Консультация для воспитателей Взаимодействие с семьями детей, попавших в трудную семейную ситуацию


Консультация для воспитателей по детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении. Также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними;
Семья группы риска - семья, жизнедеятельность которой при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию ребенка.
Рекомендации по определению признаков пренебрежения основными нуждами ребенка
Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами – это в первую очередь, «неспособность родителей обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать, – в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания». (Всемирная Организация Здравоохранения, 2003).
Виды пренебрежения основными нуждами ребенка:
Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. К данному виду пренебрежения нуждами ребенка относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях.
Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи, в т.ч. не обеспечивают доступ медицинского работника в жилое помещение при плановых патронажах, не являются на прием в медицинское учреждение в установленные сроки, систематически не выполняют рекомендаций медицинских работников по лечению ребенка;Недостаточный контроль - оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или иных законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени;
Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде;
Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте;
Пренебрежение потребностями в образовании и обучении;
Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Серьезность пренебрежения нуждами ребенка определяется не только тяжестью воздействий или высоким риском причинения вреда жизни и здоровью ребенка, но и тем, как долго продолжается пренебрежение. Пренебрежение нуждами ребенка может выражаться в отдельных действиях, а может носить затяжной или повторяющийся характер. Примером длительного пренебрежения будут родители, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, которые постоянно не обеспечивают основные потребности своих детей.
Некоторые виды поведения родителей будут являться пренебрежением нуждами только в том случае, если они происходят регулярно. Многие родители могут совершать незначительные ошибки в уходе за детьми, например, иногда забывая давать детям лекарства. Однако, если дети часто не получают лекарства, это можно рассматривать как пренебрежение нуждами.
Некоторые ситуации, однако, необходимо рассматривать как пренебрежение нуждами, даже если они носят разовый характер, например, оставление маленького ребенка в ванной без присмотра.
Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков оставления ребенка в опасности
При обнаружении признаков оставления ребенка в опасности специалисты субъектов системы профилактики обязаны принять незамедлительные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего (приложение 2) и сообщить в территориальный орган внутренних дел для проверки наличия либо отсутствия признаков состава преступления, предусмотренного статьей 125 УК РФ (оставление в опасности) и принятия решения в соответствии с законодательством, а также в органы опеки и попечительства.
В течение 1-го рабочего дня сообщают о данном факте в муниципальную КДНиЗП, направив сигнальную карточку по форме согласно приложения 4.
Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с несовершеннолетним
Действия сотрудников образовательных учреждений.
2.1.В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения о выявленном случае.
2.2.В течение 1-го часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком руководитель образовательного учреждения организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
2.3. В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель образовательного учреждения сообщает по телефону, затем в течение дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в территориальный орган внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП, направив сигнальную карточку по форме приложения 4.
2.4.В течение 1-го дня со дня выявления факта жестокого обращения социальный педагог, при необходимости совместно с органами опеки и попечительства и территориальным орган внутренних дел, проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.2.5.В случае, если на момент факта жестокого обращения несовершеннолетний находился на внутриведомственном учете в «группе риска», руководитель образовательного учреждения инициирует внесение дополнений в индивидуальную программу сопровождения, включив мероприятия оказанию помощи несовершеннолетнему, подвергшемуся жестокому обращению, и его семье.
III. Действия сотрудников службы социальной реабилитации, осуществляющих реабилитационную работу с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении (кураторов семьи):
3.1. При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком куратор семьи фиксирует информацию в бланке листа ежемесячного патронажа.
3.2. В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним куратор семьи сообщает в территориальный орган внутренних дел и руководителю службы социально-реабилитационной работы о выявленном факте.
3.3. В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель службы социально-реабилитационной работы сообщает по телефону, затем в течение 1-го рабочего дня направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП, в территориальный орган внутренних дел, направив сигнальную карточку по форме согласно приложения.
Механизм взаимодействия субъектов системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
по выявлению фактов пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, фактов жестокого обращения с детьми
Данный механизм разработан в целях своевременного взаимодействия субъектов профилактики по выявлению, пренебрежения основными нуждами ребенка, оставления ребенка в опасности, фактов жестокого обращения с детьми и принятия незамедлительных мер по реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и т.п.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение с детьми может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.
Пренебрежение основными нуждами ребенка – один из видов жестокого обращения, характеризующийся отсутствием со стороны родителей или лиц, их заменяющих, заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются (родители или законные не обеспечивают условий для оказания своевременной медицинской помощи, посещения ребенком образовательных учреждений, не обеспечивают питанием и одеждой в соответствии с возрастом ребенка и т.д.). Рекомендации по определению признаков пренебрежения основными нуждами детей прилагаются (приложение 1).
Оставление ребенка в опасности – заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в состоянии, опасном для жизни или здоровья. Рекомендации по определению признаков оставления в опасности прилагаются (Приложение 2).

Действия сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении признаков пренебрежения основными нуждами ребенка
Действия сотрудников образовательных учреждений
В случае выявления сотрудником образовательного учреждения фактов пренебрежения нуждами ребенка (родители не обеспечивают условий для посещения ребенком дошкольного или общеобразовательного учреждения, допускают случаи пропусков ребенком занятий в дошкольных или общеобразовательных учреждениях без уважительных причин, уклоняются от прохождения медицинской комиссии при наличии путевки в дошкольное учреждение либо необоснованно затягивают сроки прохождения медицинской комиссии для поступления в дошкольное или иное образовательное учреждение) сотрудник дошкольного или иного образовательного учреждения в течение 3-х рабочих дней устанавливает причины выявленных нарушений и предупреждает родителей (законных представителей) об ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (форма приложения 4).
В случае если родитель не принимает мер к устранению нарушений по истечении 3-х рабочих дней после предупреждения об ответственности сотрудник дошкольного или иного образовательного учреждения сообщает о факте пренебрежения нуждами ребенка руководителю образовательного учреждения, специалисту муниципальной КДНиЗП или специалисту по выявлению, направив сигнальную карточку по форме приложения 4.
В случае, если сотрудником дошкольного или иного образовательного учреждения выявлен факт проживания ребенка отдельно от законных представителей (в том числе факт проживания с родственниками, не являющимися законными представителями ребенка) сотрудник образовательного учреждения в течение 1-го рабочего дня сообщает о данном факте руководителю дошкольного или иного образовательного учреждения и в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними, направив сигнальную карточку по форме согласно приложения 4.
Перечень документов, подтверждающих нахождение семьи с детьми от 0 до 7 лет в социально опасном положении (СОП):
2.1. ходатайство – справка о постановке на учет в СОП;
2.2. акт обследования жилищно-бытовых условий с указанием данных всех членов семьи (ФИО, год рождения, адрес, телефон);
2.3. опросный лист законных представителей детей от 0 до 7 лет, проживающих в семье, находящейся в СОП (УФКАС – приложение 6);
2.4. характеристика несовершеннолетнего из образовательного учреждения, учреждения здравоохранения, (на категорию неорганизованных детей) характеристика родителей, законных представителей. Допускается написание характеристики Исполнителем, но с обязательным указанием, с чьих слов она написана.
Критерии
постановки на учёт семей и детей, находящихся в социально опасном положении

Для постановки на учет семьи и детей в СОП, необходимо наличие не менее 2 - 3-х обоснованных критериев, которые рассматриваются в совокупности
1.Уклонение родителей (законных представителей) от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей:
родители (законные представители) не обеспечивают обучение детей в школе, посещение детских дошкольных учреждений;
родители (законные представители) не заботятся о состоянии здоровья детей: не обеспечивают лечение ребёнка во время болезни, профилактический осмотр ребёнка узкими специалистами) ;
проживание семьи и несовершеннолетнего в антисанитарных условиях и (или) без определенного места жительства
родители (законные представители) не обеспечивают детей ежедневным питанием, одеждой и обувью в соответствии с возрастом и сезоном административный протокол ОВД по ст.5.35 КоАП РФ
информация органов или учреждений по результатам проверки свидетельских показаний родственников, соседей, специалистов органов и учреждений, оказывающих семье поддержку
характеристика/представление образовательного учреждения
информация/справка медицинского учреждения
информация об отсутствие прописки
акт жилищно-бытовых условий
2. Жестокое обращение с детьми (в том числе ранее зарегистрированные факты):
родители (законные представители) ение находящихся в СОП: иципальную КДНиЗПпричинам занятия в образовательных учрежденияхосуществляют психическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребёнка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угроза в адрес ребёнка) ;
родители (законные представители) осуществляют физическое насилие над детьми (побои, истязания, несение физических повреждений ребёнку, которые могут привести к серьёзным нарушениям физического или психического здоровья или отставаниям психического здоровья или отставания в развитии или даже смерти ребёнка);
родители (законные представители) покушаются на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребёнка в действия сексуального характера). решение административного или судебного органа
акты органов или учреждений по результатам проверки свидетельских показаний родственников, соседей, специалистов органов и учреждений, оказывающих семье поддержку
заявление от несовершеннолетнего
представление органа опеки и попечительства
характеристика/представление образовательного учреждения
представление медицинского учреждения
акт/справка участников рейда «Бродяжка»
Правила заполнения документации
На учет в группу риска системы здравоохранения могут быть поставлены дети от 0 до 7 лет, которые не посещают ДОУ. Если ребенок посещает ДОУ, он должен находиться в группе риска системы образования.
При первичном патронаже семьи специалист заполняет характеристику семьи группы риска установленной формы (приложение 20). Выявленные и зафиксированные в характеристике проблемы семьи являются основаниями для постановки несовершеннолетнего на учет в группу риска, и должны найти отражение в индивидуальной программе сопровождения (ИПС).
После того, как несовершеннолетний поставлен на учет в группу риска, при повторных патронажах специалист заполняет лист патронажа установленной формы для контроля семейной ситуации (приложение 7).
Индивидуальная программа сопровождения (ИПС) заполняется на каждого несовершеннолетнего, состоящего на учете в группе риска. ИПС должна отражать проблемы, выявленные в семье, а также содержать комплекс мер, направленных на решение проблем данной семьи и несовершеннолетнего (приложение 23).
ИПС состоит из 3 основных блоков:
- первый блок ИПС содержит анкетную информацию о родителях и несовершеннолетнем, дату постановки на учет, код постановки на учет в группу риска по регистру (может быть несколько кодов), а также ФИО специалиста, ответственного за реализацию ИПР.
-второй блок ИПС представлен в виде таблицы и содержит перечень обязательных и дополнительных мероприятий, которые необходимо реализовать. Таблица содержит следующие поля, обязательные для заполнения:
-Критерии, являющиеся основаниями для проведения коррекционной работы. В поле указываются причины, которые послужили основанием для постановки на учет в группу риска (пример: Наличие в семье неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий). Критериев может быть несколько.
-Мероприятия. В поле указываются обязательные и дополнительные мероприятия, которые предполагается реализовать. Из перечисленных обязательных мероприятий необходимо выбрать не менее 4-5 мероприятий. Другие запланированные мероприятия, которые необходимо реализовать для решения проблем семьи, можно указать в блоке «Дополнительные мероприятия».
-Сроки проведения мероприятия, периодичность проведения мероприятия. В поле указывается сроки реализации запланированных мероприятий. Срок может быть указан в виде даты (пример: 21.06.2010 г. или до 21.06.2010) или в виде указания периода реализации мероприятия (пример: еженедельно).
-ФИО, должность специалиста, ответственного за реализацию мероприятия. В поле необходимо указать ФИО специалиста учреждения здравоохранения, ответственного за реализацию ИПС.
-Ведомство, ФИО, должность специалиста субъекта профилактики, привлеченного к реализации мероприятия в рамках ИПС. При реализации п.1.4. и п.1.5., а также дополнительных мероприятий с привлечением специалистов других ведомств (центр занятости, нарколог, центр психолого-медико-социальной помощи, ПДН ОВД, ЗАГС, миграционная служба и др.) необходимо указать ведомство, ФИО и должность специалиста профильного ведомства, с которым планирует взаимодействовать специалист, ответственный за реализацию ИПС.
-Результаты реализации мероприятия. В данном поле необходимо четко сформулировать и описать достигнутый конечный или промежуточный результат мероприятия или указать причины невыполнения мероприятия. Постановка значков +, V и других символов и обозначений не допускается.
- третий блок ИПС содержит заключительную информацию: примечания, подпись специалиста, ответственного за реализацию ИПС.
В случае если несовершеннолетний снят с учета, в ИПС вносится отметка о дате и причинах снятия с учета.
Выписка из Указа президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.
Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Защита прав каждого ребенка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.