Развитие учебно – исследовательских и проектных навыков учащихся


Развитие учебно – исследовательских и проектных навыков учащихся
Мусихина Яна Вадимовна, учитель истории МБУ школа №1имени Виктора Носова.
Умения учиться для современного человека является одним из самых важных составляющих во всех документах, касающихся реформирования системы общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, так как в самой основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [1].Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельности подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте, а именно какие же умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности: « учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний развитие способности к познанию, но , в отличии от научного исследования, не предполагающая получения нового научного результата; деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением» [2].
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Что же представляет собой проект и исследование? Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.
В нашей школе есть курс внеурочной проектной деятельности который со 2 по 6 класс реализуется, в 7 и 9 классах основы проектной деятельности изучаются на уроке. Один проектов, выполненных учащимися 5-6 классов - «Они отстояли нашу родину». Ребята провели работу по сбору информации участия своих родственников в Великой Отечественной войне. Каждый представил отдельную страницу общего альбома, которые сопровождались рисунками, фотографиями, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами. Материал представлен в форме простой презентации. Защита проектов состоялась на классном часе "Они сражались за Родину". В класс вошла живая история вместе с этим проектом, где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику воинам-освободителям приобрела личностную значимость для каждого ребёнка. 
«Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» [3], формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
освоение социальных ролей, необходимых для учебно–исследовательской и проектной деятельности;
актуальные для данного вида деятельности аспекты личности развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей;
освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;
развитие компетентности общения.
Овладение обучающимися продуктно – ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
методов определения конкретного пользования продукта (результата) проекта или исследования;
технологии анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
предметного и метопредметного ,научного и полунаучного содержания;
владение приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решение структурированных и неструктурированных задач;
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразие целей, задач и видов учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из выше перечисленных целей, на наших уроках мы решаем следующие общеобразовательные задачи в отношении обучающихся:
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
овладение приёмами работы с неструктурированной информацией ( сбор и анализ, обработка, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
обучение методам творческого решения проектных задач;
формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
формирования конструктивного отношения к работе;
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Нам необходимо применять педагогические техники и приемы, обеспечивающие самоопределению и самостоятельности обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности. Современному учителю следует поддерживать научный уровень ориентированности на результат и инновационной направленности исследования и проектных разработок. Мы научились обучению приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработке банка знаний, проблем, тем и учебно – методических комплексов для обеспечения разных видов деятельности. Кроме того учитель должен овладеть методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом. Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.
Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений. У учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.
На наших уроках мы активно развиваем учебно-исследовательские и проектные навыки учащихся. Ребята получают дополнительные задания направленные на самостоятельное исследование проблемы. Работа может носить фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий. Для этого используются инновационные методы обучения. «Исследовательский метод обучения – метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Проектный метод обучения – это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов»[4].
Активно пользуемся вышеперечисленными методами не только на уроках, но и при подготовке учащихся к олимпиадам, таким как открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше Наследие» в 2013, 2014гг., где ученики получили дипломы второй и третьей степени; к различным конкурсным мероприятиям (городской экономический конкурс «Домовёнок» в 2014 г.), при работе с одарёнными учащимися.
Список литературы:
Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.», с 12
Приложение №2 к письму департамента образования от 12.03.2013 № 744/3.2 «Компетенция компетентно – ориентированного образования в Самарской области в контексте ФГОС общего образования нового поколения», с 2
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа /[С.В. Третьякова, А.В. Иванов и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-с.10
Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса/ Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство « Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. –с.24