Конспект урока по русскому языку на тему: Ударение в русском языке


Ударение в русском языке. Орфоэпия. Правописание безударных гласных в корне слова.
Цели:
- познакомить с особенностями ударения в русском языке;
- развивать умение правильно ставить ударение в словах, формировать навык правильной речи;
- воспитывать хорошее отношение к людям, желание любить и беречь природу.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация
Чтение сочинений-миниатюр «Зачем нужны вежливые слова?»
III. Формирование основных понятий и способов действий
1. Словарная работа
Орфоэпия (греч. орфос – правильный, эпос – речь) - правила образцового произношения.
Запись предложения
Слова в русском языке соответствуют орфоэпическим нормам.
2. Занимательный материал
Орфоэпия
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно
Ставят под удар.
Возил не шофер, а шофёр
Не фарфор, а фарфор.
Был оглашён не приговор –
Судебный приговор.
Ушёл шофёр на многие
Не лета, а лета.
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
.
Строгал не столяр, а столяр,
Но доску - не доску.
И слушал в одиночестве
Не «Tоску», а тоску
Ушёл столяр на многие
Не лета, а лета.
И дверь за ним не заперта
Была, а заперта.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар
(Ф. Кривин)
Ударение
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вac!»
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это же просто чёрточка!» Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает!». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все представили, что перед ними живые грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атлас получился Атлас, вместо Капель - Капель, вместо Дорога - Дорога, Города - Города. И сколько ещё таких слов образовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почётных мест в своём собрании и с этих пор стали относиться к Ударению с большим уважением.
(И. Подгаецкая)
IV. Формирование основных умений и навыков.
1. Упр. 62, прочитайте, расставьте ударение в словах.
2. Рабочая тетрадь, задание 12. Составь словосочетания, из которых было бы ясно, с каким ударением произносится слово.
Парить_______________ - парить__________________;
хлопок_______________ - хлопок__________________;
замок_______________ - замок__________________;
кружки_______________ - кружки__________________;
гвоздики_______________ - гвоздик __________________;
атлас_______________ - атлас___________________.
3. Упр. 63. Расставить ударения.
4. Стр.23, различение слов и форм слова.
5. Речевой этикет. Записать 1-ое предложение из упр.67 в форме прямой речи.
«Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти», - писал Л.Н.Толстой.
- Как вы понимаете эти слова?
- Объяснить написание безударных гласных.
- Найти однородные члены предложения, составить схему однородных членов.
6. Выразительное чтение стихотворения из упр.70. Сделать фонетический разбор выделенных слов (можно по вариантам).
. Орфоэпический диктант. Записать слова, расставить ударения. Объяснить значение слов *
Алфавит, договор, торты, звонит, красивее, жалюзи*, паралич, завидно, баловать, кухонный, фарфор*, искра, начал, поняла, каталог*, квартал.
2. Составить (устно) словосочетания с этими словами.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
1. Беседа по вопросам на стр.24.
2. Чтение статьи М.В.Панова «Какая же наша орфография?»
V. Этап информации о домашнем задании
1. Упр. 64, 68
2. Подготовиться к орфоэпическому диктанту.
3. * Письменно ответить на вопрос к упр.6
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии