Интегрированный урок русского языка и логопедии по теме Состав слова.


Интегрированный урок русского языка и логопедии.
По теме «Состав слова. Родственные слова»
Цель Обобщение знаний детей об однокоренных словах, о признаках образования однокоренных слов.
Задачи: Организовать деятельность учащихся по обогащению словарного запаса.Способствовать формированию навыков самостоятельной работы. Создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся.
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
закрепить знания детей о частях слова;
тренировать в морфологическом разборе слов;
закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов и приставок;
Развивать координацию речи с движениями;
Закреплять ориентация во времени и пространстве.
Оборудование схемы слов, схематичное изображение корня, суффикса и приставки; части слов, записанные на карточках; изображение корня, приставки и суффикса; карточки со словами, схема и запись на доске, презентация
Ход урока
1. Орг момент
Здравствуйте, дети! Сегодня у вас необычный урок! Который вместе с вашим учителем -Ларисой Константиновной буду проводить я ,учитель-логопед ,Виктория Леонидовна. Многие из вас ходили и ходят на логопедические занятия. Поднимите руки. Вот сколько много детей улучшают свою устную и письменную речь!
Перед началом урока давайте приготовим свой организм к большим нагрузкам. Сделаем мы это с помощью гимнастики Брейн-джим.
«Мы себя любим»
«Двойной рисунок»
«Кнопка космос»: Ваше тело полно сил и позитивной энергии. Мозг активно включается в работу. Ваши правильные четкие ответы будут оценины на «отлично». Активизируется память, концентрируется внимание. Включаются зрительные, слуховые и речевые центры мозга.
Спокойно, с хорошим настроением открываем глаза. Присаживайтесь на свои места.
Давайте теперь проверим работу мозга.
2. Предлагаю вам разгадать загадки (Интерактивная доска)
Слова-отгадки под этим сугробом.( Снежинки на доске)
Он всё время занят делом,Он не может зря идти.Он идёт и красит белымВсё, что видит на пути.
(Снег.)
Он летает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту.
(Снег.)
Во дворе вы смастерите из меняЧто угодно – хоть ракету, хоть коня!Ну а дома из меня, поверьте, братцы,Ничегошеньки вам сделать не удастся!
(Снег.)
Все в каникулы зимой
Любят поиграть со мной.
За ночь быстро наметаю
Я над кочкою сугроб.
А когда весной растаю,
Начинается потоп
Белой стайкой мошкараВьется, кружится с утра.Не пищит и не кусает —Просто так себе летает.
(Снежинки.)
Что за звездочки сквозныеНа пальто и на платке?Все сквозные, вырезные,А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки.)
Дом ее на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная ...
(Снеговик.)
Он всегда стоит с метлой,
Но не хочет чистить снег.
Не могу понять я толком,
Кто же этот человек?
Почему ему морозы
И метели нипочём?
Почему весною слёзы
По нему бегут ручьём?
Эти слова есть на нашей доске под сугробами. Давайте подуем на снежинки и откроем слова на доске: нос-рот

Молодцы! А теперь вторая часть испытания. К доске выходят…
3 ..Игра «кто я?»
Сейчас я надену на вас волшебные шапки с секретным символом! Внимательно, слушая мои слова, вы должны отгадать: какой символ изображено на вашей шапке.
ТЫ самый главный в слове. Без тебя не может существовать ни одно слово…(корень)
Найди себя в этих словах
ТЫ стоишь самой первой в слове и образуешь новые слова..(приставка)
Найди себя в этих словах
Если бы не ты ,люди бы не узнали названия многих детенышей, маленьких и больших предметов, ласковых слов…(суффикс) Найди себя в этих словах
С твоей помощью слова связываются в предложении друг с другом … (окончание) Найди себя в этих словах

Молодцы!
Эта схема мне что-то напоминает…Сейчас я вас буду переставлять, класс мне в этом поможет…
Отлично. Присаживайтесь на свои места.
Класс: посмотрите еще раз на эти слова…Что вы можете о них сказать..?(Родственные слова)
Скажите пожалуйста , какова же тема сегодняшнего урока?. Сформулируйте ее.(состав слова. Родственные слова)

работа в группах (по цвету бейджика)
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотейДелать слово из частей.
Чем мы сейчас и займёмся. Для начала разобьёмся в микрогруппы по цвету бейджика. Нужно взять свои вещи и перейти за парты по цвету. Далее, для каждой группы на столе есть задание. Вам необходимо из предложенных частей собрать слово, выделить все его части. А отвечающий у доски должен будет ответить еще и на мои вопросы. Время на выполнение 4 мин. приступайте!
1 – снегирь (снег, ирь, по, из)
- докажите нулевое окончание в этом слове
2 – подснежник (под, снеж, ник, тель, у)
- как ваша группа определила приставку?
3 – снежок (снеж, ок, чик, за)
- как вы определили суффикс в слове?
4 – снежный (снеж, н, ый, а, во)
- как нашли корень слова?
5 – снегурочка (снег, ур, очк, а, ник, тик)
- вы правильно составили слово, но не исправили ошибку, какую? (Снегурочка)
6 * - кормушка (Корень такой же как в слове кормить, суффикс и окончание такие же как в слове избушка и получилось слово ____________)
- что можно сказать про эти слова?
- как кормушка связана с этими словами?
Дома вы вместе с родителями изготовили кормушки для птиц. Скоро мы их повесим на деревья перед школой и поможем нашим крылатым друзьям пережить голодную зиму.
Дом задание
Я предлагаю вам домашнее задание выполнить следующим образом. На столах лежат листы дом. задания. Там задания 1-го, 2-го и 3-го уровня. Рядом с заданием стоит помета с цветом группы, которая будет выполнять рекомендуемое задание.
6.Физминутка.
1-2-3-4-5 мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались ,А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли .Съели суп и спать легли!
 Итог
- что больше всего понравилось?
- какие трудности у вас возникли?
- как вы их преодолевали?
- с каким настроением заканчиваете урок?
- что из того, с чем мы работали запомнилось вам больше всего?
7. рефлексия
У вас на столах лежат снежинки трёх цветов. Если сегодня на уроке вам было все понятно и со всеми заданиями вы справлялись легко, то снежинка – зелёного цвета. Если испытывали некоторые затруднения – жёлтая. А если вам было трудно и мало что получалось – то красная.
Вы молодцы! Спасибо за урок!
 Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации. Подобрать слова к схеме
        побеги    поход    зерно      вылет     кожа    проходы     загрузка        рука      побег    договор
А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете своих родственников.
Самостоятельная работа - игра «Лишнее слово».
а) мама, мамочка, мамонт, мамуля;
б) родня, родные, родители, природа;
с) дедушка, старик, прадед, дедовский
Творческая работа.
Животные и птицы тоже живут семьями. Многих животных, населяющих нашу планету, вы знаете. А вот кто живёт на других планетах, я думаю, вам хотелось бы узнать. Я предлагаю стать вам писателями – фантастами.
Инструктивная карта.
1 уровень
К словам допиши по два родственных слова, выдели корень
СЛОН
ТИГРЁНОК
ГУСЫНЯ
ЕЖОВЫЙ
2 уровень
Опираясь на слова 1 уровня, составь новые слова – названия несуществующих животных, путём слияния двух корней. (н-р, слонотигр, гусоёж, тигроёж)
3 уровень
Придумай рассказ об одном из этих животных, пользуясь планом.
Внешний вид
Чем питается?
Повадки.