Кружок Арт-терапия для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию


Кружок «Арт-терапия» для подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию
Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.
В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.
Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.
Арт-терапия позволяет подросткам выразить, отреагировать и осознать различные эмоциональные состояния.
На действующем в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи кружке «Арт-терапия» дети выбирают любое занятие по вкусу и способностям. Чаще всего они предпочитают оригами, цветотерапию, коллажи (при изготовлении открыток и картинок), свободную композицию из разнообразного материала, рисунок. Такие занятия не только улучшают настроение, но и позволяют усвоить те знания и навыки, которые пригодятся в будущем для раскрытия творческих способностей.
На занятиях для начала подбирается спокойная и приятная музыка, которая поможет расслабиться и сконцентрироваться на занятии. Затем определяется вид арт-терапии: коллаж, рисование, роспись, оригами или др. Следующее время отводится на экспериментирование с цветом и разнообразным материалом. Здесь не нужно думать о результате. Главное – наслаждаться самим процессом. Используются любые цвета и материалы и накладываются при необходимости краски на свое усмотрение. В конце занятия обращается внимание детей на то, какие эмоции посещали вас в этот момент. Посредством наводящих вопросов осуществляется направление самооценки. Возможно, кто-то даже открывает в себе что-то новое.
В процесс работы кружка «Арт-терапия» удалось задействовать учащихся 7-х,8-х и 9-х классов. Часто посещают кружок учащиеся 6-х классов Центра. Некоторым детям особо хорошо удается включиться в творческий процесс.
Арт-методы эффективны при работе с подростками. Как правило, у них слабо развито рефлексивное “Я”, в связи, с чем очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства подростков характерно наличие негативной “Я-концепции”, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс арт-технологий.
Процесс художественного самовыражения помогает снять эмоциональное напряжение, разобраться в себе и напрямую связан с укреплением психического здоровья. И, конечно, самый идеальный вариант - это получение удовольствия от своих действий.