Конспект урока по литературе на тему Карельский писатель И.А.Костин (6 класс)


Тема открытого урока: Карельский поэт Иван Алексеевич Костин
Класс: 6
Предмет: литература
Тип урока: урок открытия нового знания
1. Краткая аннотация
-актуальность
Иван Алексеевич Костин – карельский поэт и писатель. Школьники, живущие в Карелии, обязаны знать не только основной материал по программе литературы, но и дополнительно изучать творчество известных карельских писателей, тех, кто родился и жил в твоих родных местах, писал о своей малой родине. Именно поэтому необходимо включить данную тему на уроках литературы в рамках регионального компонента.
-основная часть:
Цель: знакомство учащихся с биографией и творчеством карельского поэта и писателя Ивана Алексеевича Костина.
Задачи урока:
Образовательные: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающие: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус, формировать способность к рефлексии.
Циклограмма урока на тему: Карельский поэт Иван Алексеевич Костин.
Состояние
критерия



















5-4 балла
+


















4-3 балла

+
+
+
+
+


+


+
+

+




3-2 балла






+
+

+
+


+

++
+
+

2-1 балла



















Параметры
урока
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т

Общую эффективность урока можно оценить в 56 баллов.
Анализ общей эффективности урока
Определить общую эффективность урока можно путем составления так называемой циклограммы урока. Она составляется на основании наблюдений за проявлением следующих критериев (параметров оценки) качества урока:
А - реализация целей и задач урока;
Б - научность содержания урока;
В - доступность изложения учебного материала урока;
Г - использование средств наглядности;
Д - направленность на развитие мышления учащихся;
Е - актуальность опорных знаний (использование ранее пройденного материала для формирования новых знаний и умений);
Ж - использование разных форм самостоятельной работы учащихся;
З - использование индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся;
И - выделение этапа закрепления новых знаний, умений и навыков;
К - качество оценки знаний, умений и навыков, объективность оценок, их комментирование;
Л - эмоциональный настрой, атмосфера урока;
М - реализация межпредметных связей;
Н - педагогический такт учителя;
О - поведение учащихся на уроке (дисциплина);
П - распределение времени между этапами урока, его рациональное использование;
Р - воспитывающий эффект урока;
С - реализация принципа связи обучения с жизнью;
Т - многообразие методов, форм и средств обучения.
Состояние критериев (уровни их проявления на уроке):
1-2 балла - недостаточный уровень (Н) - урок не соответствует требованиям;
2-3 балла - критический (К) - урок частично соответствует требованиям;
3-4 балла - достаточный (Д) - требования к уроку соблюдаются;
4-5 баллов - оптимальный (О) - требования к уроку соблюдаются, набюдается творческий подход учителя.
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, презентация.
Формы познавательной деятельности: групповые, индивидуальные, в парах.
Средства обучения: наглядные, технические, дидактические.
ресурсы:
-книги –сборники стихотворений И.А. Костина
-интернет – ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы из Википедии о Костине И.А.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Реферат: Иван Алексеевич Костин, с творчеством которого мы впервые познакомились на урок.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Статья «Памяти Ивана Алексеевича Костина»
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, учебник В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.
На уроке использовались виды работы: прослушивание и восприятие материала, беседа, практическая деятельность, ответы учащихся.
-УУД, формируемые на уроке:
Коммуникативные УУД:
Целью УУД было научить детей
1 .Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками.
2. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме
Познавательные УУД:
1.Уметь проводить сравнение по заданным критериям
2. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
3. Уметь находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-Ожидаемые результаты
– предметные – совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природе
-стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
-формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
-осуществление контроля и самоконтроля;
-развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
-навык заполнения кластера.


Место и роль темы в курсе (предмета)
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Автор-составитель: В.П. Полухина, В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин. – Москва: Просвещение, 2011. -335 с.
Название раздела: Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
Тема урока: Карельский поэт Иван Алексеевич Костин.
Данная тема изучается в рамках программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной в 6 классе как региональный компонент.
1.2.Дидактический анализ и содержание материала
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Цель посещения: обмен опытом
Дата 24.02.2016 г. Класс - 6 Предмет - литература Учитель – Дронова О.В.
Количество учащихся в классе 13 чел. Присутствовали 13 чел.
Тема Карельский поэт Иван Алексеевич Костин
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая задача урока: выработать умения использовать новые знания на практике; совершенствовать активную деятельность всего класса в ходе урока.
Цель урока: знакомство учащихся с биографией и творчеством карельского поэта и писателя Ивана Алексеевича Костина.
Ведущие аспекты анализа урока
Содержание наблюдения
Примечания

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи анализа урока отобранному материалу.

2.Результативность решения дидактической задачи
Урок соответствует отобранному содержанию материала.

В ходе урока ученики верно выполняют задания.

Содержание урока
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Урок проведён в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Методы обучения
Соответствие приёмов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Наглядные, практические методы, репродуктивные и проблемно- поисковые методы обучения·

Формы обучения
1.Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная)
решению основной дидактической задачи урока
2. Целесообразность использования предложенных заданий
1.Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах
2. Задания соответствуют уровню развития шестиклассников

Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Большая часть класса оценили свою работу на уроке удовлетворительно.

Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Практическая направленность урока высокая

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока.
2.Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).
3.Взаимопомощь
- средний

-высокий

- высокий

Формирование УУД на каждом этапе урока
личностные

Ученики
- мотивированы на формирование положительного отношения к учению, способны к самооценке,


познавательные

-умеют высказываться в устной и письменной форме,


коммуникативные
-умеют работать в парах,


регулятивные
- адекватно воспринимают оценку учителя

Формирование ИКТ-компетентности
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ-компетентности учащихся
Учитель использует презентацию

Структура урока
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Соответствует

Педагогический стиль
Соблюдение норм педагогической этики
Учитель строит взаимоотношения с учениками на высоком межличностном уровне

Гигиенические требования
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
Класс проветрен, освещённость хорошая; разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному обучению. В ходе урока учитель следит за осанкой учеников.

Выводы и рекомендации
Учитель умело формирует ключевые компетенции учащихся, совершенствует умственную деятельность, практические навыки. Фактор здоровьесберегающий присутствует.

Урок посетила Митченко Г.И., учитель русского языка и литературы


1.3. Технологическая карта урока по теме
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок!

Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока.
Мотивация к учебной деятельности
коллективная
регулятивные: саморегуляция
Скажем про себя несколько раз:
Прозвенел для нас звонок, начинается урок!
- Сегодня на уроке мы будем исследовать, работать в парах; в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать материал в кластер, учиться оценивать себя и товарищей.
Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.





Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
- Урок посвящён одному талантливому карельскому поэту, писателю и общественному деятелю, который прожил большую и яркую жизнь.
Задание: Обратим внимание на слайд. Кто изображен на нём? (Слайд )
Назовите фамилию, имя, отчество поэта и писателя.
В случае неправильного ответа учитель даёт подсказки.
1 подсказка: заслуженный работник культуры России и Карелии,
2 подсказка: соавтор Гимна Республики Карелия
- Назовите фамилию писателя.
Учитель открывает лист с ФИО на доске.

Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Костине.
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Посмотрите на даты жизни (1931-2015). В каком году его не стало?
Сколько лет исполнилось бы в этом году Костину со дня рождения 4 ноября?
Верно, юбилейная дата -85 лет. Совсем немного не дожил Иван Алексеевич до юбилея

Отвечают на вопросы.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


Иван Алексеевич Костин.




Карельский поэт Иван Алексеевич Костин
В прошлом 2015 году 28 октября.

85 лет со дня его рождения.


Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы


















Словесный, познавательный, эвристический

Приём ТРКМЧП «Знаю –не знаю – хочу узнать»
Приложение 1.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.
личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »
регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата.


-А теперь давайте выясним, что мы знаем, чего не знаем и что хотим узнать об этом писателе. Для этого попрошу вас ответить на вопросы таблицы. Ставим знак +, если вы знаете ответ на вопрос, -, если не знаете, соответственно – или +, если хотите узнать.

Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ”
- На какие вопросы вы ответили утвердительно?
- Отрицательно? На какие вопросы вы хотите узнать ответ?
Какова проблема?


Сформулируйте цель урока, в этом вам помогут слова: узнать, познакомиться, выяснить.




Индивидуальная работа учащихся за партами: заполняют таблицу.




Чтение таблицы «ЗУХ»

Отвечают на вопросы учителя.

Не знаем ответы на многие вопросы.

познакомиться с биографией и творчеством Ивана Алексеевича Костина


2 Поиск способа решения проблемы



- Скажите, где мы можем взять информацию о Костине? В каком источнике?
В вашем учебнике мы можем узнать? Почему?
Тогда где можно найти информацию?

Хорошо, все предложенные вами способы нахождения информации мы используем на уроке.



-Нет. Потому что это карельский поэт
- в интернете, в библиотеке, на уроке от учителя


Физминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.
- Встаньте, оглянитесь, найдите в нашем классе разноцветные звезды. Молодцы, а теперь разделимся на группы, посмотрите на цвет вашей звезды. Те, у кого звёзды жёлтого цвета, объединятся в группу №1, зелёные – в группу №2, оранжевые – в группу №3, розовые – в группу № 4

Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.
Давайте прочитаем правила работы в группе (на слайде):





Для работы в группе, предлагаю пользоваться условными знаками: – прошу тишины (прикладываем палец к губам),
– спасите, просим помощи (поднимаем руку)
Выполняется задание учителя под музыку.



Учащиеся создают 4 группы в соответствии с цветом



Ученик читает:
Запомни и соблюдай простые правила:
1.Уважай своего товарища.
2.Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!



Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

1. Решение проблемы.



Стадия
осмысления


Мини-исследование в группах

Приём «Составление
кластера»

Приложение 2, 3.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Сейчас мы с вами станем исследователями.
Внимание! Посмотрите на доску. Вы видите схему, так называемый кластер, который мы должны заполнить в процессе нашей работы. Для этого надо найти ответы на вопросы, связанные с биографией Ивана Костина. Каждая группа выполняет своё задание в соответствии с цветом вашей группы. Прочитай на слайде задание,......:

Таким образом, мы заполним весь кластер.
Как только вы справитесь с заданиями, нужно будет представить итоги своей работы, озвучить. Поднимите руки, если есть вопросы.


Итак, можно начинать работу в группах.


Исследовательская работа в группах:
жёлтые Группа №1: «Описание детства, юности, учебы»
зелёные Группа №2 «Иван Алексеевич Ко
·стин русский поэт, писатель»
оранжевые Группа №3 «Тема родины в творчестве И.А. Костина»
розовые Группа № 4 «Иван Алексеевич Ко
·стин - общественный деятель»
(Каждой группе даны задания)
Каждая группа должна выбрать ответы на вопросы в тексте.

Оценивается правильность и быстрота выполнения задания.

2.Формулирование обобщенных выводов о решении проблемы

Выступление перед аудиторией.

Коллективная проверка. По ее итогам заполняется кластер.
Показ слайдов презентации.
Представление результатов работы в группе. Отвечает один из членов команды.
Остальные группы заполняют свободные места в кластере, слушая выступающих.

Этап 5. Закрепление полученных знаний


1. Закрепление знаний
Работа в группах и выступление перед аудиторией.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.
Познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
-А теперь, чтобы закрепить наши знания, выполним следующее задание: напишем синквейн.
- Что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). Какие правила существуют для его написания?



- Напишите синквейн по теме «Иван Костин»
- Зачитайте, что у вас получилось по группам.
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)

Написание синквейна (работа в группах)
Учащиеся зачитывают.


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение
Индивидуальная работа



Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- Итак, давайте снова возьмём свои листочки с табличками и отметим значком + вопросы, на которые узнали ответ.
На все вопросы мы узнали ответ?
Решили мы проблему? Узнали сведения из биографии и творчества писателя Ивана Костина?


Индивидуально учащиеся отмечают в таблице.

Да
да

2.Самооценка
Самоанализ
Приложение 4.


Анализ работы учащихся.
Оцените, пожалуйста, свою работу в группах.
А теперь оцените по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Для этого прикрепите на доске свою звёздочку на соответствующей ступеньке: 2-3-4-5
Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

- Подготовить чтение наизусть стихотворения И.А.Костина о природе (на выбор)
Запись задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Подведём итог урока: с творчеством какого поэта мы познакомились сегодня?
Как вы думаете, нужно ли изучать многогранное творчество нашего земляка - истинного патриота Заонежья?
Думаю, что вы ещё не раз встретитесь с этой темой на других уроках.
-Кто-нибудь из вас захотел побольше узнать о творчестве нашего земляка?

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Благодарит за работу. Оценивает ответы. Итоговый комментарий.
С творчеством Ивана Алексеевича Костина.
Да, нужно продолжать изучать.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


1.4 Самоанализ урока.
Данный урок проводился в общеобразовательном классе среднего уровня обученности и являлся ознакомительным в рамках изучения раздела: Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
Тема урока: Карельский поэт Иван Алексеевич Костин. Данная тема изучается в рамках программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной в 6 классе как региональный компонент.
Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально. На уроке решалась цель: знакомство учащихся с биографией и творчеством карельского поэта и писателя Ивана Алексеевича Костина.
Задачи урока:
Образовательные: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающие: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус, формировать способность к рефлексии.
Для достижения целей урока использовала технологию проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация).
На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.
На уроке использовались следующие формы работы:
индивидуальная
работа в парах
самостоятельная работа
рефлексия
обобщение
самооценка
На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу психологического комфорта системой поощрения работы учеников, созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной деятельности. На основе личных ассоциаций, комментария высказывания писателя, имеющихся знаний и субъективного опыта шестиклассников формировала умение детей ставить перед собой цель и выстраивать алгоритм действий для ее достижения, осуществлять поиск и отбор нужной информации, формулировать свою позицию, строить понятные для собеседника высказывания. Для организации индивидуально-творческой работы использовала групповую и парную форму обсуждения вопросов, самостоятельную работу в виде записей в тетради с последующей самопроверкой по эталону, составление кластера, элементы дискуссии.
Учащиеся на уроке были активны в меру своих психических и физиологических особенностей. Учитывалось чувство взрослости, являющееся главным отличительным свойством возраста. Учитывался круг интересов, из которых вырастают ценностные ориентации подростка.
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка, Возможности учебного кабинета использованы полностью. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к творчеству поэта и писателя, пропустить их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.
Свои размышления по теме дети выразят дома при выполнении разноуровневых творческих заданий.
Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в группах), самооценки.
Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.
Я старалась заинтересовать детей, быть выразительной и эмоциональной. Классный коллектив на уроке проявлял активность и интерес к данной теме. Старалась правильно распределять внимание на уроке, внимательно прислушиваться к ответам учащихся. Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.
Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся.


Приложения

1. Приложение. Приём «Знаю –не знаю – хочу узнать»
Вопрос
Да, знаю
Не знаю
Хочу узнать

1 Где и когда родился Иван Алексеевич Костин?




2. Где воспитывался после смерти матери?




3. В каких учебных заведениях учился Иван Алексеевич?




4. Где и кем работал Иван Алексеевич?




5. Когда и где умер Костин?




6. Как называлась первая книга стихов и когда была опубликована?




7. В какой документальной книге раскрывается трагическая судьба нашего своебразного и неповторимого края?




8. Какие произведения были написаны Костиным?




9. Какая книга издана самой последней?




10. Какая тема является одной из главных в лирике Ивана Костина?




11. В каких произведениях отразилась тема природы? Приведите примеры




12. Как называлась литературная студия, которой в течение 26 лет руководил Иван Алексеевич?




13 Как называется общественная благотворительная организация, которую с 1996 года возглавлял Иван Алексеевич?




14. Какие звания и награды присвоены поэту И.А.Костину?





2. Приложение. Тексты для работы в группах.

1 группа: «Описание детства, юности, учебы»
Родился в деревне Хашезеро (Заонежье), что стоит невдалеке от села Шуньга Медвежьегорского района.
Отец работал приёмщиком пушнины, мать в артели «Заонежская вышивка». В начале Советско-финской войны (19411944), когда отец Алексей Петрович был призван на фронт, умерла мать Елена Васильевна. Воспитывался в детском доме.
В Сегежском ремесленном училище получил специальность токаря, до призыва на срочную службу в армию работал на Сегежском ЦБК.
Служил в воздушно-десантных войсках СССР. Демобилизовавшись, приехал в Петрозаводск, работал токарем, каменщиком, окончил вечернюю школу.
Заочно учился и окончил Литературный институт имени А. М. Горького (однокурсник поэта Николая Рубцова).
После окончания Литературного института работал консультантом в Союзе писателей Карельской АССР. Член Союза писателей СССР с 1971 года, член Союза журналистов СССР, руководил литературной студией при Союзе писателей Карельской АССР, работал ответственным секретарём Союза писателей Карелии и заведующим отделом поэзии журнала «Север».
Похоронен в Петрозаводске на мемориальном Сулажгорском кладбище.

2 группа «Иван Алексеевич Ко
·стин русский поэт, писатель»
И.А.Костин написал более 90 стихов о своей малой родине, о своих земляках. Большая часть из них относится к последнему двадцатилетию творческой деятельности поэта.
Свою первую книгу стихов «Полет» Иван Костин опубликовал в 1962 году, еще являясь студентом Литературного института. После его окончания И. А. Костин работал журналистом и, конечно, писал стихи и прозу. Уроженец Карелии, он воспевал свое родное Заонежье в поэзии, болел за его настоящее и будущее.
В 1990 году выпустил документальную книгу «Быль и боль Заонежья», раскрывая трагическую судьбу этого своебразного и неповторимого края.
Последняя книга стихов автора «Дорога домой» вышла в 2014 году.
Полёт: Стихи. Петрозаводск, 1962. 90 с.
Золотец: Стихи и поэма. Петрозаводск, 1968. 86 с.
У Онего, среди перелесиц: Стихи и поэма. Петрозаводск, 1971. 111 с.: ил.
До первого заснежья: Стихи. Петрозаводск, 1975. 95 с.
Каменных дел мастера: (Онежское рудоуправление). Петрозаводск, 1977. 64 с.: ил.
Светлое число: Стихи. Петрозаводск, 1978. 111 с.: ил.
Озёрные песни: Стихи, поэма. Петрозаводск, 1981. 136 с.: порт.
Свет озёр: Стихи. М., 1982. 111 с.: ил.
Сотворение красоты: [Очерки]. М., 1982. 86 с.
Были Заонежья: Очерки. Петрозаводск, 1983. 110 с.
Осенние листья: Стихи. Петрозаводск, 1984. 102 с.
Озеро: Стихи, поэмы. Петрозаводск, 1986. 118 с.
Слово вольное поведаю: Повесть о вопленице И. А. Федосовой. Петрозаводск, 1989. 188 с.
Быль и боль Заонежья: Документальная повесть.Петрозаводск, 1990. 127 с.
Остров сокровищ: Документальная повесть о сказителях Рябининых. М., 1991. 192 с.
Откровение: Стихи, поэмы. Петрозаводск, 1991. 221 с.
Заонежский словарик: (Местные слова и образцы народного говора Заонежья). Петрозаводск, 1998. 27 с.
Меж добром и злом: Стихи. Петрозаводск, 2000. 30 с.
Заонежские частушки. Петрозаводск, 2000. 113 с.
Прозвища деревень наших: Короткие рассказы. Петрозаводск, 2003. 12 с.
Запах росы: Стихи. Петрозаводск, 2002. Петрозаводск, 2002. 224 с.
Заонежье моё: Стихи. Петрозаводск, 2005. Петрозаводск, 2005. 54 с.
Скошенная роса: Стихи и поэмы. Петрозаводск, 2012. 192 с.
Стихи «Дорога домой» 2014 г.

3 группа «Тема родины и природы в творчестве И.А. Костина»

Тема Родины – одна из главных в лирике Ивана Костина. О чем бы он ни писал – о своих переживаниях, об исторических переломах в жизни страны – всегда перед ним образ Заонежья. В своих стихах Иван Костин очень тонко все подчеркивает:
«Заонежье мое, Заонежье-
Перелески, поля, валуны
Да манящая синь побережья
С тихим плеском онежской волны».
Костин воспевает свой родной край, так как он постичь его не берется, не потому, что он не может этого сделать, а потому что Заонежье не имеет границ для него.
Вот одно из стихотворений поэта о родной земле:
И снова мне родина снится:
Над желтым обрывом стрижи,
С травой-муравой бережницы
И узкая тропка во ржи.
Дорога, где вязнет телега
У хляби осенней в плену;
Задумчивый рокот Онего
И дом наш, сгоревший в войну
Все снятся в жару или в стужу
Приметы родной стороны,
И чувства теснят мою душу
До самой ее глубины.
Прочитайте выразительно 2 стихотворения И.А.Костина.
Приведите примеры стихов, зачитайте.

4 группа «Иван Алексеевич Ко
·стин - общественный деятель»

Много лет он посвятил работе с молодыми авторами, формируя литературные вкусы и умения у нового поколения карельских писателей. 26 лет Иван Алексеевич руководил литературной студией «Живое слово», занимался пропагандой карельской литературы.
Иван Алексеевич Костин был другом Национальной библиотеки, часто участвовал в литературных вечерах, посвященных писателям и поэтам Карелии.
С 1996 года Иван Алексеевич возглавлял общественную благотворительную организацию «Земля Заонежья» и работал в ней, пока хватало сил и здоровья.
Звания и награды
И. А. Костин награждён Почётной грамотой Совета министров КАССР, ему присвоено звание заслуженного работника культуры России и Заслуженный работник культуры Карелии.

Награждён Пушкинской юбилейной медалью Министерства культуры РФ и Орденом Дружбы народов. 18 сентября 2015 года Ивану Алексеевичу присвоено почётное звание «Народный писатель Республики Карелия»
И. А. Костин оставил богатое литературное наследие и добрую память о себе.
3 Приложение. Кластер.


















4. Приложение. Лист оценивания группа № ___________

Фамилия, имя учащегося

Этап урока




Составление кластера (работа в группах)




Синквейн (работа в группах)





Критерии оценивания
Этап урока
«5»
«4»
«3»
«2»

Составление кластера (работа в группах)
Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, кратко излагал материал
Ученик активно работал в группе, искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал
Ученик не очень активно работал в группе, постоянно отвлекался, не хотел искать ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал
Ученик не работал в группе, отвлекался, не искал ответы на вопросы, не мог кратко изложить материал

Синквейн (работа в группах)
Ученик активно работал в группе, составлял синквейн
Ученик активно работал в группе, не мог составить синквейн
Ученик не очень активно работал в группе, отвлекался,
Ученик не работал в группе, отвлекался, не хотел составлять синквейн


Иван Алексеевич Костин
(1931-2015)

4 группа


12. Как называлась литературная студия, которой в течение 26 лет руководил Костин?
13 Как называется общественная благотворительная организация, которую с 1996 года возглавлял поэт? 14. Какие звания и награды присвоены поэту И.А.Костину?


1 группа

1 Где и когда родился? 2. Где воспитывался после смерти матери? 3. В каких учебных заведениях учился Иван Алексеевич? 4. Где и кем работал Иван Алексеевич? 5. Когда и где умер Костин?


2 группа


6. Как называлась первая книга стихов и когда была опубликована? 7. В какой документальной книге раскрывается трагическая судьба нашего своебразного и неповторимого края? 8. Какие произведения были написаны Костиным?
9. Какая книга издана самой последней?



3 группа


10. Какая тема является одной из главных в лирике Ивана Костина?
11. В каких произведениях отразилась тема природы? Приведите примеры стихов, зачитайте.




Заголовок 315