Статья Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы реализации


Бородина Марина Валерьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№48
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы реализации
Базовые документы:
Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации (17 ноября 2008 г.) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) Фундаментальное ядро содержания общего образования (2009 г.)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04 февраля 2010 г.) Послание Президента Федеральному Собранию
(30 ноября 2010 года)
Стратегия 2020 Главная цель Новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан
Стратегия 2020 Новые задачи образования
образование должно обеспечить
формирование политической культуры демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
укрепление национальной безопасности
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Из Пояснительной записки к ФГОС 2004 года
«Настоящий стандарт (2004) – стандарт первого поколения. Он выстроен с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом возможностей сегодняшнего образования (учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня. В этом плане данный стандарт является переходным».
Из интервью с А.М. Кондаковым – руководителем группы по разработке ФГОС 2009 года
В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам образования и квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.
Государственный стандарт общего образования (2004) – нормы и требования, определяющие:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
уровень подготовки выпускников,
основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Требования к выпускнику «Новой школы»
мотивированный к познанию
владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
критически мыслящий
готовый к сотрудничеству и коммуникации
готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения
социально-ответственный
мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения
понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих
обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего



Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Особенности ФГОС
Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС
Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались
потребности личности, общества и государства в общем
образованииИзменилась структура стандарта (совокупность требований)
Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ
Изменилось представление об образовательных результатах
(личностные, метапредметные, предметные)
ФГОС имеет методологическое основание (системно- деятельностный подход) Ориентиром при построении содержания образования стали
Фундаментальное ядро содержания общего образования и
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования
Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса
Представлены широкие возможности реализации этнокультурной составляющей ФГОС Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.