Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы
средняя школа имени Абая
Тарбагатайский района
село Акжар
Восточно-Казахстанская область
учительница русского языка и литературы


Класс: 7
Урок: русский язык
Тема урока: Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Цели урока:
1.Обучающая:
- закрепить понятие о второстепенных членах предложения;
-изучить обстоятельство как второстепенный член предложения;
-рассмотреть вопросы обстоятельств по значению и определить виды.
2. Развивающая:
- развить умения различать обстоятельство от других второстепенных членов;
- развить коммуникативные навыки и мышление учащихся;
3. Воспитывающая:
- привить бережное отношение к родной земле, к Языку.

Тип урока: изучение новой темы;
Оборудование: компьютер, карточки, иллюстрации, материлы по занимательной грамматики.
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.

Ход урока
Орг.момент
Повторение изученного материала.
Схема №1

Второстепенные члены предложения


Дополнение Определение Обстоятельство
Вопросы косвенных падежей Какой?
(кроме И.п.) Чей?

прямое косвенное согласованное несогласованное


Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на обстоятельство, при которых происходит действие: время, места, образа действия, причину, цель.
Вопросы обстоятельств: Когда? Почему? Где? Как?Зачем?
Работа по таблице:








Моя Родина.
I
Родина! Какое прекрасное слово! На родной земле и птицы поют звонко и красиво. Человеку хорошо на своей родной земле. Волшебной зимой и долгожданной весной Человек словно рождается снова. Природа дарит нежно свое тепло. А что нам дарит Родина?
Ассоциативная карта?




Прочитайте и переведите на родной язык пословицы про Родину:
1. Родины тепло- огня жарче.
2. На чужбину попав, поймешь, как дорога Родина.
3.Если не нашел счастье дома, не обретешь и на чужбине.
II
Поэтическая минутка.
Есть мысль сокровенная у меня,
Вижу в мечтаниях своих ясно я.
Когда бы жестокость и подлость
В могилу сошли бы со мною,
Готов умереть хоть сегодня,
С родимой расставшись землёю.
- Ребята, что вы поняли? О чем идет речь в стихотворении М.Макатаева?
III
Анализ текста.
Известный казахский поэт Мукагали Макатаев родился в феврале 1931 года в ауле Карасаз Нарынкольского района Алматинской области. У него было трудное детство, и это отразилось во многих его стихах. Начал писать еще со школы. Одно из первых стихотворений было напечатано в районной газете, когда автору было всего 14 лет. Первый сборник стихов был опубликован в печати в 1964 году.
IY. Итог урока.
Что мы узнали нового?
Я могу использовать свои знания?
Y.Домашнее задание: Подобрать тексты с видами обстоятельств.
YI. Оценивание.


Виды обстоятельств

Условия или уступки

цели

причины

места

времени

Меры и степени

Образа действия

Как?каким образом?

В какой степени?

Когда?как долго?

При каком условии? вопреки чему?

Зачем?с какой целью?

Где?куда? откуда?

Почему?по какой причине?

Родина