Психолого — педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях вариативности форм и технологий дошкольного образования


Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях вариативности форм и технологий дошкольного образования.Н. В.Буракова,п. Верхнекалиновский, Камызякский районАстраханской области,МБОУ «Верхнекалиновская СОШ»,воспитатель детского сада.Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в дошкольной среде. Целью психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе является обеспечение гармоничного развития ребёнка, а также организация индивидуально-ориентированной работы в группах, педагогическая работа по созданию детского коллектива и включение семьи в образовательно-воспитательный процесс. В свою очередь психолого-педагогическое сопровождение - это целостная системно - организованная деятельность, в процессе которой создаются условия успешного обучения и развития ребёнка в образовательной сфере. В соответствии с ФГТ психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться психологами дошкольного образовательного учреждения в сотрудничестве с педагогами и родителями. ФГТ - это федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступной, качественное образование. Основополагающий принцип ФГТ - принцип интеграции образовательных областей, которые являются разделами типовых и большинства вариативных программ. Общение педагога и детей играет немаловажную роль в психологическом климате группы. В свою очередь воспитатели и педагоги – психологи должны помогать родителям по всем вопросам развития ребёнка с целью успешного усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Для решения этой проблемы применяются различные формы и технологии работы с детьми, то есть вариативность образования. Вариативность образования — обучение по образовательным программам различного уровня (для талантливых и одаренных детей повышенный уровень, общеобразовательный уровень, коррекционной развивающий уровень для детей, испытывающих затруднения в обучении). Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России, а вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.Оснований составления перечня образовательных областей два: первое – деятельный подход, цель которого – развитие какой – либо детской деятельности;второе основание- выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого-педагогической работы. Определение перечня образовательных областей и основных задач психолого-педагогической работы направленно на получение каждым ребёнком равноценного дошкольного образования. Наше образовательное учреждение работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Ведущей целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности всестороннего развития психических и физических качеств соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Для достижения этих целей одно из важнейших направлений является вариативность использования образовательного материала, позволяющее развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.В своей работе я часто использую чтение психологических сказок: «Сказка о полосатом бегемотике», «Как оленёнок подружился с сестрёнкой», «Принцесса» и др. Это помогает детям в доступной форме понять, что хорошо, что плохо, учит воспринимать мир таким, какой он есть, что нужно ценить друзей и дружбу, уметь прощать, любить близких. Также часто с детьми слушаем релаксирующую музыку, звуки природы, в промежутках между образовательными деятельностями. Это помогает детям привести мысли и полученную информацию в порядок, успокаивает их, развивает воображение и фантазию. В своей группе мы сделали для своих деток «уголок уединения», который выполняет функцию места отдыха, места для самостоятельных игр и размышлений.Во время работы с детьми использую психорелаксирующие игры, пальчиковые аутотренинги: «Дерево», «Сосулька», «Утро настало, солнышко встало…» и прочее.С родителями проводятся индивидуальные беседы и собрания на темы: «Как вести себя с гиперактивными детьми», «Чем занять ребёнка дома», « Дидактические игры в саду и дома», консультации для родителей, цель которых наладить взаимоотношения взрослых и детей, помочь родителям справиться с некоторыми недостатками характера ребёнка «Что делать, если ребёнок упрямится?», « Как преодолеть капризы?» и т.д.В родительском уголке оформлены бюллетени: « Отец в семье», «Родительские заповеди», ведь взаимоотношения взрослых и детей играют огромную роль в психофизическом развитии и социализации малышей.Структура ФГТ позволяет нам, даже при реализации парциальных программ не забывать осуществлять все области основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Считаю, что интеграции и содержанию психолого-педагогической работы нужно уделять особое внимание в реализации всех образовательных областей. Это позволит нам, педагогам, сохранить как психическое, так и во многом физическое здоровье детей.Литература.1.О.Скоролупова, Н.Федина. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. / Дошкольное воспитание 2010г. №7/. С. 4 – 10.2. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.3. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, - М.: Мозаика – Синтез, 2012. С.5.