Урок обществознания 11 класс «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи».

Урок обществознания 11 класс (январь 2013)
Автор-составитель: Ильина Н.В.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, экран.
Компьютерная презентация по теме урока.
Учебник “Обществознание”, для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2009, стр. 193 – 202.
Раздаточный материал для повторения пройденного материала.
Конституция РФ.
Семейный кодекс РФ.
Тест
Ход урока.
Организационный момент – 2 минуты.

Напоминание пройденной темы, повторение – 15 минут.
- Какую тему мы с вами рассматривали на прошлом уроке? (политическая элита и политическое лидерство)
Давайте вспомним о чем мы говорили:
- Сейчас к этому столу подойдут двое желающих, перед одним смысловой ряд который отражает Современные концепции лидерства
Необходимо к теориям подобрать правильное определение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- И второй, должен будет представить схему «Типология политических элит» ("элита крови", или аристократия (как правило в традиционных политических системах), элита богатства, или плутократия (в индустриальном обществе в условиях господства финансового капитала), элита знаний и компетентности, или меритократия (в постиндустриальном, информационном обществе).


- Пока они выполняют эту работу мы займемся другой. Перед вами листы с определениями и высказываниями, прочитайте их и вспомните что они означают и кто автор высказываний: 5 минут:
1) Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе.
2) Элита (от фр. «лучший, отборный») – группа людей, занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая влиянием и престижем.
3) Кому принадлежат эти слова: «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для  осуществления идей требуются люди, которые должны  употребить практическую силу».   К. Маркс (18181883), немецкий мыслитель 
4) «Лидер действует открыто, босс за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет».   Т. Рузвельт (18581919), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] США 
5) У вас на партах и на экране показаны статистические данные. Прочитайте их и ответьте на вопросы – 5 минут (Слайд 1)
В 1996 г. было выявлено мнение населения о факторах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошенных назвали «ум, интеллект, знания», 48 % указали «конструктивность его программы выхода России из кризиса», 45 % «профессионализм», 38 % «волю, целеустремленность», 38 % «поддержку простыми людьми», 16%о «поддержку СМИ», 20% «поддержку финансовыми структурами».
В какой последовательности расположили бы перечисленные факторы лично вы? Какими качествами должен обладать политический лидер? (закрыть экран)
6) А теперь проверим, как поработали ваши товарищи! – 5 минуты.
3. Спасибо за работу. И прежде чем мы перейдем к изучению новой темы небольшая физкультминутка. – 2 минуты
сидя за партой. 1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза. 2. Движения глазными яблоками. - глаза вправо - вверх. - глаза влево - вверх. - глаза вправо - вниз, - глаза влево - вниз. Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.
3. Изучение нового материала – 45 минут.
Образовательные цели: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях развития семьи в современной России. Определить факторы, влияющие на общие демографические процессы. Раскрыть специфику неполных семей. Привлечь внимание учащихся к проблеме Депопуляции.
Развивающие цели: способствовать развитию умения учащихся анализировать, систематизировать изученный материал, формулировать собственные выводы.
Воспитательные цели: содействовать гражданскому и нравственному воспитанию учащихся. Продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.
3.1. Актуализация темы.
(песенка «У меня сестренки нет») (СЛАЙД 2)Песня «У меня сестренки нет» была написана в начале 80 – х гг. прошлого века, она красноречиво отражает новую тенденцию того времени в нашей стране – нежелание семей иметь более одного ребенка. И, тем не менее, многие граждане нашей страны признаются, что обязаны своим появлением на свет именно этой песне. Демографическая ситуация, или состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны, так как очевидны ее неизбежные негативные последствия. Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3 – 4 детей. Разница между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью позволяет характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением. Именно поэтому в последние годы в нашем обществе идет целенаправленная пропаганда увеличения рождаемости.
На сегодняшний день наметилась тенденция на увеличение рождаемости в России и по статистическим данным процент рождаемости превысил процент смертности.
По состоянию на 1 января 2012 года в Камчатском крае проживает около 46,0 тыс. семей, в которых воспитывается более 66,0 тыс. детей, из которых 18,0 тыс. проживают в малообеспеченных семьях. Среди малоимущих значительная часть - неполные и многодетные семьи.
С уверенностью можно констатировать факт уменьшения случаев рождения детей несовершеннолетними мамами. В 2011 году доля родившихся младенцев у матерей этой возрастной группы в общем числе составила 1,3 % (в 2010-1,4 %, в 2009-1,8 %).
Остается весомым уровень внебрачной рождаемости. В 2011 году в Камчатском крае в статусе внебрачных детей родилось 1228 малышей (в 2010 - 1258, в 2009 - 1357).
В 2011 году в Камчатском крае зарегистрировано 3459 брачных союзов (в 2010 - 3329, в 2009 - 3448).
За прошлый год 2228 семейных пар расторгли брак (в 2010 - 2245, в 2009 - 2428). На 1000 браков пришлось 664 развода. После развода в 150 неполных семьях на воспитании остались по одному ребенку, в 30 неполных семьях с двумя и более детьми осталось 64 ребенка.

3.2. Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня?
Абсолютно правильно!
(СЛАЙД 3) Тема изучения нового материала: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Запишите в тетради.
(СЛАЙД 4) Как бы вы сформулировали цель: рассмотреть демографические проблемы в современной России и изучить проблемы современной семьи в России.

(СЛАЙД 5) Именно поэтому можно выделить и определенные задачи при изучении новой темы:
Проанализировать демографическую ситуацию в современной России на основе имеющихся статистических данных.
Проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития
Определить, как Правительство РФ решает демографические проблемы.

И прежде чем мы начнем обсуждать тему, давайте выберем «аналитиков», которые в конце урока сделают вывод по изученной теме.

3.3. Демографическая ситуация и демография.
Учитель + работа учащихся.
(СЛАЙД 6) Самые популярные СМИ бьют тревогу из-за кризиса семьи и семейных ценностей. Выходит огромное количество различных передач, пишется масса статей о количестве населения РФ, о высокой смертности, низкой рождаемости, о детях-сиротах. Всё это не случайно
Сушествует определенный прогноз на 2050 год: (СЛАЙД 7)
- Уменьшится население 53 стран (30 из них являются наиболее развитыми): Японии – на 14%, Италии – на 22%, России и некоторых стран Восточной Еропы – на 30-50%.
- Население 8 стран прирастет на половину: Индия, Пакистан, Нигерия, США,Китай, Бангладеш, Эфиопия и Конго.
- Средняя продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 74 лет: в развитых странах с 76 до 82 лет, в менее развитых странах с 62 до73, в наименее развитыхстранах с 50 до 66 лет»
Вопрос 1. Известный ученый Т. Мальтус утверждал, что перенаселение не только беда человечества, но определеное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудится за невысокую плату.
А как вы думаете, рост населения планеты - это хорошо или плохо?
(закрыть проектор)

По прогнозам в России численность населения к 2050 году будет сокращаться.
Вопрос 2. В чем возможные причины такой демографической ситуации в России?

(СЛАЙД 8) Действительно в истории России неоднократно менялась демографическая ситуация. Обратите внимание на представленную таблицу. Вероятно, основными причинами были политические и экономические изменения. Можно назвать исторические события, повлиявшие на снижение рождаемости – это снижение рождаемости в годы Первой мировой войны; коллективизация, голод 1933 г. Мы считаем, что возможной причиной сегодняшнего уменьшения численности населения России являются политические события 1990-х. После «перестройки» стали жить хуже, с этим связаны не только рост смертности, но и снижение рождаемости. Хотя еще раз хочется отметить то, что на современном этапе положение начинает меняться, так как уровень рождаемости систематически возрастает. Как вы думаете с чем это связано на ваш взгляд?

Учитель: мы уже не один раз повторяли такой термин как демография. И прежде чем мы будем дальше разбираться в теме я хотела бы остановиться именно на этом. (СЛАЙД 9) Демография это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
(СЛАЙД 10) По данным Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения, население Земли 31 октября 2011года достигло 7 миллиардов человек. "Юбилейным" новорожденным стал россиянин – Петр Николаев весом 3,6 кг и ростом 50 см, родившийся в 00:02 в городе Калининграде.
А теперь подумайте и скажите, какое определение можно дать, говоря Демографический кризис (депопуляция), Демографический «взрыв»? (ответы учащихся + (после ответов учащихся СЛАЙД 11)
Одна из причин демографического кризиса – это высокая смертность. Почему же это происходит? (Презентация ученика «Проблемы высокой смертности в России»).
(закрыть экран) Обсуждение. Вопросы учащимся: 1. На ваш взгляд, какие из причин смертности в России можно существенно снизить уже в ближайшем будущем? 3. Если бы вы были на месте парламентариев, какие бы законы вы приняли для того, чтобы снизить уровень смертности в нашей стране?
Конечно же это не единственная причина! Ученые выделяют еще ряд причин неблагоприятной демографической ситуации. (СЛАЙД 12)
Последствия депопуляции:
1. Сокращение трудового потенциала.
2. Старение населения вызывает увеличение капиталовложений в социальное обеспечение и медицинское обслуживание.
3. Инфантилизация молодежи – чрезмерная опека в малодетных семьях приводит к росту несамостоятельной молодежи.
4. Нарастает разрыв между поколениями – отсутствие взаимопомощи, обострение проблемы одиночества.
Другая сторона демографической ситуации это демографический взрыв. Одна из причин демографического взрыва – это высокая рождаемость (презентация ученика «Рождаемость и проблемы ее повышения»)
(закрыть экран) Обсуждение. Вопросы учащимся: Почему в нашей стране «не принято» рожать много детей?

И вновь у нас небольшая физкультминутка – 2 минуты.
На этот раз мы проверим ваше логическое мышление. Отложите ручки и слушайте пары слов.
А теперь я повторяю первый ряд а вы записывайте запомнившиеся слова второго ряда.
Пары слов с логической связью:
замок .. ключ
корова .. молоко
щетка .. зубы
снег . зима
перо .. бумага
голова .. волосы
книга .. учитель
яблоко .. компот
кукла .. играть
дерево .. лист
очки . глаза
солнце .. лето
машина .. ехать
кофе .. чашка
уроки .. школа

Нормальная память от 5 до 9 единиц. А сколько пар вы запомнили?

3.4. Семья и проблема неполной семьи.

А теперь продолжаем. (СЛАЙД 13) посмотрите на экран. Здесь записаны несколько определений одного и того же понятия. Прочитайте их и ответьте о чем идет речь? (закрыть экран)

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Скажите пожалуйста, в какие документы регулируют семейные отношения? (КРФ, Семейный кодекс РФ принят 8 декабря 1995 г.) Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
(схема на доске) Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
-кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная моногамная семья (единобрачие)

Парная демократическая (партнерская) эгалитарные
Патриархальная традиционная

равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи). Такие семьи еще называют двухкарьерными.
главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж – добытчик и кормилец, жена – домохозяйка и воспитатель детей). Такие семьи еще называют однокарьерными.



Современная семья. (СЛАЙД 14)
Семья в настоящее время является важнейшим социальным институтом. (СЛАЙД 15) Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
«Мозговой штурм»: Посовещавшись, попробуйте определить основные функции семьи.
Ученики определяют функции семьи, озвучивают их.
Запись на доске в виде схемы:

- Репродуктивная - Социализация молодого поколения

-Воспроизводство СЕМЬЯ - Первичный социальный
рабочей силы контроль

Поддержка несовершенно- - Предоставление определенного
летних и нетрудоспособных социального статуса

Обратите внимание на таблицу и скажите какой функции, что соответствует? (СЛАЙД 16)
Функция
Содержание

1. Репродуктивная
В. воспроизводство населения, продолжение рода


2. Социализации
Д. Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

3. Экономическая
Б. Совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

4.Социально-статусная
А.Передача детям определенного социального положения, передача знаний, опыта, норм, ценностей

5. Эмоциональная
Г. Психологическая поддержка членов семьи обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки

(закрыть экран)

По мнению социологов, модель типичной семьи в современном обществе – это семья полная, нуклеарная (от латинского ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми и находящимися в зарегистрированном браке, работающих в семье двое.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи. Переживает ли современная семья кризис?
(Ролевая сценка – Скажите пожалуйста, к чему может привести такая ситуация? – развод, неполная семья)
Конечно же это не единственная причина того, почему появляются неполные семьи. Существует несколько типов неполных семей (СЛАЙД 17).
(закрыть экран)

Откройте учебник стр. 196 третий абзац и постарайтесь определить возможные проблемы неполной семьи.
Проблемы неполной семьи (на доске)
- Социальные (отсутствие положительного примера для подражания и выполнения роли семьянина)
- Материальное обеспечение
- дифицит полноценных семейных отношений
- Здоровье
- Психологические и педагогические (психологическая защищенность)
- Воспитание (полноценное общение, совместный досуг)
(СЛАЙД 18)
Среди причин, способствующих увеличению неполных семей, демографы называют: неподготовленность молодежи к браку; распространение добрачных связей; изменение моральных норм во взаимоотношениях полов; утрата семьей своей производственной функции; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания одного из партнёров; изменение традиционных семейных ролей мужчины и женщины.

На ваш взгляд, что необходимо сделать для того, чтобы усилить среди молодежи стремление к созданию зарегистрированных семейных отношений? Для вас, что важно в семейных отношениях?
3.4. Перепись населения.
(СЛАЙД 19) Одним из источников формирования знаний о демографической ситуации в стране является перепись населения. Перепись – это “моментальный снимок” всего населения страны, в определенный момент времени.
(СЛАЙД 20) Первая Всероссийская Перепись населения была проведена в 1897 г., её инициатором стал П.П.Семёнов-Тян-Шанский, русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель.
Всероссийская перепись (14-25 октября 2010 г.) населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории России в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем (СЛАЙД 21) Итоги этой переписи вы видите на экране.
(СЛАЙД 22) Есть ли выход из сложившейся в нашей стране демографической ситуации? На этот вопрос очень сложно ответить. Но госудорство систематически и целенаправленно осуществляет демографическую политику в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Мы уже затрагивали этот вопрос, когда говорили о проблемах высокой смертности и проблеме увеличения рождаемости. Давайте еще раз вспомним, какую же политику проводит наше провительство в этих вопросах («Материский каитал», политика по поддержке молодой семьи, увеличение детских пособий, возможность брать больничные по уходу за ребенком любому родственнику). Какие же еще меры предпринимаются государством?
Давайте откроем учебник на на стр. 200. После параграфа 17 приведен документ – отрывок из Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. Концепция была одобрена Правительством РФ в сентябре 2001 года. Цель Концепции – показать задачи для достижения положительной динамики демографического развития. Определите, в каких областях они решаются правительством?
Первая группа – задача в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни.
Вторая группа – задача в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
Третья группа – задача в области миграции и расселения.
4. Общий вывод по теме (3 минуты)
Мы подошли к концу. И хотелось бы сейчас услышать наших аналитиков, которые внимательно слушали все и сейчас постараются сделать общий вывод.
Таким образом, ситуацию, (СЛАЙД 23) которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию – сниженное воспроизводство и сокращение численности населения. Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, падения экономической активности населения, его старения
5. Домашнее задание: (СЛАЙД 24) параграф 17. В качестве творческого задания учащимся предлагается раскрыть смысл высказывания немецкого философа Артура Шопенгауэра: “Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности” (2 минуты)
6. Итог урока. (СЛАЙД 25) И закончить урок я хотела бы словами замечательного английского писателя Джон Голсуорси «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет». Думайте о своем будующем уже сейчас. Вам строить свою жизнь, вам жениться (выходить замуж), ростить детей, от вас во многом зависит будущее нашей планеты.
7. А сейчас посмотрим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке и выполним небольшой тест. Работаем на листах, которые перед вами, подписываем. Время выполнения – 5 минут.
Обменялись работами, проверяем. 8-10 баллов – «5»
5-7 баллов – «4»
3-4 балла – «3»
7. А теперь попробуем оценить наш сегодняшний урок (4 минуты).
- Что на ваш взгляд получилось, а что нет?
8. Оценка работы учащихся на уроке. (5 минут).











13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15