Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений логопедической работы


Развитие мотивационной сферы обучения как одно из важнейших направлений логопедической работы
Развитие мотивационной сферы учащихся является одним из приоритетных направлений в работе коллектива педагогов нашей школы. Ведь ещё В.А.Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если в ученике нет желания учиться».
Развитие познавательных интересов – это как раз и есть тот попутный ветер, который помогает нашему школьному кораблю двигаться по морю Знаний.
Для того, чтобы плавание началось, необходимо сняться с якоря. А якорь – это однообразие и скука. Даже хорошо подготовленный, методически грамотный урок не принесет ожидаемого результата, если не вызовет эмоциональный отклик в душе ребенка. А для этого в каждом уроке должна быть своя «изюминка», каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг ученика – одним словом то, что он будет помнить и через несколько лет. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Когда начинается урок? По расписанию, когда прозвенит звонок, а по-настоящему тогда, когда детям в классе становится интересно.
Есть много факторов, способствующих формированию у учащихся положительной учебной мотивации. Они, как паруса корабля, которые помогают быстрее достичь цели.
В своей деятельности учителя нашей школы применяют современные педагогические технологии. Это тестовая, игровая, информационно-коммуникативная технология, технология опорных сигналов и другие. Применение этих педтехнологий помогает максимально продуктивно организовать процесс обучения и способствует формированию познавательных интересов учащихся.
Но на пути следования нашего корабля встречаются подводные рифы. Это сложности в развитии мотивационной сферы первоклассников и вновь прибывших воспитанников. У первоклассников они вызваны низкими стартовыми возможностями, у вновь прибывших учащихся - пробелами в знаниях.
Чтобы преодолеть эти трудности, необходим индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Применение личностно-ориентированного подхода, работа в зоне ближайшего развития ребёнка помогают учить детей с разным уровнем обучености, сохраняя их эмоциональное благополучие, веру в успех, желание учиться.

Тротуарная плитка производство тротуарной плитки.
Ещё один парус нашего корабля – это соблюдение здоровьесберегающих аспектов. На первый взгляд здоровьесбережение и мотивация учащихся казалось бы не связаны между собой. Однако, к вопросам мотивации вопросы здоровья имеют самое непосредственное отношение: нарушение здоровьесберегающих аспектов урока, постоянное принуждение к учёбе разрушают здоровье учеников, изматывают их физически и эмоционально и, наоборот, учебный процесс, построенный с учётом принципов здоровьесбережения создаёт ту обстановку эмоционального благополучия и комфорта, при которой ребёнок учится охотно, с радостью.
На протяжении нескольких лет доброй традицией школы стало проведение предметных недель. И, если в общеобразовательной школе предметные недели – это своего рода учебные соревнования, работа с одарёнными детьми, то мы главной целью при проведении предметных недель ставим воспитание у детей положительной учебной мотивации. В мероприятиях недели принимает участие каждый ребёнок, независимо от уровня развития его познавательных процессов и сформированности учебных навыков. Интересные по форме, увлекательные по содержанию мероприятия помогают творческому самовыражению детей, расширяют знания по предмету, переводят отношения учителя и ученика в новое русло – русло творческого взаимодействия, способствуют привитию интереса к изучаемому предмету.
На нашем корабле подняты все паруса, но даже при попутном ветре только хорошо подготовленная команда сможет привести его к цели. В нашей школе опытная команда творчески мыслящих, инициативных учителей, которые прекрасно знают: для школы вирус обыденности страшнее вируса гриппа. Страшно, если уроки становятся похожи один на другой и серое сегодня сменяет такое же серое вчера. От этого дидактического авитаминоза спасает чудесный витамин – творчество. Если горят глаза учителя, если ему самому интересно то, что он делает – загорятся глаза и у его воспитанников, и детям захочется творить, учиться, достигать вершин. Об эффективности любой работы можно судить только по результатам. Наш результат – успешность наших детей.
Учёба – серьёзный напряжённый труд, но он не будет эффективным, если к нему принуждать. Только тогда, когда ребёнок будет учиться с увлечением, если мы сможем воспитать в нём стремление к знаниям, наша работа принесёт достойные плоды. И практика школы подтверждает это ежедневно.