Авторская программа кружка декоративно-прикладного искусства Мастерица


Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
школы № 93 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству
«Мастерица»
на 2016-2017 учебный год
Количество часов: 72 (36 занятий)
Возраст: 10-15 лет
Заполнение группы: 7-15 человек
Составила: преподаватель технологии
Ерина Галина Викторовна
г. Санкт-Петербург
2016 годСОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка3
Методика проведения занятия 4
Тематический план 7
Календарно-тематический план 8
Заключение 12
Список электронных ресурсов 13

Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.
Что же понимается под творческими способностями?
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Работа в кружке «Мастерица» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель программы – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
Обучить правильно и безопасно работать с инструментами и оборудованием;
Обучить основам технологии вышивки, бисероплетения, художественного изготовления искусственных цветов, вязания, лоскутное шитье, изготовления мягкой игрушки;
Познакомить с историей возникновения изучаемых видов ДПИ, традиционными народными праздниками.
Развивающие:
Развить чувство эстетического восприятия прекрасного;
Развить образное и пространственное мышление;
Развить творческие способности и фантазию учащихся.
Воспитательные:
Воспитать умение строить отношения со взрослыми и сверстниками;
Воспитать трудолюбие и уважение к мастерам своего дела;
Воспитать умение преодолевать неудачи.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
Комбинированные занятия (Освоение нового материала, повторение и закрепление пройденного);
Возрастная группа: 10-15 лет
Наполнение группы: 7-15 человек
Срок: 1 год. (72 часа, 2 часа в неделю)
Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся
Методика проведения занятия
Формы работы:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
Просмотр видеофильмов;
Использование силуэтного моделирования;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Самостоятельное создание декоративных изделий.
Методы и приемы:
1.Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа;
- использование художественного слова;
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения;
- анализ выполненных работ.
3. Практические методы:
- обучение способам изготовления декоративных цветов, бисероплетения;
- самостоятельное выполнение декоративных изделий;
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход.
4. Метод «подмастерья»
5. Мотивационные методы:
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха.
6. Игровые методы:
- игровые ситуации.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия.
Для освоения программы необходимы следующие материалы и приспособления:
Для изготовления искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. по 2 м. Она обязательно должна быть пластичной. Бумага креповая зеленая, белая, красная или розовая, клей ПВА, нитки белые № 35 и № 100, вата, ножницы, ткань белая, зеленая - лучше шелк или хлопчатобумажную (ситец) по 0,3 м. (ткань обработана крахмалом), ножницы, тетрадь, исчезающий карандаш для ткани, картон для выкроек формата А-4 два листа, цветные карандаши.
Для бисероплетения вам потребуется: бисер, бусины и стеклярус производство Чехия (пакетик с россыпью из трех – четырех оттенков одного цвета), иглы для бисера, размер иглы соответствует отверстию бисера; чем больше номер, чем соответственно тоньше игла. Для бисеринок с маленькими отверстиями подходят иглы номеров от 10 до 15, мононить, нитки синтетические. Хорошо подходят нити из нейлона и спандекса, нить-резинка, ножницы. Чтобы удобно было работать с бисером - обычное полотенце, для хранения бисера пластиковые контейнеры.
Для вышивки мулине, лентами, бисером потребуется: канва, серый или белый лен, креп-сатин (ткань на выбор) нитки мулине 3-4 цветов, ирис, ленты атласные 0,3 – 5,0 см. (цвет: зеленые, красные, желтые, коричневые и их оттенки). Иглы с тупым концом. Синельные или гобеленовые иглы, обязательно с широким ушком. Размеры игл от №13 до №18. Игла для вышивки бисером №26. Чтобы облегчить себе работу, приобретите пару небольших круглых магнитов, на которых очень удобно оставлять иглы. Пяльцы круглые или прямоугольные. Ножницы - маленькие остроконечные вышивальные и большие портновские, исчезающий карандаш по ткани.
Для изготовления мягкой игрушки потребуется: кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, наперсток, мел, клей ПВА, бумага для выкройки, бусины или кукольные глазки.
Для художественной обработки кожи потребуется: ножницы маленькие остроконечные, ножницы “зигзаг”, карандаш, линейка, клей ПВА-М, клей «Момент-кристалл», ручка, картон, кусочки кожи, краски для кожи, гуашь, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток.
Для вязания крючком вам потребуются: крючок№ 2, пряжа 55% хлопок/45% акрил, вес 50гр/160 м. (белый, красный, желтый, голубой, коричневый, оранжевый по 1 шт.), синтепон, дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, линейка для построения выкроек, швейные булавки и булавка для временного перемещения петель.
Для изготовления подарков к праздникам потребуется: тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см., линейка, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого, белого цветов) 5 упаковок, крючок № 3.
Тематический план
Наименование раздела кол-во часов кол-во занятий
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов 10 10
Раздел 2. Бисероплетение 10 10
Раздел 3. Вышивка 10 10
Раздел 4. Лоскутное шитье 8 8
Раздел 5. Мягкая игрушка 8 8
Раздел 6. Художественная обработка кожи 6 6
Раздел 7. Вязание крючком 10 10
Раздел 8. Подарки к праздникам 6 6
Раздел 9. Выставки. 2 2
Раздел 10. Итоговое занятие по результатам года. 2 2
Итого: 72 72

Календарно-тематический план работы кружка
по декоративно – прикладному искусству
Наименование раздела и темы занятия Содержание темы Практическое задание Инструменты и материалы Кол-во часов
Раздел 1. Художественное изготовление искусственных цветов 10
Занятие 1. Введение в мастерство Вводное занятие. Знакомство с видами ДПИ. Инструменты, оборудование и материалы, из истории возникновения, ТБ Выполнение тычинок, обработка стебля Тетрадь, ручка, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,3 мм и 0,7 мм (2 метра), ПВА, нитки № 10 или «ирис». 2
Занятие 2. Изготовление цветов без инструментов Понятие композиции. Пропорции. Изготовление лилии Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, вата, нитки № 35, белая ткань 10*25 см. (обработана крахмалом), цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая, карандаш для ткани исчезающий 2
Занятие 3.
Изготовление цветов без инструментов
Способы раскроя деталей. Изготовление розы. Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. Тетрадь,карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм и 1 мм (2 метра), ПВА, нитки № 100 или «ирис», белая ткань 10*25 см., цветные карандаши, креповая бумага белая и зеленая 2
Занятие 4. Изготовление цветов с использованием инструментов Приемы работы с инструментами. Изготовление цветка хмелек. Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Составление композиции. Тетрадь, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом), креповая бумага в тон ткани. 2
Занятие 5.
Изготовление фантазийных цветов без инструментов
Приемы работы. Изготовление фантазийного цветка Выполнение деталей цветка, сборка цветка. Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ножницы, проволока толщина 0,5 мм 30 см, ПВА, нитки № 100 или «ирис», ткань двух контрастных цветов 10*25 см. (обработана крахмалом) , креповая бумага в тон ткани 2
Раздел 2. Бисероплетение. 10
Занятие 6.
Плетение цветов Основные принципы плетения. Схемы плетения Выполнение букета цветов из бисера
Тетрадь для теории, проволока, бисер 2
Наименование раздела и темы занятия Содержание темы Практическое задание Инструменты и материалы Кол-во часов
Занятие 7.
Плетение животных из бисера Приемы и принципы плетения по схеме
Выполнение животных из бисера (брелок на телефон)
Тетрадь для теории, бисер, леска, проволока, иголка, цепочка, кольцо, нитка 2
Занятие 8.
Плетение колье из бисера и бусин Приемы и принципы плетения по схеме
Выполнение
колье из бисера и бусин Тетрадь, бисер, бусины, нитки, леска, иголка для бисера 2
Занятие 9.
Плетение кольца Понятие модуля. Пропорции человека. Выполнение наброска фигуры человека Тетрадь для теории, бисер, нитки , леска, иголка для бисера 2
Занятие 10.
Плетение фенечки на станке
Принципы и приемы, схемы плетение фенечки на станке Выполнение фенечки на станке Тетрадь, цвет. карандаши, бисер, нитки № 35 и №100, станок (самодельный), иголка для бисера 2
Раздел 3. Вышивка 10
Занятие 11.
Вышивание крестиком Прием вышивания крестиком Выполнение упражнений по вышиванию нитками мулине Тетрадь для теории, пяльцы, ткань-канва, нитки мулине, иголка 2
Занятие 12 Вышивание панно лентами Приемы вышивания лентами. Выполнение упражнений по вышиванию лентами Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен , пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы 2
Занятие 13.
Вышивание панно лентами Приемы компоновки рисунка для вышивания лентами Выполнение упражнений по вышиванию лентами Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, ткань-лен, пяльцы, ленты, игла синельная, ножницы 2
Занятие 14.
Вышивание
бисером панно Расчет цветов в схеме Выполнение эскиза-схемы панно, упражнений по вышиванию бисером Тетрадь, карандаш для ткани исчезающий, креп-сатин, пяльцы, бисер, игла для бисера, ножницы 2
Занятие 15.
Панно из бисера Декоративное украшение, закрепление Выполнение декоративного панно из бисера Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, бумага формат А4 , гуашь или акварель, кисточка 2
Раздел 4. Лоскутное шитье 8
Занятие 16.
Первые шаги в лоскутной технике «Ляпак» Из истории возникновения.
Понятие симметрии, композиции, приемы работы Выполнение декоративного узора в технике «Ляпак» Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы 2
Занятие 17.
Лоскутная техника «Ляпак»
Декоративная отделка Выполнения обработки косой бейкой изделия Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, косая бейка 2м., нитки, игла, наперсток, ножницы 2
Занятие 18.
Лоскутная техника «Синель» Из истории возникновения,
приемы работы Выполнение основы для декоративной сумочки. Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, ножницы 2
Наименование раздела и темы занятия Содержание темы Практическое задание Инструменты и материалы Кол-во часов
Занятие 19. Лоскутная техника «Синель» Приемы обработки молнии-замка Выполнение втачивания молнии, завершение и декорирование работы. Тетрадь, лен, лоскутки х/б или трикотажных тканей б/у, нитки, игла, наперсток, молния 15-18 см., щетка грубой щетины, ножницы 2
Раздел 5. Мягкая игрушка 8
Занятие 20.
Построение выкройки игрушки животного История возникновения. ТБ. Понятие чертежа и выкройки Выполнение выкройки игрушки Тетрадь для теории, карандаш, бумага, ножницы 2
Занятие 21.
Раскрой частей игрушки и сшивание деталей Виды и формы мягкой игрушки. Понятие о приемах раскроя Выполнение раскроя частей игрушки и сшивание деталей Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы 2
Занятие 22.
Сшивание частей игрушки и ее набивка Приемы и техника ручных стежков Выполнение сшивания частей игрушки Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы 2
Занятие 23.
Завершение сборки и декорирование мягкой игрушки Понятие о формирования готового изделия Выполнение сборки и декорирования готового изделия Тетрадь для теории, ткань, нитки, иголка, наперсток, набивка, ножницы 2
Раздел 6. Художественная обработка кожи 6
Занятие 24. Историю кожевенного дела. Общие сведения о работе с кожей. Выкраивание деталей розы Назначение изделий из кожи и их применение.
Приемы раскроя Выполнение вариантов обработки кожи Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило 2
Занятие 25.
Термообработка кусочков кожи и их сборка Приемы работы при термообработки и сборке деталей из кожи Выполнение термообработки деталей из кожи, сборка отделочного цветка Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, кусочки кожи, свечи, спички, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. 2
Занятие 26.
Изготовление оберега-башмачка из кожи Последовательность сборки деталей Выполнение сборки оберега-башмачка Тетрадь, ножницы маленькие остроконечные, карандаш, линейка, клей ПВА-М, ручка, картон, пинцет, шило, игла, нитки, наперсток. 2
Раздел 7. Вязание крючком 10
Занятие 27.
История возникновения вязании крючком Понятие чтения и составления схемы. Воздушная петля, соединительный столбик Выполнение воздушной петли, соединительного столбика, туловище Тетрадь для теории, ручка, карандаш, ластик, крючок № 2, пряжа белого цвета, ножницы 2
Наименование раздела и темы занятия Содержание темы Практическое задание Инструменты и материалы Кол-во часов
Занятие 28.
Вязание туловище петушка Понятие прибавления и убавления петель, столбик без накидом, столбик с накидомВыполнение прибавления и убавления петель, столбик с накидом, вязание гребешка Тетрадь для теории, карандаш, ластик, ручка, крючок № 2, пряжа белого и красного цвета, ножницы 2
Занятие 29.
Вязание гребешка и крылышек петушка
Понятие соединительный столбик с накидомВыполнение гребешка и крылышек петушка Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы (с широким ушком) 2
Занятие 30.
Изготовление клюва и хвостика петушка Понятие симметрии. Выполнение клюва и хвостика петушка Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы 2
Занятие 31. Завершение работы. Сборка готового изделия Понятие пропорции для вязанных игрушек Выполнение приемов сборки деталей петушка Тетрадь, ручка, крючок № 2, пряжа белого, красного, желтого, коричневого, оранжевого и голубого цвета, ножницы, игла штопальная (с широким ушком) 2
Раздел 8. Подарки к праздникам 6
Занятие 32.
Елочные украшения История праздника. Понятие развертки Изготовление ёлочного украшения–«подарок» Тетрадь, ручка, ножницы, оберточная бумага, двусторонний скотч, лента или веревочка, клей момент 2
Занятие 33.
Подарок ко дню Матери История праздника.
Техника йо-йо Изготовление подарка в технике
йо-йо Тетрадь, ручка, ножницы, ткань 15*15 см., нить, игла, пуговицы, картон, ПВА-М, ленточка 20 см. 2
Занятие 34.
Подарок к 8 марта История праздника Изготовление подарка в технике вязания крючком Тетрадь, ручка, линейка, ножницы, пакеты (голубого, желтого, черного, зеленого цветов) 4 упаковки, крючок № 3 2
Занятие 35.
Выставка Значение демонстрации ДПИ Окончательная отделка. Подготовка изделий к выставке Тетрадь, ручка, изделия требующие декорирования 2
Занятие 36.
Итоговое занятие Подведение итогов. Обмен опытом по МК Тест-опрос о желаемых видах ДПИ, презентации работ Тетрадь, ручка, новые МК по видам ДПИ 2

Заключение
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
— получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
— узнают о народных промыслах северо-западного региона.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
«К народным традициям должно бытьвеличайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой
их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Список электронных ресурсов и литературы
История декоративно-прикладного искусства http://3ys.ru/istoriya-dekorativno-prikladnogo- iskusstva/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.htmlДекоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/Декоративно-прикладное искусство http://artsociety.ru/index.php?topic=216.0Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.phpОсобенности преподавания декоративно-прикладного искусства http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htmХудожественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/
Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
Дизайн http://www.excentrika.ru/design
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000
Пушкина В.З. Кожа: Практическое руководство. – И.: Изд-во “Эксмо”, 2003 . (серия “Академия мастерства”)
Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.
Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .
Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.