Рабочая программа кружка декоративно — прикладного искусства Умелые ручки


«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Заместитель Директор
директора по ВР директора по УВР МБОУ «Новосёловская школа»
Новосёловской ОШ МБОУ «Новосёловская школа» ___ /Н. П. Перегудова /
/С. З. Чонкай / /Р. Б. Есакова / ФИО
ФИО ФИО Приказ № _______от
«____» _________20___г. «_____» __________20___г. «_____» __________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУКОВОДИТЕЛЯ КРУЖКА
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИССКУСТВА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Боришкевич Виктории Александровны


2014 -2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и подручным материалом. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 12 до 16 лет. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа, всего 76 занятий за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- обучение детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так чтобы процесс и результат приносил радость и удовольствие.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
Общие правила техники безопасности.
1. В кружок допускаются дети и подростки, изучившие и выполняющие правила по технике безопасности.
2. Бережно относиться к имуществу кружка.
5. Работать начинай только с разрешения руководителя.
6. Применяй инструменты только по их назначению.
7. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
8. Пользуясь инструментом, держи его так, как показал руководитель.
9. Инструменты, материалы, заготовки и детали храни в предназначенном для этого месте.
10. Не держи ножницы концами вверх. Не оставляй их в раскрытом виде.
11. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
12. Рабочее место держи в чистоте.
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: цветную бумагу, гофрированный картон; картон белый и цветной, бумажные полоски шириной 0,2-0,7 мм, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, инструменты для квиллинга(специализированные) и самодельные: зубочистки и стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
Учебно – тематический план
кружка «Умелые руки»
№ Тема Количество часов
Волшебный квилинг46
Работа с подручным материалов 30
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. "Волшебный квиллинг" (46 ч.)
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
2. Работа с подручным материалом (30 ч.)
Используя подручный материал можно сделать огромное количество поделок, причем не, только красивых, но и полезных.
Если вы нашли старые вещи, пакеты и/или бутылки, а также ненужные ручки и другие предметы, не стоит их сразу выбрасывать, возможно, из них можно сделать что-то интересное и даже привлечь детей к изготовлению поделок.
Тематическое планирование кружка «Умелые руки»
№ п/п Тема Теоретические занятия Виды практическойдеятельности Кол-во часов Дата Прим.
Волшебный квиллинг (46 ч.)
1-2 Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.
 
Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности. 2 3 Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга. 1 4 Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;
Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета. 1 5-6 Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”,“квадрат”, “прямоугольник”.
Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм. 2 7-8 Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Учить детей правильно выполнять форма «завиток».
Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью взрослого, а затем  самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы. 2 9 Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».
Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.
Дети  с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы. 1 10-11 Основные формы «глаз», «лист». «полукруг», «стрела». Учить детей правильному выполнению  формы «глаз», «лист», «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «лист». «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм. 2 12-13 Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа.
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом. Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность. Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. 2 14-15 Изготовление простых, несложных цветов. Учить детей технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам  работы и сборки цветов, правильно  подбирать цветовую  гамму. Познакомить детей с новым способом изготовления  цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. 2 16-17 Изготовление бабочек Учить детей технологии изготовления бабочек. Как сделать разметку на бумаге. Учить собирать готовые заготовки. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок бабочек данным приёмом.
2 18-19 Изготовление животных в технике. Учить детей технологии изготовления животных. Как сделать разметку на бумаге. Учить собирать готовые заготовки. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
2 20-21 Композиция из цветов. Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности Дети продолжают работу над созданием композиции из цветов.
2 22-23 Конструируем детскую коляску в технике квиллингРазвивать умение применять нужную форму в работе.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Подбирают цветовую гамму. Дети самостоятельно определяются в выборе работы.
Подбирают цветовую гамму 2 24-28 Чайный набор в технике квиллингРазвивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Работать с технологической картой и обозначением форм на схемах.
Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Помочь детям разработать дизайн поделки.
Подбирают цветовую гамму. 5 29-31 «Новогодние игрушки» Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами Дети учатся приемам изготовления игрушек. Подбирают цветовую гамму, форму и размер.
Показать примеры работ.
3 32 «Весёлая снежинка» Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. Познакомить детей со способом изготовления снежинок.
Знакомство с простейшими приемами изготовления снежинок.
Показать примеры работ. 1 33-35 Составление композиции «Цветы и бабочки» Развивать умение применять нужную форму в композициях. Учить приемам работы при сборке композиции.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности Дети продолжают работу над созданием композиции из цветов и бабочек. 3 36-38 Изготовление цветов и листьев для составления самостоятельной композиции. Развивать умение применять нужную форму в работе. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.
Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. 3 39-41 Оформление фоторамки Знакомство с примерами оформления фото рамки.
Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.
Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз.
Подбирают цветовую гамму.
Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовки к фото рамке. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок. (Цветы, завитки). 3 42-46 «Коробочка, украшенная в технике
квиллинг»
Развивать умение применять нужную форму в работе.
Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности
Подбирают цветовую гамму, Дети самостоятельно определяются в выборе работы.
Подбирают цветовую гамму.
5 Работа с подручным материалом (22 ч.)
47 Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок История возникновения поделок из подручного материала Познакомить детей с разнообразием поделок из природного и бросового материала 1 48-49 Поделка «Веер» Учащиеся знакомятся с правилами сборки поделки. Учащиеся определяются с декором веера и приступают к сборке. 2 50-52 Поделка «Ваза с цветами» Учащиеся знакомятся с правилами сборки поделки. Приступают к изготовлению деталей и их сбору 3 53-54 Декорируем вазу Учащиеся знакомятся с правилами декора и с всевозможным материалом декора. Учащиеся определяются коллективно с формой вазы и материалом её декора 2 55-59 Весёлый снеговик Учащиеся знакомятся с правилами изготовления заготовок, и их сбором Приступают к изготовлению деталей и их сбору 5 60-63 Забавные животные Учащиеся знакомятся с правилами сборки поделки. Приступают к изготовлению деталей и их сбору 4 64-68 Шкатулка из макаронных изделий Учащиеся знакомятся с правилами сборки поделки. Учащиеся определяются коллективно с формой шкатулки и её дизайном 5 69-76 Плетение кашпо для цветов Учащиеся знакомятся с правилами заготовки материала Плетение основы корзины, ручки корзины, покраска изделия 8
Список литературы.
1.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2.Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
4.О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.
5.Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.
6.А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982.
7.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.
8.Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.
9.Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.
10.Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.
11.http:/stranamasterov.ru
12.Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
13.Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
14.Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
15.Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
16.Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
17.Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
18.Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
19.“Делаем сами” - ежемесячный журнал;
20.Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
21.“Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
22.Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
23.Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).24.“Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;