Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальной программы реабилитации обучающегося специального (коррекционного) класса 8 вида

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Яковская основная школа



Проверено Утверждаю
Заместитель директора Директор школы
____________ _____________
Грошева Т.А. Кузьмина Л.Н.




Адаптированная образовательная программа с учетом индивидуальной программы реабилитации Иванова Ивана
обучающегося специального (коррекционного) класса 8 вида
на 2015-2016 год обучения




Ответственная за реализацию программы
педагог-психолог: Коткова Е.М.



2015 год.
Сведения о ребенке
Возраст – 15 лет,
Класс – 9 специальный (коррекционный) класс,
Семья – многодетная, малообеспеченная, опекаемая.
Ожидания родителей: повысить: уровень успеваемости; речевой активности; познавательной активности; снизить уровень агрессивности.
В начале года была проведена входная диагностика, которая включила в себя следующие методики: Тест Векслера (субтест 11. Шифровка (В)); «Запомни и расставь точки»; «10 слов»; «Простые невербальные аналогии»; «Таблицы Шульте», «тест Филлипса»; «Что лишнее», «Тест на самооценку», «Тест на структуру учебной мотивации»; методика «Кактус»; Опросник Басса-Дарки.
Результат проведенных диагностик:
эмоциональная неустойчивость при наличии видимых причин; волевые качества сформированы, но эпизодически, контроль над собственными действиями ослаблен; упрямство и негативизм проявляются часто, однако поддаются коррекции со стороны знакомых людей; дисциплина зависит от фона настроения; при сниженном настроении бывает проявление вербальной агрессии без применения физической силы; высокая степень уверенности в себе и правильности своих поступков; самооценка адекватная; снижены объем, концентрация и переключаемость внимания; снижено развитие памяти; мотивация снижена, отношение к учебе носит формальный характер; незначительно снижено развитие речи и мышления; иногда проявляются упрямство и негативизм; контактен со взрослыми, однако сам инициативы не проявляет.




Педагог-психолог Коткова Е.М.
Актуальность программы

В настоящее время в отечественной системе образования проблеме воспитания и обучения школьников с задержкой развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. В школьном возрасте в условиях возрастающих нагрузок и требований к ребёнку данные проблемы начинают беспокоить и педагогов и родителей. В результате появляются различные трудности в обучении, поэтому так важна своевременная помощь ребенку.
Ведущей в школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Именно в рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Приобретая в процессе деятельности определённый опыт и качества, ребёнок начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к её осуществлению. Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нём наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей. Таким образом, проходит процесс саморазвития, самовоспитания.
Взаимодействие учителя с ребёнком, его педагогическая организация – это внешняя часть педагогического процесса.
Вторая, внутренняя часть процесса это уже психическая деятельность ребёнка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определённую переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества.
Своевременная организация коррекционного воздействия на этой основе станет центральным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребёнка.

Общая характеристика
детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Дети VIII вида – это дети с комплексными нарушениями психофизического развития (дети с умственной отсталостью).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.

Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на 1 год.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения и психологического обследования.
Программа составлена с учетом изучения интересов обучающихся за 2014-2015 учебного года и индивидуальных и психолого-возрастных особенностей обучающихся.

ЦЕЛЬ: Способствовать психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями, их психолого-педагогическая реабилитация с учётом основных особенностей, коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

ЗАДАЧИ:
1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными особенностями, определять уровень ближайшего развития ребёнка.
2. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.
3. Проводить игровые, тренинговые коррекционно-развивающие занятия.
4. Поддерживать связь с родителями учащихся, налаживать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Организовать индивидуальные коррекционные занятия с учащимися школы.


Планируемый результат деятельности по программе:
Формирование и развитие психических процессов.
Стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Формирование адекватного и доброжелательного взаимодействия у учащихся
Коррекция возникающих проблем.
Сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации.
Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Разрешение проблемной ситуации.

Цель занятий - научить детей заглянуть внутрь себя, повысить свою учебную мотивацию, задуматься о своих эмоциях, своей жизни, своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявить себя в творчестве. Все уроки начинаются с игровой деятельности, дальше идет беседа и диагностирование.













Содержание программы
Дата
Т е м а з а н я т и я:
Кол-во часов:


Воспитание человечности
1


Я – это я
1


Помогаем другим
1


Хорошее воспитание
1


Мое настроение
1


Моя семья
1


Сквернословие
1


Золотое правило жизни
1


Чувства
1


Стресс
1


Как стать счастливым
1


Мудрая старость
1


Школьная тревожность
1


Снятие тревожности
1


Учимся прекрасному
1


Мир красоты
1


Приветливые слова
1


Я могу все сам
1


Конфликт
1


Мужественный поступок
1


Ценности жизни
1


Учимся видеть хорошее
1


Хочу дружить
1


Кто достоин уважения
1


Мой выбор
1


Жестокость
1


Умение не завидовать
1


Как стать лучше
1


Лживость
1


Умение прощать
1


Разговор о совести
1


Быть ответственным
1


Мне легко
1


Жизненные перспективы
1

Всего: 34 часа





















Психологическое консультирование
Психологическое консультирование ведется как в групповой, так и в индивидуальной форме по мере поступления, по результатам проведенной психодиагностики и наблюдения.

Срок
Содержание
Участники
Форма и методы проведения


В течении учебного года (по запросу участников учебного процесса)
Оказание помощи в проблемных ситуациях.
Консультирование родителей, учителей, учащихся по запросу.
Индивидуальное консультирование


Профилактика школьной дезадаптации и школьного невроза.
Информирование об уровне готовности к обучению в школе, выработка рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка
Консультации учителей, родителей по школьной адаптации

Родительское собрание
Педсовет



Выработка рекомендаций по решению выявленных проблем. Дать рекомендации по взаимодействию.
Консультации педагогов
Индивидуальное консультирование


Консультация по обеспечению комфортности психологического климата в классе, оказании помощи в установлении межличностных отношений для «непринятых» школьников.
Консультации по запросу педагогов, родителей и учащихся
Классный час.
Беседы


Дать рекомендации по оказанию поддержки в кризисный период.
По запросу
Индивидуальноеконсультирование

Планируемый результат
- Коррекция возникающих проблем.
- Сохранение психического здоровья учащихся, формирование школьной учебной мотивации.
- Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Разрешение проблемной ситуации.
- Преодоление кризисной ситуации.
Ориентировочная карта схема психологической характеристики личности школьника.

Карта схема составлена так, чтобы предоставить педагогу возможность дать достаточно полную психологическую характеристику личности школьника с минимальной затратой времени.
Задача данной карты помочь наиболее точно и наглядно представить себе наглядные особенности ученика, чтобы выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Заполнение данной карты-схемы строится по принципу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества.
Раздел I. Общие сведения о ребенке.
1.Анкетные данные
1. Фамилия, имя ____Иванов Иван_________________________________
2.Дата рождения _____01.01.2001__________________________________
3.Школа, класс МБОУ Яковская СОШ, ___9_ СКК класс

2.Сведения о состоянии здоровья
1.Часто ли болеет (часто, средне, редко)
2. Хронические заболевания (какие)
3. Особенности функционирования нервной системы:
-быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
-быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
-преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

3.Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

4. Внешкольные занятия (систематические)
1. Социально полезным (не оплачиваем) трудом (каким)
2. Художественной самодеятельностью (какой)
3. В кружках, клубах, бригадах (каких)
4. Спортом (каким)
5. Организационной работой (какой)

Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
А. Направленность интересов
1.На учебную деятельность
2.На предпринимательскую деятельность
3. На художественно-эстетическую деятельность
4. На достижения в спорте туризме
5. На отношения между людьми

Б. Отношение к делу
1. Общественная активность
1. Активно участвует во всех социальных делах, не считаясь с собственным временем
2. Принимает активное участие в социально важных делах, но старается не тратить своего свободного времени.
3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4. Редко принимает участие в социальных делах
5. Отказывается участвовать в общественных делах.
2.Трудолюбие (трудолюбив; не трудолюбив)
3. Ответственность.
1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3. Не выполняет порученное ему дело.
4. Инициативность. (проявляет инициативу, не проявляет инициативу)
5. Организованность
1. Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.
2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
3. Умеет правильно распределить и правильно выполнить свою работу только если за каждый ее этап надо отчитываться.
4. Чаще не умеет распределить свою работу во времени.
5.Не умеет распределить свою работу во времени.
6. Любознательность. (любознательный; не любознательный)
7. Аккуратность.
1.Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в порядок.
2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи

В. Отношение к людям. (Гуманизм, честность, правдивость, справедливость, бескорыстность, отзывчивость, вежливость, тактичность)
8. Общительность.
1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
2. Как правило, с удовольствием общается с людьми.
3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
5. Замкнут, не общителен.
9. Чувство товарищества
1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
2.Как правило помогает товарищам.
3. Помогает товарищам, когда его просят.
4. Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.
5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудную минуту жизни.
Г. Отношение к себе. (скромность, уверенность в себе, самокритичность)
10. Умение рассчитывать свои силы
1. Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела по плечу.
2. Как правило, верно измеряет свои силы и трудности задания.
3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо измеряет свои силы и трудности порученного дела.
4. В большинстве случаев не умеет измерять свои силы и трудности дела.
5. Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания, дела
11. Стремление к успеху, первенству.
1. Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
2. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой – либо одной области.
3. Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться успеха.
4. Очень редко стремится к успеху в какой – либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
5. Никогда не стремится в чем – либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
12. Самоконтроль
1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на везение.
4. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете на везение.
Д. Волевые качества личности (смелость, решительность, настойчивость, самообладание)
Е. Положение ребенка в детской группе, коллективе
13. Авторитет в классе.
1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением.
2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
3. Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-либо группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т. п.)
4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.
5. В классе авторитетом не пользуется.
14. Симпатии
1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
3. Пользуется симпатией только у части однокласников.
4. Пользуется симпатией только у отдельных учащихся.
5. В классе его не любят.
15. Авторитет во внешкольных объединениях

Раздел III. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЭМОЦИЙ
Внимание
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.
Достаточно внимательно слушает объяснения учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки по невнимательности.
Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
Память
При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко.
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
При заучивании долго разбирается в материале, многократно повторяя его логическую структуру. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
Для запоминания материала многократно механически повторяет его без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
Мышление
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
Удовлетворительно понимает материал, после объяснений учителя решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
В числе последних улавливает суть объяснений учителя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.
Понимает материал только после дополнительной занятий, крайне медленно решает задачи. При решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность
Общий эмоциональный тонус.
Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность.
Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
Эмоционально уравновешен.
Повышена эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.






















ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНИКА
 №
Параметры характеристики школьника
2015-2016 уч. год



Начало учебного года
Конец учебного года

1.
Особенности учебной деятельности 1. Последовательно выполняет поставленную задачу
 
 

 
2. Понимает требования учителя и старается их выполнять
 
 

 
3.При возникновении учебных трудностей на уроке прилагает усилия для их преодоления
 
 

 
4. На уроке самостоятельно способен показать имеющиеся знания
 
 

 
5. Способен отделять существенные свойства предмета от несущественных
 
 

 
6. Может рассказать о событиях своей жизни
 
 

 
7. Ориентируется в понятиях времени
 
 

 
8. Понимает и выполняет указания учителя на уроке
 
 

 
9. Может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал
 
 

 
10. Может пересказывать содержание текста или рассказа учителя своими словами
 
 

 
11. Имеет достаточный словарный запас
 
 

 
12. Пишет разборчиво, выполняет основные требования к письму
 
 

 
13. Способен рисовать мелкие детали, точно обводить контур
 
 

 
14. Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего урока
 
 

 
15. Способен работать в одном темпе со всем классом
 
 

2.
Особенности поведения и общения: 1. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий
 
 

 
2. Не провоцирует конфликты со сверстниками, не бьёт первым
 
 

 
3. Имеет постоянных приятелей в классе
 
 

 
4. Может обратиться с просьбой к учителю
 
 

 
5. Уважительно относится к учителю, соблюдает дистанцию в общении
 
 

 
6. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять
 
 

 
7. Поддерживает опрятный вид в течение дня
 
 

 
8. Не списывает у других, старается работать самостоятельно
 
 

 
9. Соблюдает принятые правила поведения и общения
 
 

 
10. При ответе у доски контролирует движения тела
 
 

 
11. Достаточно активен на уроках, стремится показать свои знания
 
 

 
12. Самостоятельно может добраться до школы
 
 

 
13. Умеет себя вести в школьной столовой
 
 

 
14. Способен справляться с дежурством по классу
 
 

3.
Отношение к учебной деятельности: 1. Пропускает занятия
 
 

 
2. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке
 
 

 
3. Имеет все необходимые школьные принадлежности
 
 

 
4. Усваивает школьную программу
 
 

 
Направленность познавательных интересов (напротив нужного поставить +):


Гуманитарный цикл




Математический цикл




Технологический цикл




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ПО 5 БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ:
5 баллов – всегда
4 балла – часто
3 балла – иногда
2 балла – редко
0 баллов – никогда


Педагог-психолог: ______________________/_______________________________
ПРОГРММА РАЗВИТИЯ ученика СКК VIII вида

Уровень развития ребенка:

Физическое развитие ____________________________________________

Психомоторное развитие: ______________________________________

Сенсорное развитие: ___________________________________________

Речевое развитие: _____________________________________________

Развитие познавательных психических процессов:
Внимание _____________________________________________________

Память _____________________________________________________

Мышление _____________________________________________________

Сформированность школьных умений и навыков

Математика

Письмо

Чтение
Педагогическая реабилитация 2015-2016 уч. год.

Направленность личности

сентябрь
май

Стремление к ЗОЖ




2. Проф. Направленность




3. Цели и ценностные ориентиры.




Психологическая направленность



1. Состояние познавательных процессов




2. Готовность к самозащите




3. Сформированность коммуникативных навыков




Уровень социализации



Социальная адаптация




Социальная автономность




Социальная активность




Уровень воспитанности







Высокая

Средняя

Низкая



Динамика развития психомоторики и сенсорных процессов 2015-2016 уч. год

Сенсорные процессы и процессы развития познавательной и эмоциональной сфер


Начало года


Конец года

Ручная моторика





Оценка тонкой моторики рук





Координация движения обеих рук





Оценка тонкой моторики пальцев





ОБЩАЯ МОТОРИКА





Оценка статического равновесия





Оценка динамического равновесия




Зрительное и слуховое восприятие



Внимание





Объем внимания





Память








Результат психологической диагностики
за I полугодие 2015 – 2016 года:
В конце первого полугодия была проведена промежуточная диагностика, которая включила в себя следующие методики: «Кодирование»; «Запомни и расставь точки»; «10 слов»; «Таблицы», «тест Филлипса», «Матрицы Равена»; «Что лишнее», «Тест на самооценку», «Тест на структуру учебной мотивации».
Результат проведенной диагностики: Увеличился объем внимания, памяти, мышления; появилось желание учиться; стал более связно выражать свои мысли, и более полно отвечать на вопросы, увеличилась волевая регуляция, уменьшились проявления негативизма, улучшилось настроение; упрямство и негативизм проявляются реже, стал контролировать свое настроение; дисциплинарные рамки выдерживает; начал активнее общается со взрослыми и сверстниками.
Рекомендации:
- Родителям: Обсуждайте с ним его проблемы, будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения. Будьте последовательны в наказаниях ребенка, наказывайте за конкретные поступки, наказания не должны унижать ребенка. Обучите ребенка приемлемым способам выражения гнева. Формируйте у него способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Расширяйте у него поведенческий репертуар. Отрабатывайте новые реакции в конфликтных ситуациях.
- Учителям: расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле. Чаще организовывайте и привлекайте ребенка в парную или групповую работу в классе. Игнорируйте проявления агрессии, не фиксируйте ни них внимание окружающих. Задействуйте его какой-либо несложной деятельностью на уроке.



Педагог-психолог Коткова Е.М.
ВЫСОКИЙ полное усвоение и полная самостоятельность изложения и применения, полная осознанность.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО усвоение в целом с упущением отдельных важных деталей, потребности в направляющем руководстве педагога в процессе применения осознанность в целом.

СРЕДНИЙ частичное (50 % от общего объема) усвоение материала, частичная осознанность со стремлением максимально точно воспроизвести информацию.

НИЖЕ СРЕДНЕГО фрагментарное усвоение, выполнение заданий лишь при условии совместной деятельности со взрослыми, низкая осознанность, проявляющаяся в неумении объяснить, привести примеры.

НИЗКИЙ полное неусвоение, малая эффективность помощи педагога, отсутствие осознанности.

15