Статья на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».


Статься на тему: «Формирование предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр».

В современных условиях изучение и формирование предикативного словаря у дошкольников с ОНР III уровня является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый словарь – номинативный, предикативный, атрибутивный. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико–грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
У детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Серебрякова отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью номинативной, предикативной, атрибутивной лексики. Предикативная лексика – это совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке. В данной работе будем рассматривать только глаголы в речи дошкольников с ОНР III уровня, т.к. из всего предикативного словаря глаголы понимаются ими лучше и эти дети чаще используют их в своей речи.
Вопросами формирования словаря, в том числе предикативного, у детей с общим недоразвитием речи III уровня, занимались такие ученые, как Н. С. Жукова, Л. Н. Ефименкова, С. Н. Сазонова. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина. Но сегодня не хватает методик по формированию предикативного словаря у детей с ОНР III уровня, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой предикативный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики, понять механизмы ее формирования. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативного словаря.
Обязательными элементом дидактических игр являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании
·и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Мы предполагаем, что работа над новым словом включает следующие этапы: уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова; выделение семантических признаков данного слова; введение данного слова в активный словарь; закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении).
Проблема формирования предикативного словаря в настоящее время занимает важное место в лингвистической и логопедической литературе, потому что именно словарь является показателем высокого уровня умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в речевом развитии ребенка. В это время отмечается значительный рост словарного запаса, который находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста отмечаются отличия в формировании предикативного словаря, в сравнении с их нормально говорящими сверстниками. А именно, предикативный словарь детей с общим недоразвитием речи III уровня обладает определенными особенностями, такими как: недостаточный объём, трудности в понимании и употреблении слов с лексико – грамматическим сходством, ограниченность и однообразие глаголов. Эти отличия в формировании предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня мешают полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.
Важным средством формирования предикативного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является дидактическая игра, в которой происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности, что важно для них. Использование дидактической игры с целью формирования предикативного словаря происходит в ходе занятий, свободной деятельности, в режимные моменты.
В своей работе мы опирались на исследования Л.С. Выгодского, Р.И. Лалаевой, И.А.Чистяковой, С.Н. Коноваловой. Логопедическое воздействие в целом осуществлялось в рамках методической системы, предложенной Р.Е. Левиной, В.П. Глуховым, Н.С. Жуковской, Г.В. Чиркиной.


.