Публикация Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

СТАТЬЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ ЦПМСС «ЛИЧНОСТЬ» КУЗЬМЕНКО ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ.
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих школу, увеличивается, перед всеми специалистами встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми и их семьями.
Работе с родителями детей с ОВЗ я уделяю достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но практика свидетельствует о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
При работе в школе, мною (педагогом-психологом), были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ОВЗ:
1. Умышленное ограничение в общении. Родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека и симбиоз. Часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В итоге дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, либо инфантильны, часто манипулируют взрослыми, требуют повышенного внимания. Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»), которая проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.
4. Эмоциональное отвержение. Воспитание посредством нарочитого лишения любви, либо посредством вызова чувства вины.
5. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, была определена общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение психологической и социальной компетенции родителей, помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, проходит поэтапно.
Первичная диагностика ребёнка и его семьи.
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи учитываю качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.
Форма работы с семьей определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая работа.
А формы работы с ребенком вариативны и включают в себя: первичную и повторные консультации, диагностику, групповые и индивидуальные формы коррекционной работы. После первичной диагностики ребенка на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ.
Индивидуальная консультация. Первое знакомство с родителями.
Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, определяются степенью их готовности к сотрудничеству и наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации.
Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование.
Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.
Психолого-педагогическое сопровождение наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса).
Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи прошу открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Важно помочь найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, это снизит чувство тревоги.
Неэффективность лечения «особого» ребенка порождает у родителей чувство разочарования (2 фаза семейного кризиса). Успешность принятия членами семьи их образа жизни определяется степенью дифференцирования их «я» от других. Как психолог я предлагаю каждому определить, какое влияние лично на него оказывает диагноз о неизлечимости ребенка. В случае необходимости помогаю членам семьи освоить новые роли и взять на себя новые обязанности для улучшения функционирования семьи. На этом этапе можно помочь родственникам примириться со сниженными возможностями ребенка, поможет выявить причины своего гнева и беспомощности.
Индивидуальные встречи с членами семей, воспитывающих детей с ОВЗ, позволили выделить отличительные черты родителей: ранимость, чувство изолированности, обособленность от жизни. Мамы говорили о том; что чувствуют себя «изгоями» общества, что некоторые люди относятся к ним и к их детям подозрительно, стараются держаться подальше. В силу состояния здоровья, психика родителей в течение длительного времени (а именно, с момента рождения больного ребенка) подвергалась постоянному психогенному воздействию.
Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей.
Работу строю по следующим направлениям:
1. Проведение психологического диагностирования всей семьи.
2. Разработка основных направлений работы.
3. Использование психокоррекционных приемов, направленных на оказание помощи.
Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализирую личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяю уровень тревожности.
Примерный инструментарий для диагностирования семьи:
-наблюдение,
-беседы-интервью,
- проективные методики: «Кинетический рисунок семьи» Бернса-Кауфмана и др.
-личностные тесты (16-факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера)
Основные задачи психокоррекционной работы:
1) помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть;
2) раскрыть собственные творческие возможности;
3) изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
4) вооружить родителей различными способами коммуникации;
5) научить конструктивно помогать и поддерживать друг друга;
6) помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе;
7) помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
8) снятие тревоги и страха отвержения;
9) формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
10) помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
Психокоррекционная работа всегда осуществляется на нескольких уровнях:
- Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;
- Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;
- Поведенческом – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
С родителями с высоким уровнем мотивации продуктивно работать в группе.
Групповая работа.
Выбор групповых форм работы определяется степенью готовности к сотрудничеству.
Программа групповой работы включает различные приемы практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.
Групповая работа проходит несколько этапов.
Начиная работу с родителями, посещающих группу, я столкнулась с рядом проблем:
- маленький списочный состав группы (5 человек). Родители, в силу сложившихся обстоятельств («особое» состояние детей, занятость родителей), сомневаются в том, что смогут регулярно посещать группу встреч и поддержки;
- специфика школы, в которой «все знают обо всем. Эффективней проводить группу на нейтральной территории;
- замкнутость родителей, их изолированность от общества.
Поэтому, приступая к работе, особое внимание уделяю формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе встреч и поддержки. Работа находится на стадии осознания родителями необходимости совместной работы, на снижение тревоги и формирование необходимости получения новой информации.
Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная моя задача – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему «особого» ребенка, а все участники группы имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, найти выход из любой сложной ситуации и осваивают навыки конструктивного общения.
Дополнительные формы работы с родителями,
воспитывающими детей с ОВЗ:
Просветительская работа с родителями:
1. Беседы: коллективные и индивидуальные.
2. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах развития их ребёнка, закономерностях психо-физиологического взросления, о влиянии отношений в семье на развитие коммуникативной и социальной компетенции ребенка.
3. Родительские собрания в форме: «Ответы на вопросы» - тренинг ситуаций; в форме круглых столов. В перспективе планирую создание родительского клуба.
4. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним.
5. Родительские сочинения.
6. Проведение совместных групповых дискуссий, игр, инсценировок, развлечений, олимпиад, праздников, конкурсов.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
7. Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход.
Поэтому я всегда советую родителям для самостоятельного прочтения следующую литературу:
1. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.
2. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.
3. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.
4. В.В. Ткачева. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.
5. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 200.1.
Такая эффективная работа психолога, сотрудничество со специалистами школы и семьей, помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Кроме этого возникает гармонизация семейных взаимоотношений; устанавливаются правильные детско-родительские отношения; адекватно оцениваются возможности ребенка (как физические, так и психологические); решаются личные проблемы (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка. Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, обучаются элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п. ), и готовы оказать помощь в выборе профессии своего ребенка.










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




15