Социально-психологические особенности спортивной команды по фитнес аэробике


Реферат
Социально-психологические особенности спортивной команды по фитнес аэробике
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Характеристика спортивной аэробики……………………………………..4
Психофизиологические особенности спортсменов……………………….6
Социально-психологические особенности спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………16
Введение
Проблема социально-психологических характеристик спортивного коллектива на современном этапе является особенно актуальной, её решение имеет важное практическое значение как для спортсменов, так и для коллектива в целом. Давно известно, что неблагоприятная обстановка в коллективе снижает работоспособность, ухудшает психологическое и эмоциональное состояние человека.
В настоящее время в психологии чётко определены функции эмоциональных процессов в регуляции жизнедеятельности человека. Одни авторы посвятили свои исследования организующей функции эмоций, оптимизирующей деятельность и поведение, другие акцентировали внимание на дезорганизующей функции эмоций. Исходя из этого, для получения наилучших спортивных результатов нужно создавать благоприятные условия в спортивном коллективе.
Спортивные нагрузки влияют на напряжённость вегетативной регуляции спортсменов, ведь вегетативная нервная система приспосабливает работу внутренних органов к изменениям окружающей среды.
Изучению психологических особенностей деятельности спортсменов посвящены многие работы. Психологическая готовность спортсмена означает, что в организме имеются прочные связи между психическими и физическими процессами. Вслед за мысленными образами, предвосхищающими самочувствие и поведение, которые желательно иметь, в организме начинают развиваться соответствующие физические изменения, т.е. основу психологической подготовки составляет умение оценивать своё состояние и управлять собой с помощью чётких мысленных образов, оформленных в слова []. Мы решили остановиться на изучении социально-психологических особенностей спортивных команд по фитнес-аэробике.
Характеристика спортивной аэробики
Особенностью спортивной аэробики является стремление сбалансированно развивать основные двигательные качества - выносливость, силу, гибкость и координацию движений. Большое внимание уделяется гармоничности развития верхней и нижней части туловища - рук и ног, равномерному латеральному развитию - правой и левой половины тела. Во время выступления спортсмен должен показать яркое эмоционально окрашенное, харизматичное выступление, стимулирующее зрителей к занятиям спортом [14]. Отличительный признак СА - повышенные требования к точности временных, пространственных и динамических характеристик суставных движений [5].
Содержание практических занятий в программе подготовки спортивной аэробики составляют общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), акробатическая, хореографическая, техническая подготовка, контрольно-переводные нормативы, инструкторская и судейская практика [15]. ОФП - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных физических качеств человека. СФП - педагогический процесс, направленный на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта. Техническая подготовка - наиболее рациональное выполнение двигательных действий [15].
Спортивная аэробика – это эмоциональный вид спорта. Судьи оценивают артистизм выступления, эмоциональность и харизматичность спортсмена, способность "зажечь" публику [14]. По словам Л.С. Выготского: "Эмоции организуют действия человека: напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции и являются необходимым регулирующим, фактором" [4]. Возникновению эмоций предшествует формирование оценки результатов будущего действия акцептор результата действия. Если потребность удовлетворена, обратная информация от результатов приспособительного действия совпадает с положительной эмоцией; если не удовлетворена, - возникает отрицательная эмоция. Спортивная борьба может быть сама по себе сильным мотивом для занятий спортом и спортивной аэробикой в частности. В условиях соревновательной деятельности качество выступлений может значительно изменяться в зависимости от эмоционального состояния спортсменок.
Психофизиологические особенности спортсменов
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врождённых движений, с другой – из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни. По наследству передаётся пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую степень тренируемости, т.е. способности путём обучения овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных изменившимся условиям жизнедеятельности [6]. Ребёнок в процессе развития не только оказывается под воздействием внешних факторов, но и сам подбирает оптимальные условия и активно влияет на окружающую его среду в соответствии со своими морфофункциональными и психофизиологическими особенностями [6].
Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интегративной деятельностью центральной нервной системы. П.К. Анохин выделяет четыре основных фактора интеграции в ЦНС: мотивацию, память, обстановочную информацию и пусковую информацию. В ходе спортивного онтогенеза взаимосвязь между уровнем спортивно-технической подготовки и отдельными психомоторными параметрами существенно изменяется. Те из качеств, которые в период начального обучения играли ведущую роль, на этапе спортивного совершенствования оказываются менее значимыми и наоборот [8]. Например, на начальном этапе тренировок в двигательных актах ведущую роль играет экстерорецепция. По мере автоматизации двигательных актов и навыков малоэффективные и недостаточно экономичные комплексы заменяются более рациональными связями, формированием более эффективных функциональных структур. Комплексная деятельность различных отделов коры большого мозга формирует программу того или иного произвольного движения. Пирамидная система посредством сегментарного аппарата приводит эту программу в действие. Далее произвольное движение становится стереотипным, превращается в. автоматическое. Управление им переключается с пирамидной системы на экстрапирамидную. Сложная координированная деятельность всех систем достигает определённого совершенства только в. результате длительных тренировок [9].
Спортивная психология учитывает свойства нервной системы человека (нейродинамику), а также личностные характеристики и структуру темперамента. Индивидуальный стиль спортивной деятельности позволяет использовать положительные стороны» своего типа: нервной системы, темперамента; компенсировать отрицательные и способствует самореализации личности [10].
В настоящее время изучают следующие свойства нервной системы: усвоение ритма приходящих к тканям импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность - инертность), фоновую активность (сила -слабость) [9].
Понятие о силе нервной системы выдвинуто И.П. Павловым в 1922 году. Диагностика силы нервной системы проводится по: максимальной интенсивности однократного раздражения; ещё не приводящего к снижению условнорефлекторной реакции – измерение силы через "верхний порог", а также по наибольшему числу раздражений, ещё не приводящему к снижению рефлекторного ответа – измерение хилы через её "выносливость". В середине прошлого века наличие у спортсмена слабого типа нервных процессов признавалось явлением скорее отрицательным, но компенсируемым выработкой специфического индивидуального стиля.
Однако позже стало ясно, что в тех видах, где тренировочный процесс: направлен на, развитие выносливости, лица: со слабым типом нервных процессов имели преимущество т.к. лучше адаптировались к длительной; монотонной работе [5].
В видах спорта "на выносливость" среди элитных представителей успех, как правило, сопутствует лицам со слабым по возбуждению типом нервной, системы, инертностью нервных процессов, преобладанием медленных волокон в скелетных мышцах. В видах спорта "на скорость и; силу" среди элиты преобладают люди с сильным по возбуждению типом нервной системы, высокой подвижностью нервных процессов, низким содержанием в скелетных мышцах волокон I типа. У лиц со слабым типом нервной системы отмечается: экономичность функционирования дыхательной; системы при увеличении нагрузки до 70% МГЖ; при максимальных нагрузках различия в показателях между представителями разных типов стираются. Время до появления чувства усталости продолжительнее у лиц со слабой нервной системой, а время терпения – у лиц с сильной нервной системой [11].
Одно из важнейших условий успешности любой деятельности – это внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других. Внимание обладает всеми свойствами контролируемых процессов: оно требует усилий; для распределения ресурсов субъекта, направлено на осознаваемую цель и интерферирует с другими видами психической деятельности [10]:
Как известно, внимание характеризует динамическую сторону протекания любого психического процесса и может проявляться в разных формах – сенсорной, моторной, интеллектуальной, эмоциональной. Оптимальным функциональным состоянием внимания считается то, при котором деятельность, требующая напряжения внимания, максимально продуктивна. Отмечена зависимость внимания от типологических особенностей нервной системы. Сосредоточенности и устойчивость выше у сильного и инертного типа; переключаемость у слабого и подвижного [6].
Различные виды спорта предъявляют различные требования к уровню развития свойств внимания. Для индивидуальных видов спорта, основной задачей является воспроизведение; результатов, достигнутых в ходе тренировок, поэтому для спортсменов необходима максимальная сосредоточенность внимания на предстоящих действиях. Имеются сравнительные данные о переключаемости внимания. Переключение внимания выше у легкоатлетов, баскетболистов, пловцов, а также у мальчиков по сравнению с девочками. Наименьшая переключаемость у лыжников и спортивных ориентировщиков [10].
Для успешной ориентировки в окружающей среде необходима успешная адаптация человека к системе текущего времени. Изучению механизмов восприятия времени и точности отмеривания временных интервалов в зависимости от индивидуальных особенностей человека посвящен ряд работ. Проведенные эксперименты показали, что большинство спортсменов воспроизводят предъявляемые сигналы короче задаваемых. Кроме этого известно, что становление функции отмеривания интервалов времени окончательно происходит довольно поздно (после 18 лет). Индивидуальные различия восприятия времени существенно зависят от личностных особенностей человека, от свойств нервной системы и, темперамента, от возраста, вегетативного тонуса и других индивидуальных признаков, определяющих особенности кратковременной памяти и внимания [10].
По, данным Ю.В. Корягиной, у гимнастов в возрасте 20-21 год ошибка оценивания времени составляла 5,09±11,1%, а у не занимающихся спортом 13,5±33,5%. Считается, что в состоянии возбуждения и мышечного напряжения индивидуальная минута короче астрономической, а в состоянии покоя и мышечной релаксации она может быть длиннее астрономической минуты [12]. Отмечено, что в спортивной гимнастике чаще встречаются чистые правши, характеризуемые хорошим чувством времени, мышечной выносливостью, лучше адаптирующиеся в одиночных видах спорта. В художественной гимнастике ярко выраженных правшей мало (влияние правого полушария выражается в ориентации на общение, чувствительности, успешности в командной работе, высокой координации движений) [2]
Мотивации отводится одна из ведущих ролей в спорте. Целенаправленность и сознательность является важнейшим, залогом эффективности спортивной деятельности и способности сопротивляться утомлению.
Имеется ряд работ, посвященных проблеме управления, мотивацией высших достижений. В этих исследованиях были выявлены наиболее характерные схемы мотивации акробатов высокой квалификации, успешно участвующих в соревновательной деятельности: желание победить на очередных соревнованиях, мотив самосовершенствования и достижение стабильности выступлений. Установки тренера при этом были направлены на выигрыш у конкретного соперника, а также стремление произвести благоприятное впечатление на судей, соперников и зрителей соревновательными композициями [13].
Эмоциональный стресс спортивной деятельности зависит от двух основных факторов: величины потребности в достижении цели и субъективной оценки вероятности достижения цели. Состояние умеренной эмоциональной напряжённости способствует созданию оптимального уровня нервно-психического тонуса, однако значительное эмоциональное напряжение, превышающее возможности психической адаптации, данного индивидуума, развивает состояние психологического стресса, одним из проявлений которого является существенное снижение работоспособности. Стрессоры - это внешние факторы, а тревога - это внутренняя реакция индивида на эти факторы [13].
Имеются спорные данные, о том, что у спортсменов с высокой работоспособностью наблюдаются высокий уровень тревоги, притязаний, неуверенности в себе, результаты соревнований нестабильны. Во время соревнований для них характерно нарушение специфических чувств (времени, воды, снега, ритма), регресс в технике, тогда как спортсмены со средним уровнем работоспособности более стабильно выступают на соревнованиях и с более высокими результатами. Последние характеризуются средним уровнем тревоги, достаточной мотивацией, большой социальной активностью, меньшей ориентированностью и настойчивостью в достижении цели [7].
Особую роль в определении эмоциональных реакций человека, включённого в значимую деятельность, играют его личностные характеристики: эмоциональность, тревожность, уровень самооценки, агрессивность и др. Эмоции – это своеобразная форма активного отражения действительности. Они возникают в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, деятельности и удовлетворения многообразных потребностей личности и зависят от объективных условий. Вместе с тем, возникнув, эмоциональные состояния и переживания сами воздействуют на человека, активизируя или подавляя жизнедеятельность организма, стимулируя или снижая работоспособность, мотивируя поступки в зависимости от личностных особенностей. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Спортивные эмоции (спортивное соперничество, спортивное возбуждение, спортивная злость и т.д.) являются необходимым психологическим условием активной борьбы за спортивный результат. По образному выражению Л.С. Выготского "гнев есть заторможенная драка". Без эмоций спортивного соперничества не может осуществиться спортивное состязание, в этом случае эмоции играют роль непосредственного мотива, побуждающего к ведению соревновательной борьбы [Цит. по 10].
Агрессивность – свойство личности спортсмена, проявляющееся на соревнованиях. Для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессивности, что ставит агрессивность в ранг спортивно значимых качеств. У мужчин в целом агрессивность выше, чем у женщин [16].
Социально-психологические особенности спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикойВ этом параграфе мы рассмотрим некоторые исследования психологических особенностей спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой.
Любое выполняемое действие имеет две стороны: мотивационно-смысловую и операционно-техническую. Мотивация является пусковым механизмом создания функциональной системы, обеспечивающей осуществление необходимого в данный момент поведения. В результате прямого опроса мотивации к занятиям спортивной аэробикой, проведённого Борилкевичем Е.В., оказалось, что большое значение для спортсменок имеет оздоровительный аспект занятий, особенно в возрасте 11-15 лет. Желание выиграть (честолюбие) в 9-10 лет максимально, а в дальнейшем с опытом соревновательной деятельности этот мотив отходит на второй план. Необходимо отметить постоянно возрастающее значение коммуникативного аспекта занятий, являющееся основным мотивом для спортсменов старшей возрастной группы.
Исследование автором динамики мотивационных установок в возрастном аспекте показало, что среди лидеров доля лиц с желанием выиграть примерно на одном уровне до 19-летнего возраста. После чего происходит резкое снижение желающих выиграть.
Сравнение мотивации поддержания здоровья показывает, что для большинства спортсменов общей группы эта мотивационная установка является значимой. В возрасте от 11 до 16 лет значимость оздоровительного аспекта занятий постепенно возрастает. Начиная с 16-летнего возраста, значение мотивации "оздоровления" несколько снижается. Сравнение доли лиц, имеющих мотивационную установку на общение показало, что с возрастом этот показатель неуклонно увеличивается [3]
Среди "других" причин занятий спортивной аэробикой чаще всего указывалась – "мне нравится", что можно расценивать как совпадение психофизиологических особенностей девушек с требованиями к спортивной аэробике как к виду спорта. Кроме этого необходимо отметить среди других причин для занятий спортивной аэробики требование родителей посещать эти занятия [3].
При изучении результатов теста, определяющего силу мотивационной установки к достижению успеха, показано, что спортсменки, и лидеры особенно, имеют более высокую установку к достижению успеха по сравнению с девушками, не занимающимися спортом. Для всех занимающихся фитнес-аэробикой девушек характерно снижение этого показателя с возрастом [3].
В тесной связи с мотвационно-потребностной сферой находятся эмоции. Они отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и её результату. По данным Борилкевича Е.В., средние значения личностной тревожности, характеризующей общий эмоциональный фон, для всех обследованных девушек оцениваются как высокие и с возрастом имеют тенденцию к дальнейшему увеличению. Тем не менее, у спортсменок и особенно лидеров, личная тревожность была менее выражена по сравнению с не спортсменками. В группе 16-18-летних эти различия были достоверны. Изучение агрессивности – способа реагирования на определённые ситуации, обнаружило следующие закономерности. Общая агрессивность с возрастом несколько увеличивается у всех обследованных девушек [3].
Наблюдается резкое увеличение агрессивности в возрасте 15-17 лет. Индекс агрессивности (явно выраженной агрессии), раздражительность (импульсивность) и общая агрессивность у спортсменок несколько выше по сравнению с девушками, не занимающимися спортом. Враждебность (скрытая агрессия) несколько ниже у девушек, занимающихся спортивной аэробикой. То есть, у спортсменок в целом агрессия появляется в более явно выраженной форме, тогда как не спортсменки склонны её скрывать.
Таким образом, психофизиологические особенности девушек, занимающихся спортивной аэробикой, характеризуются преобладанием лиц с чувствительным лабильным типом нервной системы, хорошей переключаемостью внимания и большим объёмом внимания на ранних этапах тренировки и более концентрированным вниманием на более поздних этапах спортивного совершенствования по сравнению с не спортсменками. Занятия спортивной аэробикой сопровождаются более симметричным развитием силы кистей рук и гибкости в тазобедренных суставах. Для спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой, особенно лидеров, характерна более низкая личностная тревожность и несколько повышенная агрессивность. Основным мотивом для большинства спортсменок является укрепление здоровья, что не характерно для спорта высших достижений. Однако желание выиграть и общая мотивация достижения успеха выше у спортсменок, и в большей степени лидеров по сравнению со сверстницами, не занимающимися спортом.
Заключение
Спортивная аэробика - это эмоциональный вид спорта. Спортивная борьба может быть сама по себе сильным мотивом для занятий спортом и спортивной аэробикой в частности. В условиях соревновательной деятельности качество выступлений может значительно изменяться в зависимости от эмоционального состояния спортсменов.
По мнению ряда исследователей, у спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой может наблюдаться некоторая относительная гиперандрогения, ассоциирующаяся не только с атлетическим телосложением, но и с более агрессивным поведением, стремлением к лидерству, независимостью и т.д..
Ряд исследований указывает на несколько сниженную личностную тревожность у спортсменов и лидеров в особенности, с этой точки зрения не может быть объяснена, так как известно, что и тренировочные занятия и, тем более, соревновательные выступления являются дополнительной стрессирующей нагрузкой на организм спортсмена. Менее высокая личностная тревожность спортсменов может объясняться самореализацией и востребованностью в спорте, отсутствием свободного времени для саморефлексии, наличием команды сверстников, оказывающих взаимную психологическую поддержку и тренера, который не только старается повысить спортивный результат спортсмена и заботится о его здоровье, но и содействует дальнейшей профессиональной ориентации.
Список литературы
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П.Шестакова. - М.:СпортАкадемПресс, 2002
2. Болдырева И.О. Очерки функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. – Новосибирск: НЕПУ, 2003. – 120 с.
3. Борилкевич В:Е. Сравнительная физиологическая характеристика спортивной аэробики У.В.Е. Борилкевич, Н;Н. Кузьмин, А.А. Єомкин // Теория и практика физ. культуры^ 1998;-№3.-G.44.
4. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.
5. Горбунов В .А.. Гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике. Методическая разработка для слушателей семинара тренеров по спортивной аэробике. Иркутский техникум физической культуры. – Иркутск, 1999. – 76 с.
6. Греченко Т.Н. Психофизиология. – М.: Гардарики, 2009. – 358 с.
7. Ендропов О.В. Психофизиологические особенности в реализации работоспособности человека в экстремальных условиях // Проблемы развития физической культуры и спорта в условиях Сибири и Крайнего Севера / Сборник научных статей. – Омск: СибГАФК, 1995. - С.124.
8. Ерогина М.А. Прогностическая значимость различных психофизиологических критериев отбора спортсменов прыгунов в воду // Физиология человека, 2003. – Т.29. – №3. – С. 104-109.
9. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 461 с.
10. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
11. Кадыров P.M. Аэробная работоспособность у лиц с сильной и слабой нервной системой. //Межвузовский сборник научных трудов. Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. -Л::ЛГПИ, 1987. – С.35.
12. Корягина Ю.В. Совершенствование механизмов восприятия времени и пространства у спортсменов с использованием обратной связи // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всероссийской конференции 8-9 апреля 2002года. - Омск: ИМББ СО РАМН, СибГАФК, 2002. – С. 58-61.
13. Пилюк Н.Н. Пути формирования структуры соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры, 1999. - №3. - С. 53-55.
14. Спортивная аэробика. Правила соревнований FIG (2005-2008г). Всероссийская федерация спортивной и оздоровительной аэробики. – М., 2004. – 203 с.
15. Спортивная аэробика. Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Министерство образования Российской Федерации. – М., 2010. – 60с.
16. Сурков Е.Н. Агрессивность // Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. Словарь-справочник. -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996