Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушения речи


Тема : «Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушения речи»
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ д/с №36 «Золотой ключик»
Пивоварова Т.Б.
Город Набережные Челны
2014 год
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат коррекционной работе с детьми.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано со следующими причинами:
Неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
Мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи дошкольного учреждения;
Низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.
Но время благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы. Мы строим свое общение с родителями , на основе принципа «Родитель- не гость, а полноправный член команды», так как у нас с ними одна общая задача- воспитание высоконравственной личности. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами выбираются наиболее оптимальные формы работы.
Коллективная форма работы включает в себя:
-Групповые родительские собрания проводятся з раза : в начале, середине и конце учебного года;
-Консультации, семинары;
-Фронтальные открытые занятия;
-Речевые праздники.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Она включает в себя:
-Анкетирование родителей;
-Индивидуальные беседы;
-Индивидуальные занятия;
-Домашняя библиотечка (с играми).
Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно.
-Экран звукопроизношения;
-Речевой уголок;
-Доска объявлений;
-Журнал «Игралочка»;
-Выставки рисунков по лексическим темам;
-Выставка «Буквоград».
Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.
Литература
Научно-методический журнал «Логопед» №1-2011 год.
Инновации- в логопедическую практику/Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/Сост. О.Е.Громова.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.-232 с.