Открытый урок в 5 классе Что роднит музыку с литературой


Авторская разработка проекта урока музыки в 5 классе
по теме :"Что роднит музыку с литературой?"
с формированием навыков смыслового чтения и использованием метода проектов.
Разработала:
Григорьева Ирина Викторовна,
учитель технологии, музыки первой категории.
Окунёвская СОШ филиал МАОУ Вагайская СОШ
Тюменская область, Омутинский район.
Открытый урок музыки в 5 классе по теме :"Что роднит музыку с литературой?"
Цель: выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные и литературные произведения.
Задачи урока:
формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
формировать навыки и умения выразительного смыслового чтения;
развивать мышление, память, воображение через восприятие музыки и поэзии;
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
учить детей умению анализировать басню;
расширять словарный запас учащихся;
воспитывать нравственно-этические нормы поведения.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, презентация учителя с текстом, картинками и музыкальными произведениями.
Литературный материал: Басни И.А.Крылова "Квартет" и "Ворона и лисица", слова песни "Во поле берёза стояла", стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок».
Материал искусства: картины Василия Поленова "Монастырь над рекой"
Музыкальный материал: Русская народная песня, "Во поле берёза стояла",
«Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, романс М.И.Глинки "Жаворонок".
Ход урока
I. Организационная часть. Музыкальное приветствие:
"Здравствуйте, ребята" - "Здравствуйте, учитель!"
II. Основная часть. 1. Повторение изученного материала в 4 классе
Музыкальные загадки ( развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество.)
Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
Если ноты в ряд стоят,
Эти ноты —... (Звукоряд)
Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди.
(Скрипичный ключ)
Работа с текстом стихотворения

“Чтоб выучиться пению Имеем мы терпение,И чтоб урок не зря у нас прошел,Должны мы быть внимательны, Послушны и старательныИ выучить все ноты до одной:До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до”. 1. Какими вы должны быть на уроке музыки? (внимательными, послушными и старательными)
2.Какие ноты вы знаете?
(До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)
Прочитайте музыкальный рассказ (Используется при повторении знаний нотной грамотности)
(см. Приложение1.)
2. Актуализация знаний
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами начнём экскурсию по литературно-музыкальному журналу (на доске: "МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА =...?..."), название журнала мы узнаем после составления кроссворда. На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой.
Формулирование темы урока. Ребята, как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о музыке и литературе)
Работа с учебником. Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему урока.
(Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».)
Планирование деятельности
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. (Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана). Прочитайте, что получилось.
План урока:
Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
3. Работа над новым материалом. (Постановка учебной проблемы) На первый взгляд музыка и литература очень далеки друг от друга. Но часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений. Но иногда случается ещё одно чудо - эти строки превращаются в музыку. Как вы думаете, «Нужна ли музыке литература?» (Да. Без слов не будет песни, в ней останется одна мелодия)
- Эту мелодию мы сможем с вами исполнить? (Да, сможем). Как? (Голосом).
- Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется "вокализ". Слушание вокализа.
Работа с учебником Прочитайте текст по теме урока: «Что роднит музыку с литературой».и вставьте пропущенные слова
Реконструкция текста (Письмо с дырками). (Этот приём подойдёт в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.)
«Музыкальный текст, с пропусками слов» (Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.)
Создавая инструментальные ............, ............... опираются на то ............ , которое изложено в литературном............... или выражено в названии ................ .
Слова для справок: композиторы, сочинение, содержание, произведения, источник,
_____________________________________________________________________________

И ....... и .......... объединяет общность ......... . Нередко поэтические ............. получают названия ........... , .......... , ................, а музыкальные - ............., ............., .............. и др.
Слова для справок: сказка, песня, произведения, романс, музыка, поэма, жанры, баллада, запевка.
Работа со словари и карточками - В литературе, и в музыке существует много жанров.
Задание № 1. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Их нужно разобрать, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (дети работают с карточками)
Жанры музыки Жанры литературы Песня 7
Опера 2
Кантата 3
Оратория 12
Вариация
Вокализ
Балет 10
Инструментальная музыка 5 Романс
Мюзикл
Оперетта
Симфония 1
Сюита 11
Поэма
Балада 6
Концерт Поэзия
Сказка
Басня
Былина 8
Рассказ 4
Повесть 13
Роман 14
Из слов собрать кроссворд, чтобы получилось слово
СОТРУДНИЧЕСТВО
(собираем сверху вниз по числам, начиная со слова Симфония.
Итак, ребята, как называется наш литературно-музыкальный журнал? (Сотрудничество) А почему он так называется? (Музыка и литература сотрудничают друг с другом) (Раздаются карточки )
Приём «Дополни предложение»
А) МУЗЫКА + ЛИТЕРАТУРА = ?_________________. Музыка и литература _________ друг с другом.
Б) Ты всё пела? Это дело:….
В) Ай, Моська!… !…
Г) Спой, Светик не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой….
Д) А вы, друзья, как ни садитесь……
Е) УМЕНИЕ + ТРУД = ? ___________________
Приём «Дополни определение»
А) Исполнение мелодии голосом без слов называется ____________________. (вакализ)
Б) _______________ – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение (Басня)
Музыка часто становится основой сюжета литературного произведения, иногда она выступает как главный действующий герой.
Задание № 2. Прошу вас, ребята, продолжить крылатые выражения и назвать произведения из которых эти строки: (из басни..)
Ты все пела? Это дело:.... (Так поди же, попляши!)
https://vsebasni.ru/krylov/strekoza-i-muravei.html Стрекоза и муравей.
Ай, Моська!…(знать, она сильна, что лает на Слона!)
https://vsebasni.ru/krylov/slon-i-moska.html Слон и Моська
Спой, Светик не стыдись!
( Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!)
https://vsebasni.ru/krylov/vorona-i-lisica.html Ворона и Лисица
А вы, друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь)
https://vsebasni.ru/krylov/kvartet.html Квартет
Итак, мы открываем первую страницу нашего журнала БАСНИ.
Но сначала давайте вспомним, что называется басней? (Басня – это небольшой рассказ (чаще стихотворный) состоит из двух частей: основное повествование и мораль (нравоучение) и сатирическое изображение
- Кто чаще является героями басен? (растения, животные и предметы)
- А кого автор подразумевал под животными и растениями? (людей)
- А кто самый известный баснописец? (Иван Андреевич Крылов)
(Учитель раздаёт слова басни И.А.Крылова "Квартет", Приложение 2.)
Приём "Чтение с остановками и вопросы " (Учитель выбирает текст для чтения. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.)
Вопрос Ответ
Как называется басня?
Кто автор басни? (самый известный баснописец)
Как автор называет Мартышку?
Как автор называет Мишку?
Что достали звери?
На каких инструментах собрались играть звери?
Где животные собрались играть на инструментах?
Что такое липка?
Что собрались делать животные?
Какие животные собрались сыграть квартет?
Что такое квартет?
О ком в басне идёт речь?
1. Квартет
2. Иван Андреевич Крылов
3. Проказница
4. Косолапый
5. Ноты, баса, альта, две скрипки.
6. Струнно-смычковых.
Извлекается звук в процессе ведения смычка по натянутым струнам. 
7. Сели на лужок под липки
8. Деревья
9. Пленять своим искусством свет
(сыграть квартет)
10. Мартышка, осёл, козёл и мишка.
11. Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей
12. О животных, выступающих в роли музыкантов.
Приём "Словарная работа"
Задание № 3. 1. Прочитайте и подчеркните карандашом непонятные вам слова. Запишите определения в тетрадь.
Пленять – увлекать.Чинно – строго по правилам.Уселись чинно в ряд.  Лад – согласие, порядок.Прима, втора (первый — второй голос)
– Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы.
2. Подчеркните и назовите, ребята, слова из текста, которые относятся к музыке.
3. На каких инструментах играли звери? (бас, альта, две скрипки)
4. К какой группе симфонического оркестра они относятся? (струнно-смычковой)
квартет, ноты, бас, скрипка, музыка, прима, музыка, альт, кант, запляшут, втора, смычок.
5. Какой инструмент не называется Крыловым? (контрабас, он не входит в состав струнного квартета, а басом Крылов называет виолончель)
Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.
Смычок - приспособление для извлечения звука из струнных смычковых инструментов. Извлекается звук в процессе ведения смычка по натянутым струнам.  Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:
Первые скрипки
Вторые скрипки
Альты
Виолончели
Контрабасы.
Работа с иллюстрациями
Задание № 4: рассмотреть струнно-смычковую группу
(см.Презентацию (слайд))
Приём "Вопрос-ответ"
Задание № 5. Работа с текстом. (Выборочное чтение)
Найдите и прочитайте, кому какие инструменты достались. (Бас – медведю, мартышке – скрипка прима, альт – у осла, вторая скрипка у козла)
Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? (увлечь всех жителей леса своей игрой)
В самом деле, они могли пленять своим искусством? (Нет, они не умели играть на инструментах)
Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (Себя.) "Я, прима, сяду против вторы
Что собрались делать животные? (Затеяли сыграть квартет.)
Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ("А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
В чем же смысл басни? Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл и косолапый Мишка не смогли сыграть на инструментах, потому что у них нет способности, знаний и умений. У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы.
Прочитайте, как они начали свою игру (Ударили в смычки, дерут, а толку нет)
Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка? (Ведь вы не так сидите.)
Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? (Нет)
Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)
Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)
Получилась ли у них музыка? (Нет)
Прочитайте строки, которые говорят о том, из-за чего же, по их мнению, «квартет нейдет на лад» (И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!")
А речь, только каких животных звучит в басне?  (Соловей, мартышка, осел.)
Задание № 6: Чтение по ролям. (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)
мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды. соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.
Задание №7. Использование ИКТ. А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Квартет» , чтобы вы посмотрели, как держат звери инструменты. https://vsebasni.ru/krylov/kvartet.html Квартет
(Вы обратили внимание, что ни один зверь не держит правильно инструмент?
- Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? (Мастерства, усидчивости и терпения) (на доске УМЕНИЕ + ТРУД = МАСТЕРСТВО), которое важно в любом деле, особенно в искусстве.
- Да, так отчитать невежд мог только настоящий музыкант. И этим музыкантом был… Думаете, Соловей? В том-то и дело, что не только Соловей. Сам Иван Андреевич Крылов - великий баснописец был очень хорошим музыкантом и, что особенно важно, больше всего любил играть в квартете. А где и на каком инструменте играл И.А.Крылов кто знает?
Проектная работа. (Поиск информации в Интернете), Индивидуальное домашнее задание по желанию ребёнка (сообщение, презентация).
- В каких словах басни заключена мораль? (Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.) Дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения. ("Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней.."А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
- В каких жизненных ситуациях уместно применить эту мораль? В басне “Квартет” поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Талант необходим во всех делах, как и призванье. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить, которая рушится в мгновенье. Не подумайте, что басня Квартет высмеивает только музыкантов-самоучек, концерты которых зачастую - смех да и только, произведение описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им и говорит Соловей - мастер своего дела, что как бы вы друзья не садились, музыкантов из вас не выйдет. (Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся - у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде, однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.)
- Почему Крылов в судьи выбирает именно соловья? ( Потому, что он прекрасный певец и вправе быть судьей незадачливых исполнителей.)
Прочитайте слова, которые выражают смысл басни ("А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
- Что с помощью музыки хотел сказать баснописец? (Как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Так, например, Крылов убежден, что основу жизни составляет труд, а благополучие общества зависит от совместного труда людей, работающих честно и умело.)
- К чему может привести отсутствие профессиональных знаний? ("Ударили в смычки, дерут, а толку нет.") (К неудачам, к неспособности решений новых профессиональных задач)
А теперь представьте, если бы не было музыки, смог бы И.А.Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.
Ребята, вам понравилась басня "Квартет"? Чем понравилось произведение, что запомнилось? (ответы детей)
Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.
- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Это русская народная песня «Во поле береза стояла».) (Приложение 4)
- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве? (П.И. Чайковский.). Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4». (Приложение 4)
(Это финал Симфонии № 4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.)
В прошлом году ребята работали группой, выполняя практико-ориентированный проект "Литературные произведения - основа для музыкальных сочинений". Они изготовили дидактический материал для урока музыки . Это карточки (Литературное произведение, Музыкальное произведение, Иллюстрации к произведениям) Мы сейчас попробуем с вами их собрать. (Ребята учатся играя)
Установите соответствие музыкальных и литературных произведений:
Былина «Садко»
Арабская сказка «Тысяча и одна ночь»
Повесть «Метель» А.С.Пушкин»
Басня «Квартет» И.А.Крылов
Стихотворение «Жаворонок» Н.Кукольник
Сказка «Щелкунчик» Эрнст Гофман
Стихотворение «Горные вершины» М.Ю.Лермонтов
Сказка «Снегурочка» А.Н.Островский
Сказка - Братья Гримм - "Волк и семеро козлят"
Стихотворение А.С.Пушкин - «У лукоморья»
Сказка «Золушка» Шарль Перро, (Братья Гримм)
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»
А.С.Пушкин
А) Романс из музыкальных иллюстраций к повести «Метель» Г.Свиридов.
Б) Опера «Снегурочка» Н.А.Римский - Корсаков
В) Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский
Г) Романс «Горные вершины» А.Варламов
Д) Романс "Жаворонок" М.И.Глинка
Е) Опера - «Садко»
Ж) Балет – С.Прокофьев – Золушка
З) Романс – М.И.Глинка - «Я помню чудное мгновенье»,
И) Симфоническая сюита «Шехерезада»
К) Струнный квартет А.П. Бородин.
Л) М.И.Глинка. Опера "Руслан и Людмила" 
М) Опера «Волк и семеро козлят» М.В. Коваль
Ответ________________________________________________________________________________________
Закрепление материала
Приём “ Верно ли, что…” (Учатся выражать свои мысли, формулировать на основе текста свои доказательства)
Верно ли, что басню "Квартет" написал Андрей Иванович Крылов? (нет)
Верно ли, что музыку с литературой роднит интонация? (да)
Верно ли, что басню "Квартет" написал А.С.Пушкин? (нет)
Верно ли, что контрабас входит в состав струнного квартета? (нет)
Верно ли, что И.А.Крылов басом называет виолончель? (да)
Верно ли, что И.А.Крылов был хорошим музыкантом и сам любил играть в квартете? (да)
Верно ли, что И.А.Крылов играл на контрабасе? (нет)
Верно ли, что И.А.Крылову было 11 лет, когда он написал свою первую басню? (да)
Верно ли, что И.А.Крыловым создано 56 басен? (нет)
Отгадайте кроссворд "Квартет" (Приложение 3)
– Я надеюсь, что и в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше. В нашей библиотеке есть много книг И.А.Крылова, кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
Ребята, на слайде вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. (Чтение стихотворения.) (Приложение 5.)
Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?
(Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.)
М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. Послушайте романс «Жаворонок»
(Слушание.) (Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.)
Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» М.И.Глинки. (Приложение 5)
Ребята, обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Василия Поленова "Монастырь над рекой"с музыкой Михаила Ивановича Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.( Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке)
Подведение итогов. Оценки.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? (Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы) .
- Какой мы сделаем вывод? (Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего)
VI. Домашнее задание (Индивидуальное )
Найти пословицы, которые можно отнести к басне "Квартет".
Викторина по басне И.А.Крылова "Квартет" (Приложение)
Составьте свой музыкальный кроссворд.
Найти музыкальные загадки.
Выбрать тему проекта: (на выбор)
- Информационный проект (публичное выступление с сообщением "Фрагменты жизни и творчества И.А.Крылова."
- Практико-ориентированный проект (изготовление дидактического материала "Басни И.А.Крылова"
- Творческий проект "Музыкально-литературный журнал"
- Исследовательский проект " Музыка в жизни и творчестве И.А.Крылова."
- Презентация к уроку с играми или физминутками.
- Презентации к уроку "Музыка в баснях И.А.Крылова"
- Презентация к уроку "Автобиография Михаила Ивановича Глинки."
- Презентация к уроку"Автобиография Ивана Андреевича Крылова"
Использовались на уроке виды работ:
Чтение названия рассказа.
Самостоятельное чтение всего текста (по заданию учителя)
Чтение, пометка непонятных слов.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Чтение по ролям.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль басни.
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Приложение 1

Приложение 2
Басня "КВАРТЕТ" (Иван Андреевич Крылов)
Проказница-Мартышка, Осёл, Козёлright124460Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки,— Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.— Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдёт уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он всё-таки на лад нейдёт. «Постойте ж, я сыскал секрет! — Кричит Осёл,— мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». right-1905Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё-таки Квартет нейдёт на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: «Пожалуй,— говорят,— возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть, Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней,— Им отвечает Соловей,— А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
Приложение 3
Кроссворд

По горизонтали.
Кто написал басню Квартет? (Крылов)
На каких инструментах играли звери? (Смычковые)
Что сделала ворона, когда услышала в свой адрес льстивые речи? (Каркнула)
Один из горе-музыкантов в басне “Квартет”. (Мартышка)
Кто ходил по цепи кругом у лукоморья? (Кот)
Чтоб музыкантом быть, что надобно…? (Уменье)
Какой порок высмеивает Крылов в басне «Ворона и лисица» (Лесть)
Басня Ворона и лисица (Иван Андреевич Крылов)
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
* * *
right41275Вороне где-то Бог послал кусочек сыра; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близёхонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,— И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Приложение 4
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,Люли, люли стояла.Люли, люли стояла.Некому березу заломати,Некому кудряву заломати,Люли, люли заломати.Люли, люли заломати.Я пойду погуляю,Белую березу заломаю,Люли, люли заломаю.Люли, люли заломаю.Срежу я с березы три пруточка,Сделаю из них я три гудочка,Люли, люли три гудочка.Люли, люли три гудочка.А четвертую балалайку,А четвертую балалайку,Люли, люли балалайку.Люли, люли балалайку.Стану в балалайку я играти,Стану в балалайку я играти,Люли, люли играти.Люли, люли играти.


Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Фрагмент финала «Симфонии №4»
Итог[
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден:
 «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить (а радоваться ли?!) всё-таки можно!»
4 часть (Allegro con fuoco , финал.)
«Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.» (П. Чайковский)
В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.
Картина народного веселья, праздника;
фатум и страдающий герой.
Рондо-соната.
ГП (рефрен) включает 3 элемента:
нисходящая вихревая тема, интонации которой постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
могучий и радостный народный пляс.
В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала). Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).
Приложение 5

Вообще, у Глинки романс написан как дуэт. Народной песней романс не стал - прижился, в основном, в салонной и профессиональной музыкальной среде.
ЖАВОРОНОК Музыка Михаила ГлинкиСлова Нестора КукольникаМежду небом и землейПесня раздается,Неисходною струейГромче, громче льется.Не видать певца полей,Где поет так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий.Ветер песенку несет,А кому – не знает...Та, кому она, поймет,От кого – узнает!Лейся, песенка моя,Песнь надежды сладкой:Кто-то вспомнит про меняИ вздохнет украдкой.1840, слова и музыка
Нестор Кукольник — портрет работы Карла Брюллова
Нестор Кукольник с женой на портрете 
Р. К. Жуковского (1847)
Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868), родился 8 сентября 1809 г. в Петербурге, в семье профессора. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 г. поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Активный сторонник самодержавия. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 г. в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал "Художественную газету" (1836-1838), журналы "Дегерротип", "Иллюстрация". При жизни пользовался огромной популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего его литературного наследия прижилась только песня "Жаворонок".
Приложение 6
Викторина по басне Крылова И. А. "Квартет".
 Зачем собрались герои басни?
 Поиграть в шахматы  Половить рыбу  Устроить пикник  Сыграть квартет 
 Что такое квартет?
 Музыкальный ансамбль из 3х исполнителей  Музыкальный ансамбль из 4х исполнителей  Музыкальный ансамбль из 5 исполнителей  Музыкальный ансамбль из 6 исполнителей 
 Куда сели музыканты?
 На бережок  На лужок  На чердачок  На крылечко 
 Какой глагол использует автор, объясняя, для чего они сели на лужок под липки?
 Завораживать  Удивлять  Очаровывать  Пленять 
 Что решили пленять своим искусством музыканты?
 Двор  Лес  Свет  Вселенную 
 Как объяснила Мартышка, почему не получился квартет?
 Звери не знали нот  Звери не умели правильно держать инструменты  Звери были слишком тепло одеты  Звери не так сидели 
 Что предложил Осёл, чтоб они смогли осуществить задуманное?
 Встать друг за другом  Встать врассыпную  Сесть полукругом  Сесть рядом 
 Какой инструмент не использовали герои басни?
 Альт  Балалайку  Бас  Скрипку 
 В чьи уста вложена мораль басни?
 Мартышки  Осла  Соловья  Автора 
 Что героям басни ответил Соловей?
 У сильного всегда бессильный виноват  А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь  Пой лучше хорошо щеглёнком, чем дурно соловьём  Слона - то я и не приметил