Урок окружающего мира «Полезные ископаемые»


Урок окружающего мира «Полезные ископаемые» учитель:Шумицкая Татьяна Владимировна Цели и задачи:
формировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и их образовании;
исследовать полезные ископаемые, выяснить их использование людьми;
развивать исследовательскую, творческую активность детей;
развивать устойчивый интерес к познанию, желанию экспериментировать;
развивать умение работать с книгой, коллекционным материалом;
развивать речь учащихся, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
развивать коммуникативные навыки общения;
воспитывать гуманное отношение к богатствам природы и общества.
Оборудование: компьютер, видеофильм «Образование горных пород», презентация, физическая карта России, коллекционный материал « полезные ископаемые», демонстрационный материал «перелётные птицы», карточки-помощницы (неживая и живая природа для слабых учащихся), карточка-«помогайка» (полезные ископаемые), эмблемы для учеников, таблицы, названия исследовательских станций, кроссворд «Полезные ископаемые».
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
II. Минутка календаря.
а) итоги наблюдения за неживой и живой природой
Предоставим слово нашей метеорологической службе, которая расскажет нам о погоде сегодняшнего дня.

 ученик докладывает по плану: температура воздуха, облачность, осадки, ветер
Дополнительное задание:
(на магнитной доске выбирает картинку с вопросом)
Солнышко: Капельки: * Снежинка:
Какое дерево зацветает первым? (ольха) Каким прибором измеряют температуру воздуха?1. барометром2. градусником3. термометром  Я и тучка, и туман,И ручей, и океан.Я летаю, и бегу,И стеклянной быть могу.(вода)
– Какие изменения произошли в неживой природе?
(солнце поднимается выше над горизонтом, день прибавляется, но ночь длиннее, 21 марта день равен ночи, температура воздуха выше 0…)
Карточки-помощницы для слабых учащихся.
Изменения в неживой природе.
План:
Положение солнца.
Продолжительность дня.
Температура воздуха.
Облачность.
Осадки.
Направление ветра.
  Изменения в живой природе.
План:
Растения (деревья, кустарники, травы)
Животные (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)
Труд людей.
 
– Какие изменения произошли в живой природе?
Первоцветы – «столовая» для проснувшихся насекомых. Срывая цветок, мы обрекаем на голодную смерть пчёл, шмелей, бабочек, так как разрывается хрупкое природное сообщество…(слайд)
– Почему медведи, барсуки спят, наверняка они не замерзнут?
Расположите птиц в порядке прилёта в наши края. (грач, жаворонок, утка, скворец, кукушка)
Материал для учителя:
В первой половине марта прилетают грачи.
Во второй половине марта – жаворонки, зяблики.
Вскрытие рек – утки, гуси, чайки.
В первой половине апреля – скворцы, дрозды.
Во второй половине апреля – пеночки, кукушки.
В середине мая – иволги, стрижи, коростели.
– Какой вывод сделаем? (изменения в неживой природе влекут изменения в живой)– Как мы называем единство живой и неживой природы?
(экосистема)
б) народный календарь
– Какие пословицы, поговорки, приметы о весне вы знаете?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Если грач прилетел до 14 марта, снег сойдет рано.
Частые туманы в марте – будет дождливое лето.
Молодцы!
III. Актуализация знаний.
а) анализ домашнего задания
– Переходим к обсуждению творческого домашнего задания.
– Какую исследовательскую работу вы провели и что узнали о водоёмах нашего края?
Проекты и рефераты учащихся « Водоёмы нашего края »
в) фронтальная беседа.
– Что мы называем водоёмами? (Хранилища воды, необходимые живому)
– Какие водоёмы вы знаете, начните с огромных водоёмов? (океан, море, озеро, река, пруд, ручей, и т.д.)– Почему мы должны охранять водоемы? (красота; место отдыха; вода – природное богатство, которое дает нам жизнь)
– Какие еще природные богатства вы знаете?
(слайд)

– Как вы думаете, какая тема урока? (Подземные богатства)
Открываю тему на доске: Наши подземные богатства.
г) постановка проблемы.
Посмотрите на предметы. (Слайд: ведро, лейка, мяч, кирпич, мел).
– Сегодня мы должны установить, какая связь существует между полезными ископаемыми и этими предметами?
– Какие задачи перед собой поставим?
Предполагаемые ответы учащихся:
(мы должны исследовать полезные ископаемые; дружно работать; быстро учиться читать и находить нужную литературу)
IV. Совместное открытие знаний.
– Рассмотрите образцы полезных ископаемых. (коллекционный материал)
Вспомните: как они называются?
а) работа с физической картой
Посмотрите на условные обозначения полезных ископаемых.
– Что добывают на севере Крыма?
На север отправляется станция «Дружная» они исследуют соль.
Посмотрите, что добывают на Сиваше?
В центральную часть отправляется станция «Мирная». Они исследуют гранит, , глина, песок.
– Что добывают на юге нашей страны?
Станция «Радость» исследует нефть газ.
– Что добывают в нашем крае?
Песок, глина, известняк (щебень).
Станция «Солнечная» исследует известняк, глину, песок.
Сильная группаст. «Дружная»  Сильная группаст. «Мирная»  Средняя группаст.« Радость »  Слабая группаст. «Солнечная» 
соль гранит известняк
песок песок нефть глина
глина газ песок
гранит  
  Командир и помощники командира, вы у нас – научные руководители. Распределите в команде, кто у вас будет фиксировать данные в таблицу, кто демонстрировать полезные ископаемые, и т.д. Прикрепите эмблемы.

и т.д.
Я буду следить за работой станций. Какая из станций проведет наиболее точные исследования.
Перед вами план работы. Результаты записывать в таблицу.
Станция «Заполярная»
Название полезного ископаемого  Свойства  Способы добычи  Применение 
соль      
известняк      
песок      
торф      
газ      
Но сначала немного о технике безопасности.
Ребята приготовили стихи:
В рот веществ мы брать не будем,Помнить надо – ядовит!Избежать, чтоб отравленьяИ здоровью не вредить!
Чтоб почуять запах резкийЛишь ладонью помогай.Воздух от сосуда к носуПлавным взмахом направляй.
б) исследовательская работа
(Работа с учебником и полезными ископаемыми)
можно использовать энциклопедии и др. литературу.
Каждая группа делает сообщение о выполненной работе.
Проверка:
Названиепол. ископаемого  Свойства  Способы добычи  Применение 
. .
. . . .
. . .
. . .
. Физкультминутка.
Мы за наукой в горы пойдем,Смекалку, фантазию нашу возьмем.Дорогой с пути никуда не свернем.Но чтобы горы скорее достичь,Должны мы подняться по лестнице ввысь.
Работа со словарями.
Почему необходимо экономно использовать подземные богатства?
V. Самостоятельное применение знаний.
работа в тетрадях:
Приложение 1.
Проверка творческих заданий: каждая станция рассказывает о проделанной работе.
Оценки:
VI. Итог урока.
– Какая связь существует между полезными ископаемыми и предметами на слайде?
– На какие группы по состоянию можно разделить известные вам полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные), (рудные и нерудные – горючие и строительные)
Сейчас мы с вами составим мозаику (цветик-многоцветик).
На партах у вас находятся ракушки, камушки.
Кому урок понравился, на уроке было хорошее настроение, светлое, радостное – составьте мозаику в правой тарелочке.
Тем ребятам, кому было спокойно, ничего необычного, как и на других уроках – составьте мозаику в левой тарелочке.
VII. Домашнее задание.
(слайд: «Хозяйка медной горы» приготовила вам задание)
1 вариант – написать мини-сочинение.
Почему человек должен сохранить природу? Что вы посоветуете делать человеку.
2 вариант – сделать сообщение о других природных богатствах, например: алмаз, графит, малахит
3 вариант – найти пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека, например: Твердый, как гранит.
4 вариант: отгадать кроссворд (Приложение 2).