Метапредметные результаты на уроках математики


Метапредметные результаты на уроках математики
ПАХМУТОВА О.П.
      
        Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными. Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?). Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.
         Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).      Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.
       Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы
• ученик открывает понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Универсальные учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей, учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися темы и целей урока.Главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята  учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение..Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов).
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Памятка для учителя
Основные требования к проблемной ситуации
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований, если хоть одно из них не выполнить, то проблемная ситуация не будет создана.
1.Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.
2.Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы.
3.Формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения.
4.Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если учеников специально предупредить, что будет решаться проблемная задача, то это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит что то трудное.
Примерная схема организации урока (с использованием проблемной ситуации)
1.Создание учебной проблемной ситуации (реальной или формальной ) с целью возбудить у учащихся интерес к данной учебной теме и мотивировать целесообразность ее рассмотрения.
2.Постановка познавательной задачи (или задач), возникающей в данной проблемной ситуации, четкая ее формулировка.
3.Изучение различных условий, характеризующих поставленную проблему, обсуждение возможностей моделирования ее условия или замена этой модели более простой и наглядной.
4.Процесс решения поставленной задачи (обсуждение задачи в деталях, выявление существенного и несущественного, ориентация в возможных трудностях при ее решении, соотношение данной задачи к имеющимся знаниям. Разработка возможных направлений решения, отбор, воспроизведение известных теоретических положений, которые могут быть использованы в указанном направлении решения задачи, выбор одного из направлений решения и его реализация, обоснование правильности шагов возникающего решения задачи).5.Исследование получаемого решения задачи, обсуждение его и выявление новых знаний.
6. Применение нового знания посредством решения специально подобранных задач для его усвоения.
7.Обсуждение возможных расширений и обобщений результатов решения в рамках исходной проблемной ситуации.
8.Изучение полученного решения задачи и поиск других более экономных, более изящных способов ее решения.
9.Подведение итогов проделанной работы, выявление существенных моментов в содержании, способах решения, результатах, обсуждениях, выявление перспектив применения новых знаний и опыта.
Данный схематический план организации проблемного урока (как и любой другой) динамичен(в зависимости от учебной проблемы). Он выполняется полностью или отдельные пункты плана могут объединяться вместе и т.п.