Статья на тему : Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников.


Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников
Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках – издавна используются , как одно из значимых средств в воспитании детей. Произведения литературы обогащают и развивают речь детей на лучших образцах родного языка. Одна из задач воспитателя – познакомить с произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов, произведениями других народов, ввести в прекрасный мир народного творчества. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, расширяет жизненный опыт ребёнка, раскрывает внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, отношение писателя к своим героям. Произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственную оценку, обогащают эмоции детей, заставляя их волноваться, сочувствовать героям, переживать, осуждать, возмущаться отрицательным персонажам и поступкам. Увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления, развивая воображение, эстетическое восприятие. Ребёнок слушает и создаёт в своём воображении зрительные образы, он как бы видит то, о чём так живо говорит писатель. Читая и рассказывая детям различные художественные произведения, мы воспитываем чуткость к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к слушанию сказок, рассказов, стихов. Художественная книга даёт ребёнку образцы русского литературного языка. Использование потешек, загадок, скороговорок, пословиц получило признание в работе с дошкольниками. Е.И.Тихеева рекомендует применять разучивание скороговорок, отгадывание загадок для упражнений по развитию речи, умственных способностей ребёнка. Также загадки, пословицы, приговорки раскрывают поэтические стороны явлений, которые часто проходят незамеченными.
Прежде чем начать работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, воспитатель должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения, как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации. Только читая, человек развивается, совершенствует свою память, внимание, воображение, а также учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает речь человека, делает её правильной, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит её сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Воспитатель должен быть убеждён в том ,что детская литература – настоящее искусство, которое нужно суметь донести до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, является фундаментом для дальнейшего культурного развития ребёнка.
Коноплина Т.И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»