Урок химии в 10 ЕМН классе на тему Гидролиз солей, водородный показатель (рН)»

Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №22 отдела образования акимата города Тараз»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
________Ш.И.Сатторова
«___»________ 2016 года

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по учебно-методической работе
________________Огай Б.В.
«___»________ 2016 года

Рассмотрено
на заседании учебно-методического объединения секции естественно-математического цикла
(протокол №___ от ___.___.2016 г.)
Руководитель секции ____________
/________________________/
«___»____________2016 года









Открытый урок химии
«Гидролиз солей, водородный показатель (рН)»
10 ЕМН класс







Подготовила: Бондаренко О.В.,
учитель химии и биологии второй категории










Тараз 2016
Урок № 24 Класс: 10 А Дата: 02.12.16

Тема урока: Гидролиз солей, водородный показатель (рН).

Цель урока: систематизация знаний учащихся о диссоциации веществ, об обменных процессах и обратимых химических реакциях; формирование представления о процессе гидролиза солей, о его сущности.

Задачи:
- обучающие: показать значение гидролиза; научить учащихся составлять уравнения реакций гидролиза различных солей; совершенствовать умения объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов и определять характер среды растворов солей по их составу; совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов и при составлении опорного конспекта; дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
- развивающие: развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений; устанавливать межпредметные связи (с биологией, экологией);
- воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность; продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; формировать естественно-научное мировоззрение.

Требования к знаниям и умениям учащихся:
должны знать: понятие «гидролиз солей», его сущность, зависимость среды раствора и продуктов гидролиза от состава исходной соли; значение гидролиза в природе и жизни человека;
должны уметь: объяснять процессы, протекающие в растворах солей, предсказывать реакцию раствора в зависимости от состава соли, подвергающейся гидролизу, образование кислых и основных солей в реакциях гидролиза, записывать сокращенные ионные и молекулярные уравнения реакций гидролиза.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Вид урока: комбинированный.
Формы деятельности на уроке: групповая, индивидуальная.
Методы: частично-поисковые, словесные, репродуктивные.
Оборудование: ИД, проектор, флипчарты, реактивы(растворы хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида цинка, сульфид алюминия, универсальная лакмусовая бумага), лабораторная посуда(колбы или пробирки в штативах), видеофрагменты, ватманы и карандаши.

Ход урока
I. Организационный момент.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это
деятельность»
Бернард Шоу.
Тема сегодняшнего урока логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

II. Повторение основных важнейших опорных знаний.
1) Учащиеся на стикерах записывают, что уже знают и хотят узнать по данной теме (устанавливают цели урока), заполняя первые две графы таблицы "ЗХУ":

Я знаю
Я хочу знать
Я узнал(а)






2) Фронтальный опрос:
- Что такое электролиты, электролитическая диссоциация? (Электролиты - это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. ЭД - это процесс распада электролиты на ионы).
- Что такое соли в свете теории электролитической диссоциации? (Соли - это сложные вещества, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков).
- Какая среда в водных растворах кислот? (Среда кислотная, так как присутствуют катионы Н+).
- Какая среда в водных растворах щелочей? (Среда щелочная, так как присутствуют гидроксид – ионы ОН-).
- Какая среда в воде? (Среда нейтральная, так как вода незначительно, но диссоциирует на ионы Н+ и ОН-. Концентрация этих ионов в воде одинакова).
- Что такое Водородный показатель (рН)? (Это десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода, взятый со знаком "-" рН=-lg[H+])
- Как экспериментально можно определить характер среды? (Индикаторами).

III. Актуализация и мотивация.
Демонстрационный опыт.
К раствору кислоты добавляем несколько капель индикатора лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.
К растворам щелочи добавляем несколько капель фенолфталеина, лакмуса. Наблюдаем изменение окраски индикатора.
- Какая среда в водных растворах солей? Давайте экспериментально проверим характер среды в растворах выданных вам солей. Результаты опытов запишем в таблицу.
Учащиеся работают в парах. У каждой пары имеется водный раствор соли. Учащиеся испытывают среду реакции индикаторами.

Формула и название исследуемой соли
Изменение цвета индикатора
Среда раствора соли


лакмуса
фенолфталеина


NaCl Хлорид натрия
не изменяется
не изменяется
нейтральная

ZnCl2 Хлорид цинка
красный
не изменяется
кислотная

Na2CO3 Карбонат натрия
синий
малиновый
щелочная

Al(СН3СОО)3 ацетат алюминия
розовый
не изменится
слабокислая


Постановка проблемного вопроса: почему в растворах различных солей среда реакции разная? От чего зависят свойства солей?

IV. Изучение нового материала.
Учащиеся работают в парах с материалом учебника и дополнительной литературой, изучают новую тему, анализируют. Выводы оформляют в виде кластеров, которые затем представляют всему классу на обсуждение.
1 группа. "Гидролиз не возможен": слабый электролит не образуется, среда нейтральная
2 группа. "Гидролиз по катиону": ZnCl2 + H2O  (ZnOH)Cl + HCl, среда кислая
3 группа "Гидролиз по аниону": K2CO3 + H2O  КНCO3 + КOH, среда щелочная
4 группа "Совместный гидролиз": Al(CH3COO)3 + H2O  AlOH(CH3COO)2 + CH3COOH, среда кислая

Делаем вывод: в растворах солей нет общих для всех солей ионов (по сравнению с растворами кислот и растворами щелочей). Химические свойства соли определяются свойствами ее катиона и аниона, которые имеются в ее водном растворе.
Гидролиз - это реакция обмена между ионами солей и ионами воды, приводящая к образованию слабого электролита.
Поскольку соль состоит из катиона и аниона, то возможны три типа гидролиза:
гидролиз по катиону (в реакцию с водой вступает только катион);
гидролиз по аниону (в реакцию с водой вступает только анион);
совместный гидролиз (в реакцию с водой вступает и катион, и анион).
1) Гидролиз по катиону приводит к образованию гидроксокатионов и кислой среды раствора. Отмечаем, что иногда (при n = 1) вместо гидроксокатионов получаем молекулы слабого основания. Mn+ + H–OH [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] MOH(n–1)+ + H+.

2) Гидролиз по аниону приводит к образованию гидроанионов и щелочной среды раствора. Ann– + H–OH [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] HAn(n–1)– + OH–.

3) Совместный гидролиз: в растворе протекают две обратимые реакции, и каких ионов в растворе окаж
·ется больше – зависит от степени протекания каждой реакции. А это, в свою очередь, зависит от того, что слабее – кислота или основание. Если слабее основание, то в большей степени будет протекать гидролиз по катиону и среда раствора будет кислой. Если слабее кислота – наоборот. Как исключение возможен случай, когда среда будет почти нейтральной, но это только исключение. При совместном гидролизе степень его протекания будет значительно выше и в отдельных случаях это может привести к полному гидролизу.

4) Полный гидролиз. Для полного протекания гидролиза нужно, чтобы соль была образована очень слабой кислотой и очень слабым основанием. Кроме того, желательно, чтобы один из продуктов гидролиза уходил из сферы реакции в виде газа. (Малорастворимые вещества, остающиеся в контакте с раствором, вообще говоря, не уходят из сферы реакции, поскольку все равно в какой-то степени растворимы.) Поэтому полному гидролизу подвергаются обычно соли газообразных или неустойчивых кислот: сероводородной, угольной, отчасти сернистой. К ним примыкают вещества, которые в обычном понимании уже не являются солями: нитриды, фосфиды, карбиды, ацетилениды, бориды. Полностью гидролизуются также алкоголяты. Если вернуться к обычным солям, то полностью гидролизующиеся соли (карбонаты, сульфиды алюминия, хрома(III), железа(III)) нельзя получить реакциями обмена в водных растворах. Вместо ожидаемых продуктов в результате реакции мы получим продукты гидролиза. Гидролиз осложняет протекание многих других реакций обмена. Так, при взаимодействии карбоната натрия с сульфатом меди в осадок обычно выпадает основный карбонат меди (CuOH)2CO3.
В таблице растворимости для полностью гидролизующихся солей стоит прочерк.

V. Закрепление
1) По формулам солей определяют тип гидролиза, среду реакции (рН) и изменение цвета индикатора по вариантам: 1 вариант определяет кислую среду солей, 2 вариант определяет щелочную среду солей:
Кислая среда (рН<7),
гидролиз по катиону
Щелочная среда (рН>7),
гидролиз по аниону

FeCl2
NaCN

ZnSO4
K2CO3

Cu(NO3)2
Na2S

Al2(SO4)3
Ca (CH3COO)2

NH4Cl
Na2SiO3


2) Найдите ошибку и исправьте ее:
2FeCl3 + 3Na2CO3 = Fe2(CO3)3 + 6NaCl (в растворе)
Ответ: 2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O 2Fe(OH)3 + 3CO2+ 6NaCl

3) Выполняют химический диктант:
1. В чистой воде рН = 7.
2. Раствор соляной кислоты- слабый электролит.
3. Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.
4. Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.
5. Водный раствор соли NaCl имеет рН < 7.
6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН = 7.
7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН < 7.
8. Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка.
9. Раствор соли Na2SiO3 при действии фенолфталеина окраситься в малиновый цвет.
10. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным.

Ученики заполняют бланк химического диктанта, обмениваются заполненными бланками, выставляют друг другу оценки по оценочной шкале: 5 – 6 правильных ответов – оценка «3», 7 – 8 правильных ответов – оценка «4», 9 – 10 правильных ответов – оценка «5». На доске открывается шаблон с правильными ответами .
ДАНЕТ

Шаблон для проверки химического диктанта.


VI. Рефлексия. Подведение итога урока.
- Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную цель?
- Что вы узнали, чему научились?

Учащиеся дают обратную связь на стикерах, заполняя графу "Я узнал" по итогам усвоенного материала:

Я знаю
Я хочу знать
Я узнал(а)






VII. Оценивание учащихся.
Учащимся предлагается бланк оценивания с критериями оценивания. Сначала бланк заполняет каждый учащийся самостоятельно, затем на этом же бланке оценку дает учащийся, работающий в паре и после учитель.

Критерии оценивания
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание учителем

1) Знает определение гидролиза




2) Умеет определять тип гидролиза по формуле соли




3) Умеет записывать уравнение гидролиза




4) Подготовил презентацию по заданию




5) Выполнил тест (количество правильных ответов)





VIII. Информация о домашнем задании: §3.4, 3.5,
"обязательный уровень" - с.79 №4, с.83 №5
"средний уровень" - задание: "Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а водопроводная – слабощелочную? Выясните из дополнительных источников , какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте уравнения их гидролиза".
"повышенный уровень" - задание: "Вспомните, какие соли входят в состав крови человека. Используя знания о гидролизе, объясните, почему среда плазмы слабощелочная. Составьте уравнения соответствующих реакций гидролиза".


Наш урок завершен, желаю Вам успехов, до встречи на следующем уроке.
Спасибо за работу.

«Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше».
Л.Н.Толстой




Приложения

Маршрутный лист

Задание 1. Дайте определение понятию "гидролиз".

Задание 2. Классифицируйте соли по их составу и гидролиз по видам.
Гидролиз
Катион сильного основания
Na+, K+, Li+, Ba2+,Sr2+,Сs+
Анион сильной кислоты
SO42-,NO3-, Cl-, Br-
Катион слабого основания
Zn2+, Cu2+ , Al3+,NH4+.
Анион слабой кислоты
S2-,SO32-, NO2-, CO32-, PO43-,CH3COO-


Соль образована катионом сильного основания и анионом сильной кислоты

Не гидролизуются

Нейтральная рН=7
Фенолфталеин - бесцветный лакмус - фиолетовый метилоранж - оранжевый

Соль образована катионом слабого основания и анионом сильной кислоты

Гидролиз по катиону

В растворе Н+
кислая рН<7
Фенолфталеин - бесцветный лакмус – красный
метилоранж - розовый

Соль образована катионом сильного основания и анионом слабой кислоты

Гидролиз по аниону

В растворе ОН-
Щелочная рН>7
Фенолфталеин -малиновый лакмус – синий
метилоранж - желтый

Соль образована
катионом слабого основания и анионом слабой кислоты

Гидролиз по катиону и по аниону

Слабые электролиты, среда нейтральная, слабощелочная или слабокислая




Задание 3. Запишите механизм гидролиза:
1. Определите состав соли (какое основание + какая кислота);
2. Определите слабый компонент соли;
3. Запишите уравнение гидролиза в ионном виде;
4. Запишите уравнение гидролиза в молекулярном виде;
5. Определите, чего больше в растворе Н+ или ОН-, соответственно какая среда реакции будет;
6. Определите значение рН и цвет индикатора.




Лист оценивания
Критерии оценивания
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание учителем

1) Знает определение гидролиза




2) Умеет определять тип гидролиза по формуле соли




3) Умеет записывать уравнение гидролиза




4) Подготовил презентацию по заданию




5) Выполнил тест (количество правильных ответов)






Лист оценивания
Критерии оценивания
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание учителем

1) Знает определение гидролиза




2) Умеет определять тип гидролиза по формуле соли




3) Умеет записывать уравнение гидролиза




4) Подготовил презентацию по заданию




5) Выполнил тест (количество правильных ответов)






Лист оценивания
Критерии оценивания
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание учителем

1) Знает определение гидролиза




2) Умеет определять тип гидролиза по формуле соли




3) Умеет записывать уравнение гидролиза




4) Подготовил презентацию по заданию




5) Выполнил тест (количество правильных ответов)






Лист оценивания
Критерии оценивания
Самооценивание
Взаимооценивание
Оценивание учителем

1) Знает определение гидролиза




2) Умеет определять тип гидролиза по формуле соли




3) Умеет записывать уравнение гидролиза




4) Подготовил презентацию по заданию




5) Выполнил тест (количество правильных ответов)











































































13PAGE 15






вђ Заголовок 315