Проект создания развивающей предметно-пространственной среды средней группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
детский сад № 37
Проект
«Реализация задач образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», через создание
развивающей предметно - пространственной среды
в средней группе»

Разработала:
старший воспитатель
Фомина Л. Н.
г. Новочеркасск
2016
Участники проекта – воспитатель, дети средней группы и их родители.
Тип проекта – творческий, практико-ориентированный.
Срок реализации – долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017)
Актуальность
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно – пространственной среды.
Понятие развивающая предметно-пространственной среда определяется, как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Проблема.
Проанализировав среду группы, я пришла к выводу, что развивающая предметно – пространственная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:
- недостаточная насыщенность РППС группы для организации разных видов художественно-эстетической детской деятельности;
- не в полном объёме реализуются принципы построения развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ, а именно
развивающая предметно-пространственная среда не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной программы детского сада;
не в полной мере обеспечен доступ воспитанников к играм, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цель проекта: разработка и реализация модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей для решения задач образовательной области " Художественно - эстетическое развитие".
Задачи проекта:
изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников;
организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
создать условия для обеспечения разных видов продуктивной деятельности дошкольников;
содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Содержательные линии развития проекта:
Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).
Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).
Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).
Программа «Радуга» предлагается разделить площадь группы на игровые зоны с учетом характера игр и активно привлекать самого ребенка к оформлению групповых
помещений, чтобы не было искусственного, чуждого ему мира, созданного, исходя из взглядов, вкусов и потребностей взрослых.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (сентябрь-ноябрь 2016г.)- изучение литературы по теме проекта;
- изучение принципов построения РППС из ФГОС ДО;
- формулировка проблемы, цели и задач проекта;
- размещение паспорта проекта на сайте детского сада.
II этап - основной (декабрь 2016г. - апрель 2017г.)
- проектирование РППС;
- работа по проекту РППС;
- привлечение родителей к организации РППС.
III этап - заключительный (май 2017г.)
- презентация РППС на педагогическом совете;
- презентация для родителей на итоговом родительском собрании;
- обобщение опыта на уровне детского сада и города;
- оформление паспорта группы.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное художественно-эстетическое развитие дошкольников
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. Воспитанники активно используют РППС в совместной и самостоятельной продуктивной деятельности
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Список литературы:
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
Программа «Радуга» под редакцией Е. В. Соловьевой.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
7.Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
Приложения 1.
Принципы построения ППРС
(в соответствии с ФГОС ДО)
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Приложение 2.
Проект ППРС в средней группе по решению задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
№ п/пЦентры Пособия и материалы для работы с детьми Принципы
1. Изостудия «Веселый карандаш». Мольберт, различные краски, кисти тонкие, средние и толстые, бумага разного формата, губки, тряпочки для рук и кистей, палитры для красок, фартуки, баночки - непроливайки для воды, материалы для лепки.Картины, портреты художников, скульптуры малых форм, изделия декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);Дидактические игры по ознакомлению: с жанрами – натюрморт, портрет, пейзаж; с живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой; цветами и их оттенками;Наглядно-дидактическое пособие в картинках декоративно – прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома и др.);
д/и «Домино «Гжель»; - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
- Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность среды - на все пособия имеются сертификаты качества.
Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.
Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);
2. Центр ряженья. театр настольный;
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее. - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.
Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.
Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);
3. «Театральная студия». Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
Картотека театрализованных игр.
Сюжетные картины «Расскажи сказку»
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.
Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.
Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);
4. «Музыкальная гостиная».
Неозвученные музыкальные инструменты;
Озвученные музыкальные инструменты: шумовые (ложки, бубны, погремушки); с фиксированной мелодией (органчики, шарманки); с хроматическим и диатоническим рядом (металлофоны, детское пианино, аккордеон); самодельные шумовые и ударные инструменты;
музыкально-дидактические игры;
Картотека этюдов по эмоциям;
Технические средства, аудио- и видеозаписи;
Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты»; - Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Доступность среды в группе свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность среды - не на все пособия имеются сертификаты качества.
Трансформируемость пространства реализуется не в полном объеме, т.к. мебель в группе должна быть закреплена.
Полифункциональность материалов- имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;
-Вариативность среды – в группе имеются различные пространства (место уединения, столы для изготовления различных поделок, достаточно места для создания построек и обыгрывания их);
План реализации основного этапа проекта.
Срок Направление Мероприятия с детьми Мероприятия для родителей
декабрь Изостудия «Веселый карандаш». - Занятия по ИЗО в соответствии с расписанием;
- коллективная работа «Эмблема изостудии «Веселый карандаш»
-Консультации для родителей: «Мама я хочу рисовать!», «Природа в рисунках детей», «Как научить ребенка рисовать?», «Порисуй со мной», «Взял я в руки карандаш».
Совместные мероприятия: мастер-классы «Делаем подставки для карандашей», «Рамочки для репродукций своими руками»; акция «Кисти и краски для малышей»; оформление фотовыставки «Красота родной природы», альбома репродукций живописи русских художников.
январь-февраль Центр ряженья - беседы об истории костюма,
- демонстрация карнавальных костюмов. -мастер – классы «Юбочки для уголка ряженья», «Шляпы, шляпки и цилиндры для малышей»;
Совместные мероприятия: развлечение «Рождественские колядки» с использованием костюмов и атрибутов костюмов и дальнейшим пополнением уголка ряжения; мастер-класс «Украшения для девочек из ленточек и бус»; акция по изготовлению атрибутов одежды солдат и моряков из вторичного материала.
март «Театральная студия». - беседа «Правила поведения в театре»;
- сюжетно-ролевая игра «Театр». - консультации для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Как организовать театр дома»;
- памятка для родителей «Виды театров, используемые в работе с детьми нашей группы»;
- оформление ширмы-трансформера для показа кукольного театра.
Совместные мероприятия: выставка-конкурс пальчиковых кукол с последующим пополнением театральной студии; мастер-класс «Делаем куклы из вторичного материала»; «Атрибуты и декорация своими руками», «Маски для детского праздника».
апрель «Музыкальная гостиная».
- слушанье музыкальных произведений для детей в режиме дня, беседы;
- продуктивная деятельность «Рисуем музыку». - консультации для родителей «Музыкальное воспитание в семье», «Музыкальная терапия», «Целебные звуки музыки».
- беседа для родителей «Формы организации музыкальной деятельности детей в семье».
Совместные мероприятия: мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов, оформление альбома «Композиторы - детям»; фотовыставка «Музыка в нашей семье»; «Вечер любимой музыки» (подборка аудиозаписей для детей).