Формирование и развитие исследовательских и проектных компетенций учащихся на уроках химии


Формирование и развитие исследовательскихи
проектных компетенций учащихся на уроках химии
Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в ХХІ веке, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности – гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем. Творчество, реализуемое через познание и инновационную деятельность, - основное направление современной образовательной культуры.Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в образовательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин. Ее преподавание напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции, поскольку методы, на которых основывается химическая наука (анализ, эксперимент, моделирование и т.д.), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской и проектной компетенций.Таким образом, одно из приоритетных направлений работы учителя химии - это формирование исследовательской и проектной компетенций учащихся.Необходимые для исследования умения в первую очередь формируются и отрабатываются на уроке, например, умение задавать вопросы и давать определения понятиям; выделять существенные признаки; анализировать, выделять главное, делать выводы, планировать; наблюдать; проводить эксперимент. Формированию этих умений способствует работа с учебником и дополнительной литературой, демонстрация опытов, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, домашнего эксперимента.Одним из основных приёмов активизации исследовательской деятельности учащихся является проблемное обучение. Методы его организации могут быть самыми разнообразными.Учитель в созданной им проблемной ситуации ставит проблему и решает её с помощью учащихся. Школьники активно участвуют в решении проблемы, выдвигают предположения, доказывают гипотезу.При использовании метода эвристических заданий формулирование для школьников нового закона, правила совершается не учителем с участием ребят, а самими школьниками под руководством учителя и с его помощью.Особое место в учебном процессе занимают упражнения, формирующие у школьников исследовательские навыки. Их суть заключается в том, что учитель ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового метода действия.Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, поведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений [2, с. 43-44].Реализовать развивающий потенциал школьного курса химии также помогает метод проектов. Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций является проектно-исследовательская технология.Работа над проектом включает следующие этапы:1.Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.3.Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).5.Исследование, решение конкретных задач.6.Обобщение результатов, выводы.7.Реализация проекта.8.Анализ успехов и ошибок [3, с. 4].Навыки проектно-исследовательской деятельности формируются постепенно.Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. На этом этапе происходит формирование познавательного интереса и познавательной потребности, развиваются необходимые для исследования умения.Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. В ходе этого происходит дальнейшее развитие способности учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности. У учащихся развивается интерес к своей же деятельности, формируются частично-поисковые умения.Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности. Основанием для её создания служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений. Учащиеся самостоятельно определяют цели будущего эксперимента и план работы для их достижения.Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащихся характеризуется проявлением мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов. При таком виде деятельности происходит интеграция ранее полученных знаний и умений с теми, которые добываются в данный момент, проявление устойчивого интереса к своей деятельности [1, с. 15-16].При проведении эксперимента учащиеся фиксируют факты, анализируют их, находят связь между ними и прогнозируют результаты.Метод проектирования делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. В ходе работы над проектом развиваются познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формируется критическое мышление.Проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении, сочетать различные формы работы и реализации проектов, провести межпредметные связи, повысить самооценку учащихся, реализовать их творческий потенциал, в конце концов, и дать им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию.Систематическое применение проблемных и проектно-исследовательских методов в обучении химии дает реальные результаты в формировании химических компетенций учащихся, а также их творческого потенциала.Литература1. Дереклеева,Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся/ Н.И. Дереклеева. – Москва, 2008.-224с.                         2. Мохарь,Н.А.Из опыта формирования исследовательской культуры учащихся/Н.А.Мохарь //Хімія:праблемы выкладання.-2011.-№10.-С.43-49.3. Химия: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.Н.В.Ширшина. – волгоград: Учитель, 2007.-184с.