Выступление Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей


Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 26
Выступление
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Черникова С.Н.
п. Первомайский, 2013 г.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей — разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Изучение проблемы одаренности началось в 20 веке. Поначалу одаренность связывали с интеллектом и способностями.
Теплов Б. М. понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности»[3]. Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.
Известный исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости [2].
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение — обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
Более широкое значение: одаренный — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими HYPERLINK "http://www.pandia.ru/72639/" ценность для общества.
Т. о. одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
Ø  легкость обучения и усвоения учебного материала;
Ø  длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
Ø  склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
Ø  любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
Ø  повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость и т. п.
Чаще всего отношение педагогов и родителей к таким детям бывает не всегда доброжелательным[5]. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности — с самоуверенностью и негативизмом. Работа педагогов и психологов с одаренными детьми осложняется многими факторами. Согласно данным разных исследований в этой области, отмечаются следующие основные недостатки в педагогической деятельности:
Ø  учителя зачастую не стремятся выявить одаренных детей в своем классе; это часто вызвано слабой психологической подготовкой, отсутствием систематических знаний об одаренных детях, недостаточным развитием исследовательских навыков, отсутствием методик обучения одаренных детей;
Ø  учитель часто не имеет возможности организовать индивидуальное обучение одаренного ребенка.
Как правило, в физическом и эмоциональном развитии одаренные дети находятся в пределах своей возрастной нормы, при этом значительно превосходя сверстников в интеллектуальном и нравственном отношении. Это их превосходство часто приводит к развитию у одаренных детей серьезных социально-психологических проблем:
Ø  эмоциональные, личностные и иные психологические барьеры, затрудняющие проявление творческой природы одаренного ребенка;
Ø  опережающее развитие, нетрадиционные взгляды на окружающий мир и, как следствие, отказ от подчинения общим требованиям в школе;
Ø  школьные трудности вследствие того, что дети с ранним развитием думают значительно быстрее, чем излагают свои мысли;
Ø  нестабильность интересов и сочетание их широты с поверхностностью знаний;
Ø  стремление к лидерству, часто с чертами диктаторства, что приводит к проблемам межличностной коммуникации;
Ø  заниженная самооценка, стремление “не выделяться” среди сверстников;
Ø  несоответствие интеллектуальных, социальных и нравственных потребностей одаренного ребенка и реального содержания школьной программы и круга общения, что приводит к неприязни к школе и сверстникам;
Ø  повышенная чувствительность к различным раздражителям и стимулам, часто принимаемая за гиперактивность.
Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную “группу риска” и для них необходимо специально разрабатывать технологию психологического сопровождения их развития, как в условиях традиционных образовательных учреждений, так и в специализированных условиях. Первое, что должен сделать школьный психолог, — это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную «тёплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям — своего неординарного ребёнка.
В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, направленных на развитие личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые в большей степени способствуют продуктивному личностному и познавательному развитию, чем существующая в современной общеобразовательной школе система организации школьной жизни.
Работа с одаренными учащимися в школе должна включать несколько направлений:
1. Работа непосредственно с одаренными учащимися (отбор учащихся с высокими способностями; выявление их психологических особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе; психологическое сопровождение процесса обучения, в котором каждый ребенок выступает как активный субъект собственного развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением).
2. Работа с учителями школы (подготовка учителей для работы с одаренными учащимися; разработка принципов, программы работы с одаренными учащимися). Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности.
Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов подбираются таким образом, чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, групповой интеллектуальный тест (ГИТ), прогрессивные матрицы Равена, школьный тест умственного развития (ШТУР) и краткий отборочный тест (КОТ). Однако не следует ориентироваться только на диагностику интеллекта, поскольку тесты не измеряют природный интеллект, являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе и семье, возможно натаскивание на выполнение тестов.
Дальнейшая работа психологической службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).
Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, т. е. способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, т. е. способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них [1].
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность учащихся, необходимо организовывать специальные занятия, на которых уделяетсявнимание личностным чертам, привязанности, суждениям, предпочтениям, человеческим мыслям, чувствам и действиям, межличностным отношениям и закономерностям развития мира.
Условно занятия можно разделить на четыре блока:
— «Я — Я» (Я в общении с самим собой).
— «Я — другой» (Я в общении с другими).
— «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).
— «Я — мир» (как Я исследую этот мир).
На занятиях могут использоваться такие методы, как тестирование и самотестирование, минилекции, имитационные игры, экскурсии, наблюдения и др.
Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесён с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.
Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений:
Ø  формирование знаний о том, что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;
Ø  изучение методов выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
Ø  формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;
Ø  обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;
Ø  практическое знакомство с работой образовательных учреждений, в которых обучаются одаренные дети.
Нельзя забывать слова выдающегося психолога С. Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности»[3]. Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.