РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ
ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Ташбулатова Г.Ш., социальный педагог
Васюк Д.А., педагог-психолог

Человек живет и действует в сложных условиях многообразного социума. Развитие человека - результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психологические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности, под воздействием её воспитания и образования. Конкурентоспособный выпускник  современной школы должен осознавать, что успех в жизни во многом зависит от его умения конструктивно общаться с людьми, овладевать лидерскими качествами, умениями убеждать других и уважать чужое мнение [1;26].
Растущий человек должен овладеть социальной компетентностью, позволяющей ему устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решение проблем страны, региона. Деятельность социально-психологической службы в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:    - изучение условий социального развития ребёнка:
  - включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой;
  - подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка;    - организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении;   - оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации;
- подключение специалистов по работе с ребенком и семьей;
- организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении подростка.
В настоящее время социально-психологическая служба школы работает над  формированием у детей способности к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать проблемы в жизни, а так же на поддержку учащимся, имеющим проблемы в социализации, охрану и защиту прав ребенка. Для реализации данной цели решаются следующие задачи: 1. Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, ее социализация и профессионального становления.
2. Осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, особенно находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность учебного заведения.
4. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами воспитательного процесса.
5. Развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их нравственному становлению как  социально-значимой личности. 6. Проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
7. Проведение профилактической работы и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
8. В связи с ростом преступности среди несовершеннолетних возникла необходимость создания системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.   Работа социально-психологической службы включает несколько направлений: - диагностическое: в начале учебного года проводиться социально-педагогическое обследование школы. Именно это обследование   составляет информационную основу социально-психологической работы. Распространенной в практике формой первичного документа по результатам социально-педагогического исследования является социально-педагогический паспорт. [2; 123]. Паспорт содержит информацию, позволяющую  делать обоснованные оценки и принимать решения, всесторонне учитывающие ситуацию в школе, а также, полученные данные используются при составлении плана, создания "банка данных" о семьях, обучающихся  в школе. В работе психолога такая информация позволяет взглянуть со всех сторон на проблемы, с которыми обращаются в каждом индивидуальном случае;
- коррекционно-профилактическое направление включает в себя: контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью детей стоящих на учете ОДН, внутришкольном учете, детей группы риска; индивидуальные беседы-консультации для учащихся и родителей; регулярно проводятся обследования ЖБУ социально-неблагополучных семей; детей «группы риска» и подопечных детей. Осуществляется взаимодействие со всеми службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений; организован Совет по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в состав которого  входят заместитель директора, психолог, соц. педагог, инспектор ОДН и члены родительского комитета. Организуются классные часы о дружбе, вредных привычках, об угрозах для жизни и т.д. Традиционными стали тренинги, направленные на создание психологической готовности к экзаменам в выпускных классах. Социально-психологическая работа способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам, пропагандируют здоровый образ жизни, способствуют устранению конфликтных ситуаций в школе, нормализации положения детей из опекунских семей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
- пропаганда правовых знаний и ЗОЖ
- организуются лекции с привлечением специалистов по профилактике потребления наркотических, токсических веществ, спиртных напитков и табакокурения на темы: "Жизнь дается только раз", "Пивной алкоголизм", "ИППП", "Я и сигарета";
- организуются конкурсы рисунков (плакатов) по проблемам наркомании, алкоголизма и табакокурения;
- на стенде социально-педагогической службы обновляется информационно - раздаточный материал для учащихся и родителей; - организуются классные часы по правосознанию учащихся на темы: "Я и закон", "права несовершеннолетних", "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних".
Таким образом, можно говорить о том, что стратегия работы социально-психологической службы нацелена на формирование такой личности выпускника, который позволит достичь заданное стандартами качество и соответствующий профессионально-культурный уровень образования будущих специалистов. Мы по праву может гордиться нашими выпускниками, продолжающими обучение в ведущих ВУЗах не только Республики, но и Москвы, Санкт-Петербурга. Есть уверенность, что из стен школы будут выходить конкурентоспособные выпускники, которые смогут в дальнейшем стать настоящими профессионалами, достойными членами общества, лидерами.

Литература:
1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника, 2006, № 2. – с.23-35.
2. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агентство, 1997, с.253. – с. 112-134.
3. Анализ документации социально-психологической службы МОУ СОШ № 45 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
15