Урок развития речи в 4 классе «Русская берёза – символ Родины моей».

Урок развития речи в 4 классе
«Русская берёза – символ Родины моей».

Цель: развитие навыка слушания и чтения поэзии, совершенствовать работу учащихся над подбором и употреблением в речи синонимов, сравнений, образных определений; развивать умение мыслить, делать выводы, составлять текст по данным словосочетаниям; донести до учеников глубокое, высокое чувство любви к родному Отечеству России; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: картины русских художников: И.И.Левитана «Берёзовая роща», И.И.Шишкина «Берёзовая роща», стенд с поделками ребят, аудиозапись песни «Берёзы» в исполнении Н.Росторгуева и группы «Любэ».

Ход урока:

На доске эпиграф- строчки из стихотворения С.Дрожжина:

Я для песни задушевной
Взял лесов зелёный шепот.
С.Дрожжин.

Урок начинается со стихотворных строк Н.Рубцова в исполнении учителя.
Россия, Русь-
Куда я ни взгляну!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину
Твои леса, погосты и молитвы

Так писал о любви к своей Родине поэт Н.Рубцов. Любовь к стороне, где родился и живёшь, любовь к Отечеству. Какое чувство ещё может быть сильнее, глубже, выше?
Наш урок называется: «Русская берёза – символ Родины моей».
-Россия и берёза! Разделимы ли эти два понятия, ребята? Сегодня мы это выясним.
-Берёзку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки.
Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи и фольклоре. А потому, конечно же, Россия и берёза понятия неразделимые.
Художники выражали свою любовь к России чарующими картинами. Перед нами картины «Берёзовая роща» Левитана и Шишкина.
Смотришь на них и думаешь

-Какие мысли возникают у вас? (Как красива родная природа! Сколько в ней красоты! Картины бы здесь писать! Настоящее русское раздолье!)
-Подберите синонимы к слову раздолье. Какие? (привольные, просторные, свободные)
-Среди этого приволья, раздолья, среди дубрав, берёзовых рощ черпали многие русские писатели и поэты вдохновение для своей работы. Не случайно эпиграфом к уроку стали именно эти слова. Прочтите их. (Дети выразительно читают строки с доски).

-На Россию можем смотреть глазами лесов, полей, деревьев. Мы посмотрим на Россию глазами берёз. А свои мысли и чувства будем выражать не музыкой, как композиторы, ни полотнами, как художники, ни танцами, как танцоры, мысли и чувства мы будем выражать с помощью слова. Берёза - красивое дерево, которое вобрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лесов и белизну заснеженных полей. И как цвета ей эти к лицу! Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества!

-Используя данные словосочетания, записанные на доске, составьте предложения, чтобы получился текст.
нарядное дерево
белоснежный ствол
гибкие ветки
ажурная крона
зелёные косы
радостно на душе
(все задания выполняются и проверяются)

Когда великий композитор М.Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке как символу своей Родины.
-Взгляните на эту картину. Какие милые, очаровательные деревья. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудовые, мозолистые руки наших людей.
-А какими выглядят молодые берёзки? (Они стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу , напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.)
-Давайте прочитаем текст №1 «Откуда дерево получило своё название».

«Название своё, дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер, означающее - светлый, ясный, блестящий, белый. Именно от бер образовалась сначала берза, а потом берёза».

-Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она воин.
Ученик читает заранее подготовленное стихотворение «Берёзки» наизусть.
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал знакомые берёзки,
У которых рыл себе окоп
И невольно вспомнил, как стонали

·Ветки их от взрывов и огня
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры остались на берёзах
Чёрные глубокие рубцы,
С той поры с любовью о берёзах
Говорили часто мне бойцы:
-Ты бы злую смерть не пересилил,
- Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз.
(М. Селезнёв)
-О каких слезинках берёз писал М.Селезнёв?

-В грозные годы войны берёза была символом непобедимой России. Очень хорошо об этом рассказал в своём романе «Белая берёза» М.Бубеннов.
-Давайте прочитаем текст №2 по абзацам.

«Белая берёза» М.Бубеннов.
«Всё поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметён начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землёй и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла
А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевал огонь и железо, где всё пропахло смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая берёза.
-Стоит! – изумлённо прошептал Андрей. Сама природа поставила её здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И ещё сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы ».

-Какое время описал автор в романе? (В.О.В.)
-Зачитайте, как выглядело поле после минувших сражений (1 абзац)
-Что увидел Андрей среди этого страшного зрелища?
-«Природа поставила её здесь и даровала ей бессмертие», - пишет автор.
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.

-От всего, что увидели и услышали на уроке, веет такой русской чистотой и покоем, что на сердце становится тепло. И широко распахнётся душа – это наша Родина.
Вот, что пишет писатель В. Бочарников в своём рассказе:
«Я глядел на деревья и думал: они научились переносить темноту и тишину ночей, встречать утро, дружить с солнцем, ловить чистые струйки дождя, у них есть сила сопротивляться будущим морозам, любым шальным, ветрам – как много они умеют! И, наверное, не растеряются, когда пожелтеют листья и ветер сорвёт их и швырнёт на траву, эти потери не так уж страшны. Я шагал дальшеА в душе? В душе – праздник»
-Мне кажется, что в душе каждого из Вас сегодня тоже праздник. Почему?
(Итог: о белоствольной берёзе мы говорили много. Тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную, могучую Родину, имя которой Россия.)
Давайте завершим сегодняшний урок «Русская берёза – символ Родины моей» стихотворением Всеволода Рождественского «Берёза» (Читает наизусть ученик.)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме берёзы
Есть русская наша душа.

Звучит песня «Берёзы» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ».
Под музыку дети дарят гостям поделки «Объёмные берёзки», сделанные своими руками.



Урок «Русская берёза – символ Родины моей» составлен и проведён учителем начальных классов
Ганичевой Еленой Георгиевной.









Русская берёза – символ Родины моей


Учитель начальных классов Ганичева Е.Г. Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15