Конспект урока ИЗО в начальной школе по теме Береза — символ России


Урок ИЗО в начальной школе по теме "Берёза — символ России"
Цели:
Научить рисовать техникой монотипия, обучить и продемонстрировать новые, современные формы в изобразительном искусстве. Показать выразительные возможности монотипии.
Развивать речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор, расширить кругозор в области истории и культуры народов ханты и манси, расширить свои знания о традиционных обрядах ханты и манси, которые связаны с берёзой, познакомить с предметами быта из древесины берёзы и бересты.
Воспитывать творческие возможности учащихся; воспитывать чувство любви к природе, Родине.
Оборудование: мультимедийное оборудование с презентацией (Приложение 2), репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», художника Бакшеева В. «Голубая весна»; рисунки детей; рисунок с изображением березки; березовый веник, «Сборник осенних сказок» (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Доска оформлена как поляна. На ней нарисовано одно дерево – береза.
1. ОргмоментПроверка готовности к уроку, положение стула, посадка.
2. Работа над темой урока
Учитель. Отгадайте загадку:
Стоит Аленка,Платок зеленый,Тонкий стан,Белый сарафан.– Что это?!
– По каким признакам вы узнали это дерево? Значит, тема нашего урока будет береза (Открывается тема урока: Береза – )– Сегодня вы узнаете много интересного об этом дереве. Береза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название она получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде меня звали берзой, а теперь березой, березкой.
Подберите эпитеты к этому слову. (Кудрявая, стройная и т.д. – записать на доске) Какие еще деревья можно встретить в наших лесах? К какой «профессии» отнесем березу? (К кормильцам) Составьте цепь питания с деревом береза. (Дети из большого числа картинок выбирают нужных зверей и рассказывают кто кем питается)
Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развевающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. Слайд 2
А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. Слайд 3
А какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе! Слайд 4
Обратимся к знаменитой картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Слайд 5
В ней художник запечатлел березу и прилетевших с юга птиц. Их он сделал символом обновления жизни. Слайд 6 Художник Бакшеев В.Н. увековечил пейзаж с задумчивыми русскими березами. Смотришь, и кажется: вот-вот из-за белых берез выйдут девушки с длинными косами и поплывут в дивном русском танце.
Белолицая, белоствольная,Как невеста, горда и нежна,Словно русская песня раздольная,К небесам устремилась она.
Учитель С кем автор сравнивает березку? Из других строк узнаете, где же можно ее встретить.
На полянке, на пригорке, Под окном, среди полейБелокурая березка — Символ Родины моей.
М. ЕрохаОткрывается вторая половина темы – Символ России.
Учитель. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они пятьдесят миллионов гектаров. Берёзы, берёзы… Они всегда бескорыстно и надёжно дружат с людьми. В глубокой древности пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла – самой светлой лучиной, самыми жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.И ныне берёзка – постоянный спутник человека. Берёза одно из самых распространённых деревьев Северного полушария. Она всесторонне духовно обогащает нас, питает человеческое сердце. Она – универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если случится заблудиться в лесу: с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов.Почки, листья и кора берёзы содержат эфирные масла и кислоты, спирты, нафталин, красящие и другие вещества. Из берёзовых почек и листьев изготавливают различные краски, препараты, отвары, настои; из древесины – мази, активированный уголь. Сок пьют при цинге, ангине, малокровии, для укрепления организма. Им умываются, моют волосы для укрепления и роста.И всё это широко применяется в медицине и парфюмерной промышленности.А русская баня с её щедрым жаром! Берёзовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья берёзового веника широкие, мягкие, хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.Красивая белокорая берёза – единственное дерево в мире с корой-берестой белоснежного цвета. Этим цветом кора берёзы обязана смолоподобному веществу – бетулину, придающему нарядный облик деревьям. Но кора берёзы бывает не только белой. Берёзы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Известно более 100 видов берёз. Царским деревом называют карельскую берёзу.Берёза может предсказывать погоду.
Приметы:
Если весной из берёзы течёт много сока, то лето будет дождливое.
А какой будет весна, берёзы рассказывают осенью.
Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней.
И зиму берёзы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. (Записать на доске)
Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Кто знает, что можно изготовить из березы?
Само дерево успешно используют как строительный и поделочный материал. Древесина берёзы очень крепкая и идёт на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки. Из бересты плели лапти, туфли, а из берестяных лент — ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Почки березы используют как мочегонное, желчегонное,; противовоспалительное средство.
А как у нас, в нашем крае, живется этой красавице? Берёза – это святое дерево, священное дерево. О берёзе, как о небесном священном дереве, поётся во многих песнях-молитвах, в песнях поклонения богам, в песнях-наставлениях, рассказываются о берёзе легенды, например, как эта:
«…Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Чёрные мысли в их головах рождаются. Чёрные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на Землю. Чёрные мысли людей душат. Умирает она.Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево»
Традиционно бересту обрабатывали женщины, дерево – мужчины. Слайды 7-10 (Рассказать по слайдам)
Весной люди не упускают случая попить свежего берёзового сока, собирая его у надрезов на коре дерева.
А к концу июня – в начале июля сок у берёз течь перестаёт. Он становится густым и сладким как сироп. Самый вкусный сок у толстых берёз, которые растут на песчаных мысах рек и озёр.Чага – «вош» (ханты), «сас сэны» (манси) – берёзовый гриб – коричнево-чёрный нарост, который вырастает на повреждённых берёзовых стволах. (Картинка)В каждом раньше был запас чаги. Кусочек чаги зажигают во время любого обрядового действия или тогда. Когда возвращаются в долго пустовавшее жилище – дым чаги изгоняет злых духов. Используется чага и для ритуального очищения, окуривания промысловой утвари и предметов культа.– Что же случилось с нашей березкой. Она поведает нам свой грустный рассказ.
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.
По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы стал вырезать свое имя.Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала она. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва у березы, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами выделялось на нем.
Учитель. Задумаемся и вспомним, не приходилось ли вам встречаться с такими «любителями» природы. Помните, любое растение в лесу — живое, не причиняйте ему вреда. Как вести себя в лесу? (Вывешиваются правила поведения в лесу)
3. Физкультминутка
Песня «Во поле березка стояла» с движениями.
4. Объяснение нового материала
– Сегодня, на уроке мы познакомимся новой техникой рисования – монотипия. (На доске)
– Кто знает, что оно обозначает? В словаре это слово обозначает – Слайды 11-15 (Рассказать по слайдам)
Монотипия – довольно редкая в наше время, но очень интересная техника. Первыми монотипистами, наверное были ещё древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах пещер…Монотипия существует очень давно, но как техника в искусстве появилась около 300 лет назад. Первым известным художником, работавшим в этой технике был итальянский живописец Джованни Кастильоне (17 век). В нашей стране в технике монотипия успешнее других работала художница Елизавета Кругликова (1865-1941). Работать будем гуашевыми красками, они быстро сохнут, краску нужно смешивать с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Монотипия вам поможет создать неповторимые пейзажи, звездное небо и многое другое – загадочное и сказочное.
– На доске нарисованы 1 и 2 этапы работы. Расскажите с чего начнем работу. (1 этап – положим лист вертикально; 2 этап – согнем пополам)

– Что означает линия? Слайд 16
– Согните лист пополам и на одной половинке нарисуйте эскиз березы на полянке.
5. Самостоятельное выполнение работы
(Дети рисуют эскиз).
– Гуашью раскрасим наш эскиз:
1 ряд – у вас береза летом, какие цвета понадобятся? (Белый, зеленый, черный)2 ряд – береза осенью, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, красный, желтый)3 ряд – береза зимой, какие цвета понадобятся? (Белый, черный, синий) Слайд 17
– Сгибаем листок пополам. Слайд 18
– Плотно прижимаете его половинки одна к другой и разворачиваете. Что же произойдет? Слайд 19
– Несколько слов об опасности, подстерегающей молодого монотиписта. Пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющиться, и вы получите бесформенные красочные пятна. Слайд 20
– Пока ваши работы подсыхают, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. (Дети подбирали стихи о березе).
Выразительное чтение стихотворений.
– Приклейте свои стихи на рисунок, посередине. Как нужно наносить клей? Что делать с излишками?
6. Оценивание
– Встаньте, кто оценил своего товарища на «5», на «4», на «3».
7. Итог
– У вас получились странички книги о березе. Показываю обложку.– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
Коренные жители бережно и свято относятся к окружающей их природе. Они не стараются её покорить, а, наоборот, живут по её законам. Для них некоторые участки леса считались неприкосновенными даже в голодные годы. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Особое отношение было к деревьям. Берёза – это дерево неба, так как оно светлое. Прежде чем свалить или вырезать кору, обращались к нему и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть, а жизненная необходимость. Охотник в лесу лишний раз не рубил молодые деревья. По древним преданиям, чем больше человек уничтожает живых деревьев, тем короче становится его жизнь.Если мы внимательно присмотримся к своду правил, то поймём, что все они отражают бережное отношение к окружающей природе. Даже вырезая бересту, они соблюдают правила, поэтому дерево не погибает. Нам нужно только учиться у них. Слайд 22
Белый ствол, чуть поникшие ветки,Задушевный, задумчивый взор.Тихо дремлют родные березы,Украшая России простор.
8. Домашнее задание
Написать сочинение на тему «Хвала и честь березке нашей» и украсить свое сочинение рисунком. Слайд 23
Березка моя, березонька, Березка моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька, Трава шелковая...Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В белом сарафанчике,С платочками в карманчике,С красивыми застежками,С зелеными сережками.Люблю ее заречную,С нарядными оплечьями,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую...
А. Прокофьев
Ты до того, березонька, красива И в жаркий полдень, И в часы росы,Что без тебя немыслима Россия,И я немыслим без твоей красы.Русь моя! Люблю твои березы, С первых лет я с ними жил и рос, Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез.
Н. Рубцов
Чуть пригрело солнце откосыИ стало, в лесу потеплей,Березка зеленые косыРазносила с тонких ветвей. И столько задумчивых песен Поется в народе о ней. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей.