«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании детей сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в учреждениях интернатного типа»


«Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании детей сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в учреждениях интернатного типа»
Формирование культуры здорового образа жизни является одной из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования. Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Современный национальный воспитательный идеал – это здоровый, высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поэтому формирование и укрепление здоровья у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стало приоритетным направлением воспитательного процесса.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из-за отсутствия должного воспитания и ухода отличаются в развитии от своих сверстников. Это выражается в депривационном поведении, эмоциональной неустойчивости, низкой самооценки, проблемами в обучении и воспитании. Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Состояние здоровья характеризуется высокими показателями заболеваемости. Среди заболеваний преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, врожденные аномалии, низкие показатели физического развития, дефицит массы тела.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция воспитательной и оздоровительной деятельности в условиях интернатных учреждений, способствующая сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Несомненно, здоровье воспитанников находится в прямой зависимости от условий воспитания, питания, двигательной активности, правильного чередования учебной нагрузки и отдыха. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название - здоровьесберегающие технологии.
Классификация здоровьесберегающих технологий - определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса.
Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательного процесса. В условиях интернатных учреждений актуально использование следующих здоровьесберегающих технологий:
медико-гигиенических технологий (МГТ);
физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ);
экологических - здоровьесберегающих технологий (ЭЗТ);
технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ).

3доровьесберегающие образовательные технологии в свою очередь, должны подразделяться на подгруппы:
организационно-педагогические технологии (ОПТ);
психолого-педагогические технологии (ППТ);
учебно-воспитательные технологии (УВТ);
социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
(САЛРТ);
лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ).
Целью здоровьесберегающих технологий должно являться обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей детям самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Планирование системы здоровьесбережения в интернатных учреждениях требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности.
На практике здоровьесберегающие технологии должны отвечать следующим требованиям:
адекватность требований, предъявляемых к ребенку;
организация воспитательного процесса в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка;
обеспечение достаточного и рационально организованного двигательного режима.
В учреждениях для детей сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для решения существующих проблем используют различные средства и методы деятельности, способствующие формированию основ здорового образа жизни:
динамические паузы;
подвижные и спортивные игры;
релаксация;
гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);
гимнастика динамическая, корригирующая;
музыкальное воздействие;
арт-терапия;
сказкотерапия;
психогимнастика.
В своей работе специалисты должны создавать вокруг ребенка воспитательную среду, наполненную терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни. Создавать положительный эмоциональный фон на занятиях оздоровительно – педагогической направленности. Формировать активную позицию ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера. Учитывать индивидуальные психофизиологические и типологические особенности детей при организации занятий оздоровительной направленности.
Нужно помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником благополучного развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек, который может показать пример позитивного образа жизни. Это означает необходимость объединения усилий всех специалистов воспитательного процесса: воспитателей, социального педагога, врачей, психолога.
Очень важно, чтобы здоровьесберегающая деятельность в итоге имела положительную динамику развития ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, применение знаний в повседневной жизни.