Методическая разработка. День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой у мыса Тендра.


МКОУ Лизиновская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 1790 г.
Разработал: Тростянский С.С., учитель
истории, обществознания и географии
МКОУ Лизиновская СОШ
Лизиновка 2015
Методическая разработка внеклассного мероприятия. День воинской славы России. Победа русской эскадры под командованием Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 1790 г.
Цель мероприятия: расширить представление воспитанников  о сражении у мыса Тендра; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к боевым страницам русской истории.
Педагогические задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся проявлять чувство гордости за стойкость русских моряков в ходе сражения у мыса Тендра.
Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции;
- коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, фотографии и картины с изображением русского флота у мыса Тендра, портрет Ф. Ушакова.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
Немало героических страниц вписали в летопись отечественного флота русские моряки. Они сражались за Родину, защищали её от иноземных захватчиков. Много подвигов вписаны в героические страницы русской истории, много славных баталий. В календаре эти битвы отмечены как Дни воинской славы России. И об одном из таких дней мы сегодня расскажем. 11 сентября  — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у острова Тендра; произошло это событие в 1790 году
Ученик 1.
Честь Андреевского флагаОсеняет крестИ российскую отвагу Знают зюйд и вест.И напомнить мы готовы, Как дрались вчера,И науку Ушакова,И наказ Петра! 
Присоединение Крыма к России и усиление русского флота на Черном море через какое-то время вновь привели к обострению русско-турецких отношений. В 1787 году в августе Стамбул предъявил России ультиматум с требованием вернуть Крым и пересмотреть все ранее заключённые соглашения. Эти наглые требования были отвергнуты. В начале сентября 1787 года турецкие власти без официального объявления войны арестовали русского посла Я. И. Булгакова, а турецкий флот под командованием «Крокодила морских сражений» Гассана-пашы вышел из Босфора в направлении Днепровско-Бугского лимана. Началась новая русско-турецкая война.
Ученик 2.
Русский флот сильно уступал в числе кораблей: к началу боевых действия Черноморский флот имел четыре линейных корабля, а турецкое военное командование около 20, по числу корветов, бригов, транспортов, турки имели превосходство примерно в 3-4 раза. Уступали русские линейные корабли и в качественном отношении: в скорости хода, артиллерийском вооружении.
Турецкий флот был быстроходным,В три раза больше кораблейИ в пушках сила превосходит,Но бой покажет кто сильней?!
Ученик 3.
В марте 1790 года Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом. Ему пришлось провести огромную работу по повышению боеспособности флота. Большое внимание было уделено подготовке личного состава. Флотоводец в любую погоду выводил корабли в море и проводил парусные, артиллерийские, абордажные и иные учения. Ушаков сделал ставку на тактику манёвренного боя и выучку своих командиров и матросов. Большую роль он придавал «полезному случаю», когда нерешительность врага, его колебания и ошибки, позволяли более инициативному и волевому командиру одержать победу.
Венчая водную стихию,Смертям и штормам вопреки,Он положил к ногам России,От моря Чёрного ключи!...
Ученик 4.
Турецкое командование планировало в 1790 году высадить десанты на кавказском побережье Черного моря, в Крыму и захватить полуостров. Командующим турецким флотом был назначен адмирал Гуссейн-паша. Угроза для Крымского полуострова была весьма значительной, русских войск здесь было немного. Турецкий десант, посаженный на суда, могли перебросить и высадить в Крыму менее чем за двое суток. 
Ушаков провел разведывательный поход вдоль турецких берегов. Русские моряки захватили более десятка вражеских судов и узнали о подготовке в Константинополе турецкого флота с десантными силами. Ушаков снова вывел свои силы в море и 8 июля (19 июля) 1790 года разбил турецкую эскадру у Керченского пролива. Это сражение сорвало высадку вражеского десанта в Крыму, показало отличную выучку экипажей русских кораблей и высокое флотоводческое мастерство Федора Ушакова. 
После этого сражения турецкий флот скрылся на своих базах, где начались усиленные работы по восстановлению повреждённых кораблей и подготовке к новому сражению.
Ученик 5.
Утром 21 августа основная часть турецкого флота была сосредоточена между Хаджи-беем (Одесса) и мысом Тендра. Под началом Гуссейн-паши была значительная мощь 45 кораблей: 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна, при 1400 пушках.
25 августа Ушаков вывел свою эскадру в море, в её составе было: 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль и 16 вспомогательных судов, при 836 орудиях. Утром 28 августа русский флот появился у Тендровской косы. Русские обнаружили противника, и адмирал дал приказ идти на сближение. Для турецкого флота появление русских кораблей стало полной неожиданностью. Завидев русский флот, турки бросились поспешно обрубать якоря, ставить паруса и в беспорядке двинулись к устью Дуная. 
Ученик 6.
Русские корабли начали преследование отходящего врага. Вскоре враг был настигнут. Началось сражение. Ушаков, используя свою излюбленную тактику – сосредоточить огонь на флагмане врага, приказал ударить по турецкому авангарду, где находились турецкие флагманские корабли. Огонь русских кораблей заставил вражеский флот отступить к Дунаю. Русская эскадра гнала турок и вела постоянный огонь. Преследование продолжалось несколько часов, только наступление темноты спасло турок от полного поражения.
На рассвете следующего дня на русских кораблях обнаружили турецкий флот, который был «рассыпан весь в разные места». Турецкий флот был уничтожен прицельным огнём Черноморского флота. Турецкий флот потерял убитыми и ранеными до 5,5 тыс. человек. О воинском умении русской эскадры говорят её потери: 46 человек убитыми и ранеными. 
Под блеск Андреевского флага,Победа русских сыновей,Вела пленённую эскадру,Турецких вражьих кораблей!
Заключительное слово учителя.
В Севастополе эскадре Фёдора Ушакова была устроена торжественная встреча. Русский Черноморский флот одержал над турками решительную победу и внёс значительный вклад в общую победу. турецкий флот перестал господствовать в Черном море. 
За свои блистательные победы Ф.Ф. Ушаков был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.