Конспект внеклассного мероприятия Формула здоровья (10 класс)

МКУ «Управление образования МО «Тункинский район»
МБОУ «Кыренская открытая (сменная) общеобразовательная школа»





Внеклассное мероприятие:
в 10 -12 классах
«Формула здоровья»












Провела Сыренова Л.В.

Кырен
2015



Мероприятие по биологии
Урок «Формула здоровья»

Цель мероприятия: 1.Дать представление о том, что такое здоровый образ жизни;
заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к здоровому образу жизни;
объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека,
в развитии общества.
Оборудование: тесты-опросники, доска со словами «Факторы здоровья, жетоны, таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя», плакаты с пословицами и поговорками о здоровье
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?
Наверно, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!
Сегодня у нас необычный урок, сегодня вы не просто зрители действий, которое будет происходить на сцене, сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.
Каждое объединение это команда, а команде, как известно, необходимы четкость и слаженность.
От этих качеств зависит успех команды. На протяжении всего сеанса каждое объединение может зарабатывать жетоны, а потом мы определим победителя.
II. Изучение новой темы
«Отniа теа mесum роrtо» (лат. все свое ношу с собой)э сказал греческий философ Биант, подчеркивал, что главное богатство человека он сам.
Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.
На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа.
Еще в ХIХ в. немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия.
Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье?
Учащиеся предлагают ответы. Самым активным вручаются жетоны.
До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни.
Для первого этапа характерно противопоставление понятий <Здоровье болезнь».
Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Здоровье это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психическою и социального благополучия.
Итак, приглашаются представители от каждого объединения, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья.
Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно шаг назад.
Викторина
1. Согласны ли вы, что зарядка источник бодрости и здоровья? (да.)
2. Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет.)
3. Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет).
4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (Да.)
5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8. Отказаться от курения легко? (Нет.)
9. Правда ли, что молоко полезнее йогурта? (Нет.)
10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)
11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13. Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)
14. Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да.)
15. Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет.)

Все, кто дал больше 10 правильных ответов, получают жетоны и садятся на место.
А остальным предлагаю сделать прыжок вперед. Подравняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол.
Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? (Разминка, физнагрузка, зарядка, одним словом активный образ жизни! Он способствует укреплению здоровья или нет? (Да.)
На доске «Факторы здоровья» учитель записывает «активный образ жизни» в графу положительных ответов.
Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто более один раза году? А кто более 2 и более образ?
Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка!
Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150200 лет! Так, например, древние греки считали, что умереть в 70 лет это почти то же самое, что умереть в колыбели.
Как свидетельствуют историки, их продолжительность жизни составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.
Сегодня медики утверждают:
здоровье человека на 10 % зависит от наследственности,
на 5 % от работы медиков.
Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
На продолжительность жизни людей влияют различные факторы наследственность, окружающая среда; вредные привычки, образ жизни, Я вам сейчас предлагаю подсчитать, лет отпущено вам природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью теста, составленного американскими медиками.
Учащиеся выполняют задания теста (в конце урока).
Как ни банально это не звучит, но здоровье основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Чтобы поддерживать высокий уровень работоспособности, японцы начинают закаляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости.
Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, закаливание.
Учитель делает соответствующую запись на доске «Факторы здоровья».
Учитель. Часто спрашивают: «Как закаляться, чтобы не простужаться?»
Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата они перестали бояться холода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали.
Есть один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен, дело в том, что есть части тела, закаливая которые можно укреплять весь организм.
Это, прежде всего, наши ноги, ступни. Начните с них. Надо хотя бы на несколько секунд выскакивать босиком на улицу или балкон. Буквально на несколько секунд. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод вам начинает нравиться, становится приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.
Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем это уже стресс. Уроки стресс. дорога стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Но нужно учиться избегатьугомленья, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.
Попробуйте определить свое физическое состояние с помощью опросника №2.
Внимательно прочтите каждое утверждение. Если ваше ощущение совпадает с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае «нет». Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.
Опросник
1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился (лась) спокойно.
3. Я стал (а) вялым (ой) и безразличным (ой).
4. Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
5. В последнее время мне стало труднее учиться.
6. У меня ровный и спокойный характер.
7. Меня мучают боли в висках и во лбу.
8. У меня бывают приступы сердцебиения.
9. Мне трудно сосредоточиться на задании.
10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.
11. У меня часто болит голова.
12. Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
13. Я постоянно хочу спать днем.
14. Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер.
15. Мне нравится работать в коллективе.
16. Я с удовольствием прихожу в школу.
17. У меня чаще всего беспокойный сон.
18. Я все время чувствую себя усталым (ой).
Подсчитай баллы.

ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

+
0
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
1

-
1
0
0
0
0
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
0
0
0


Если получалось более 6 баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.
Учитель. Тому, кто набрал более 6 баллов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: «Все, больше не могу! - нужно открыть кран и ... помыть рука.
Даже не помыть, а просто подержать их под прохладной или холодной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимет и усталость, и нервное напряжение, и даже стрессовое состояние.
Жизнь иногда преподносит неприятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то и безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что туг можно посоветовать?
Главное
не зацикливайся на своих неприятностях! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.
Учитель записывает на доске «хорошее настроение».
Учитель. Есть еще одно замечательное средство от стресса это песня. Когда вам плохо, попробуйте петь. А сегодня для вас поет ваш одноклассник.
Исполняется музыкальный номер.
Учитель. Ваши аплодисменты это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладоней, а через них и массаж ваших внутренних органов.
Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.
Учитель. Один из способов быть счастливым, счтают американцы, - проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И.С. Павлов назвал это «мышечной радостью».
По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории.
Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца все, что доступно. А на нашей доске появляется еще одна запись в графе положительных факторов «спорт».
Учитель. Здоровье не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.
Здоровый образ жизни это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе.
На человека воздействует социальная среда, в которой он живет общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей моей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.
К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка, как курение. Все эта пороки, к несчастью, сегодня широко распространены сореди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.
А сейчас приглашаются по одному человеку от каждого объединения для участия в конкурсе.
О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок. Попробуйте объяснить, как вы понимаете их смысл.
Конкурс пословиц
1. Пьяному море по колено, а лужа по уши.
2. Что у трезвого на уме у пьяного на языке.
З. С хмелем познаться с честью расстаться.
4. Пить до дна не видать добра.

Учитель предлагает дополнить список пословиц и поговорок участникам объединений. Наиболее активные получают жетоны, а слово «алкоголь» записывает в графу отрицательных факторов на доске.
Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. объявила 31 мая всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача добиться, чтобы в ХХI веке проблема табакокурения исчезла. Отказаться от курения сложно, но возможно. Вопрос объединениям: какое влияние на организм человека оказывает курение?
Учащиеся отвечают, наиболее активные и давшие полные ответы получают жетоны. После обсуждения вопроса учитель записывает «курение» в графу отрицательных факторов на доске.

Учитель. Одна из самых страшных бед нашего времени употребление наркотических веществ. Наркомания, подобно раковой опухоли, развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения, который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.
Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках.

Каждое объединение получило задание разоблачить один из этих мифов.
Команда 1. Миф первый: «Попробуй пробуют все.»
Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев: конфликтные, к мелкому воровству, лживости, с неуравновешенным характером.
Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают в школе. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.
Команда 2. Миф второй: «Попробуй вредных последствий не будет».
Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного-двух приемов. Существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, и летальный исход возможен при первой же инъекции. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество, что может привести к тяжелому отравлению.
Команда З. Миф третий: «Попробуй если не понравится, прекратишь прием».
Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики.
Но при употреблении любого вида наркотика, и «легкого» и «тяжелого», прежде всего, страдает воля. Происходит то, что нарколога называют «энергетическим снижением»: ослабляются именно волевые качества личности, человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу.
В настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к. в ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.
Команда 4. Миф четвертый о существовании «безвредных» наркотиков.
Безвредных легких наркотиков не существует! Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто развивается даже при употреблении «легких» наркотиков: утрачивается интерес к происходящему в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека перестает волновать то, как он выглядит.
Учитель. Каждый может стать объектом внимания «доброжелателя», который попытается привлечь к опаснейшему для человека «занятию».
В этом случае каждый человек обязан быть готовым решительно отклонить такие попытки и помнить, что этот «добрый» приятель, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного.
Помните и о том, что никто из наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. А конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!
Учитель записывает слово «Наркомания» в графу отрицательных факторов на доске.
Учитель. Как сказал один из известных диетологов: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное».
А молодому растущему организму еженедельно требуется ЗО видов разнообразных продуктов. Каких, вы сейчас скажете сами.
Каждое объединение на своем плакате должно перечислить продукты, необходимые для организма человека.
Команда, лучше справившаяся с этим заданием, получает жетоны.
Учитель: Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу «формула здоровья это?
Будет здоровой наша страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!!!
В конце урока подводятся итоги, выявляются наиболее активные участники, набравшие большое количество жетонов.
Домашнее задание
Заполнить «Карту здоровья». В графе «Мои действия» запиши такие мероприятия, как, например, посещение врача в случае необходимости, соблюдение режима дня, советов врачей и родителей, занятия спортом, диета и др.
Подумай еще раз, от каких недугов и вредных привычек тебё хочется избавиться, чтобы быть здоровым и достичь главных целей своей жизни и, конечно, быть красивым, стройным, внешне привлекательным.

Карта здоровья
Мои болезни, недостатки внешности, вредные привычки
Рекомендации врачей, специалистов, родителей

Мои действия






Мое здоровье и экология
Перед тобой тест, составленный американскими медиками. Попробуй посчитать сколько лет тебе отпущено природой.
Тест
Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Ню каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми еще и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Все равно 14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вредных привычек, тем лучше.
Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

Если ты мужчина, вычти из 72 цифру З. Женщинам надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Слёдовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни 69 лет, у женщин 76.
Если ты живешь в городе с населением более 1 млн 4еловек, вычти 2 года.
Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс, человек, добавь 2 года.
Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим прибавь 3.
Если занимаешься спортом пять раз в неделю хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза прибавь 2 года.
Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если не, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста).
Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 года, если по 7-8 ч, ничего не вычитай.
Если ты плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон, - признак плохого кровообращения.
Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный добавь 3 года.
Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.
Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее 2 года.
Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто- то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта...), вычти 4 года.
Если кто-то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от рака, инфаркта и т. д., вычти 3 года.
Если ты выкуриваешь больше трех пачек сигарет в день, отними лет, если 1 пачку 6 лет, если меньше пачки 3 года.
Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг вычти 8 лет, если на 1520, то 4 года, если на 515 кг 2 года.
Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь до- жить. Как видишь на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Посмотри разные пункты теста, убедись еще раз, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни.
Влияет и окружающая среда. Не случайно в тесте есть вопрос о населенном пункте, в котором живет человек. Города с населением свыше 1 млн отрицательно влияют на здоровье живущих в нем людей и, следовательно, на продолжительность их жизни. Как ты думаешь, почему это происходит?
Попробуй найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.

15