Урок по русскому языку: Род имени существительного.

Предмет
Русский язык
Класс 3
Дата
№ урока

Тема занятия
Род имени существительного

Общая цель
познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; развивать речь, мышление, познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению; воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно

Ожидаемые результаты
умеют определять род имен существительных (по значению, окончанию, суффиксам); правильно употребляют существительные в речи; дают правильное толкование смысла пословиц,умеют определять род имен существительных по ряду признаков.

Источники, ссылки
презентация, учебник, интернет.

Этапы
Вре -мя
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс оценивания

1.Актуализа- ция знаний
2














1



3


















4


2







5



I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. -Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Солнышко) Слайд 1 -Назовите слова, которые у вас ассациируются со словом солнце. (улыбка, радость, тепло, дружба, свет, лето и тд.)
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!  -А к какой части речи относятся слово солнышко? -А какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? -А вы хотите еще что-то нового узнать о этой части речи? - Для это мы разделимся на группы: деление с помощью конфет: 1 группа - Солнышко, 2 группа – Маска, 3 группа – Мак
2. Актуализация знаний - Какой частью речи будут эти слова? - Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. 1. Блиц опрос: стратегия: «Верно. Неверно» - Перед вами полоски с цифрами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то под соответствующей цифрой ставите «+», а если нет – «-». Слайд 2- 3
11
12
13
14
55

++
--
++
++
++

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. 2. Имя существительное бывает только одушевлённым. 3. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? 4. Имена существительные бывают собственные и нарицательные. 5. Слово солнышко- имя существительное? - А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу, поставьте оценку себе в оценочном листе: 5 правильных ответов-«5», 4-«4», 3-«3» ( На доске лента с правильными ответами) 2. - Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущ-ном. Дети составляют кластер на тему: «Имя существительное». Работают все 3 группы: наклеивают определения на кластер + защита + оценивание на оценочном листе
3.Минутка чистописания. 1. Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Посмотрите внимательно на картинку: -Какую букву вы будете прописывать? Слайд 4 -Скажите, в какой части слова мы встречаем букву «О» ( начало, середина, конец или приставка, корень, окончание )  -Назовем слова, где о в начале слова, в середине и в конце. 4. Откройте тетради, пропишите букву О, запишите дату, вид работы.   5. Картинный словарный диктант. Слайд 5-6 Карточка: Одуванчик, ромашка, яблоко, берёза, капуста, медведь, лягушка, крокодил, заяц, сорока. Дети записывают слова в тетради, проверяют по доске, ставят оценку в оценочный лист(10-9 слов-«5», 8-7 слов- «4», 6-5 слов-«3»)






























лист
оценивания

















лист
оценивания








лист
оценивания


2. Осмысле- ние
1






5


































3

















3
2

















5








3


2


4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  - На уроке мы продолжим открывать тайны имен существительных. Узнаем, каким постоянным признаком они обладают. Будем развивать логическое мышление, речь, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.  5. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА  1. Работа в группах. Стратегия «Мозговой штурм».  Слайд 7 Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе.  Особые дети - списывают предложения на карточках. Подчеркивают выделенные слова. Карточка: Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая.  1 группа  Мой дедушка Айдар много лет работал на сахарном заводе. Он ветеран труда. Задания.  1. Прочитайте текст. 2. О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст?  2 группа  Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая.  Задания.  1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст?  3 группа  Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая.  Задания.   1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 2. Защита. Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.  - Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.)
2. Определение темы урока: разгадывание ребуса. Слайд 8 -1. Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока. Роза + клОун + серДце = РОД Тема нашего урока «Род имен существительных». Вы узнаете, что существительные изменяются по родам. Научитесь определять род существительных. 3. Запишите в тетрадь столбики слов.  Слайд 9 Образец:  м. р. он мой дедушка  ж. р. Она моя Бабушка  ср. р. оно моё окно  4. Убедитесь в правильности наших наблюдений, правило, которое поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста.Слайд10 Женский род запомню я  И скажу «она моя»,  Я запомню род мужской,  И опять скажу «он мой».  Средний род - «оно моё»-  Это правило твоё! 5. Давайте определим род у слов в названии ваших групп. 6. Физминутка: «У жирафа» 7. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.  1.Лингвистическая сказка: «Как у слов – существительных род появился»  Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.  И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён».  А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу.  Но для начала решили все слова между собой поделить.  Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца, устали делить. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Слайд 11 Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. Слайд 12 А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». Слайд 13 Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. 2. Работа по вариантам: Стратегия «Заполни корзину» слова в конвертах. Слайд 14 Для работы взяты слова упражнения 250 .стр 112  - Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)  - Работая по вариантам, определите род этих имен сущ-ных.  1 группа – находит и записывает в тетрадь слова м. р.  2 группа – находит и записывает в тетрадь слова ж. р.  3 группа – находит и записывает в тетрадь слова ср. р.  - Сделайте отметку за работу «Заполни корзину» в «оценочном листе».  8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ  1. Работа над пословицей. Слайд 15  Крепкую дружбу топором не разрубишь. Объясни смысл. Определи род..  2. Гимнастика для глаз. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам, прочитайте слово, определите падеж.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






































































































лист оценивания




3. Рефлексия
3


10. Рефлексия. Оценивание (на доске 3 голубя) - Что нового узнали об имени существительном? (грамматический признак – род)  - Какого рода бывают имена существительные?  - Как определить род имени существительного?  - Что было для вас самым интересным на уроке?  - Что было сложным? Вызвало затруднения?  - Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока?  - Сосчитайте баллы, полученные в течение урока. Они показывают, как вы работали на уроке.
Оцени себя: Слайд 17
Голубь – птица мира, дружбы. Он благодарит вас за работу на уроке. Он оставил вам на память свои волшебные пёрышки и просит вас оценить свою работу на уроке:  Зелёный – доволен собой, всё понял
Голубой – допускал неточность, есть пробелы в знаниях.
Красный – надо постараться и успех придёт.
-А какое у вас настроение было на уроке мы узнаем по вашим ладошкам. - Вы сегодня хорошо поработали, молодцы. Слайд 18









сумматив
ная

Информация о д/з
1
Слайд16
Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского рода, женского рода, среднего рода.

Ресурсы и оснащение

учебник, рабочие тетради, карточки, ватман, стикеры.



15