Статья Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей


Статья на тему:
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в школе».
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство ХХI века сформировали новое поле образовательной деятельности России.
В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка.
Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.), которые в большей степени способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию детей.
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия развития потенциальных способностей одаренных школьников (М.Н. Акимова, А.И. Доровской, Л.И. Ларионова, А.Н. Матюшкина и др.).
Сопровождение – это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия (М.Р.Битянова).
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.
Целью психолого-педагогического сопровождения одаренных детей является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения и социализации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:
Предупреждение возникновения проблем развития;
Разработка и выбор образовательного и профессионального индивидуального маршрута;
Содействие социализации, формирование коммуникативных навыков;
Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей это совместная работа всех специалистов образовательного учреждения: педагогов, психологов, медицинских работников, социальных педагогов. Но по-прежнему существует проблема организации совместной работы специалистов в образовательном учреждении по сопровождению одаренных детей. Открытым остается вопрос организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся предполагает реализацию следующих направлений:
Диагностического;
Консультационного;
Развивающего;
Коррекционного;
Просветительского.
Диагностическое направление – это составление банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников их интересов и склонностей, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации.
Выявление одаренности требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации, достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности.
Консультационное направление – это оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям, педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.)
Консультационное направление призвано развить способность учащихся к самоопределению, саморазвитию, помочь в установлении эффективного взаимодействия с окружающими.
Развивающее и коррекционное направление – это создание психолого-педагогических условий успешной социализации одаренных детей, развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня тревожности, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах).
Просветительское направление – это развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Работа с родителями и педагогами должна осуществляться, как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в нетрадиционных (семинарах-практикумах, тренингах, совместных семинаров-тренингов родителей и детей и т.д., чтобы повысить педагогическую и психологическую культуру родителей и педагогов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно стать неотъемлемым элементом системы образования.
Используемая литература:
Богоявленская Д.Б «Основные современные концепции творчества и одаренности». М., 1997
Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики/ Под ред. В.Б. Новичкова. М., 2002.
Погодаева О. «Психологическое сопровождение одаренных учащихся». Журнал «Справочник педагога-психолога»
«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001.
Теплов Б. М. «Способности и одаренность» М, 1961.
Экземплярский В. М. «Проблема одаренных», М., 1977
Юркевич В.С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми.//Одаренные дети – достояние Москвы: Сборник материалов научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.) – М.: ООО «АЛВИАН», С.115-117.