметные  связи  общеобразовательных  дисциплин  не  только  с 
информатикой,  но  и  между  собой. Использование элементов метода проектов на уроках дает положительный эффект. Взгляды учеников обращены на окружающую действительность, которая пожет им впоследствии сделать правильные выводы. Например на уроках посвященных Великой Отечественной войне, ученики находили информацию о своих дедах и прадедах на фронтах Вов, тем самым пробуждая в себе чувство причастности к происходящему.
Так же я использую личностно–ориентированные технологии обучения. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
Использование личностно–ориентированных технологии обучения, позволяет не просто создать благожелательную творческую атмосферу для проявления познавательной активности учеников, а постоянно обращать к опыту их собственной жизнедеятельности. Например: при изучении современного этапа новейшей истории в истории России, ученики пытаются использовать информацию, полученную вне урока (из новостей, СМИ), при обсуждении вопросов международных отношений России с другими странами (США, Украина). Ученики могут дать собственную оценку ситуации, высказать свое личное мнение, получить опыт общения.
Интерактивная технология - это обучение через опыт (игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы. Например: на уроках истории в пятых классах мы разыгрываем сценки из жизни фараона, где дети получают модель ситуации, разворачивая сюжет, используют знания полученные, как на уроках, так и из жизни, а затем полученный опыт использовать в дальнейшем.